Елена
0

Елена

Елена
  • Рейтинг: 0
  • Последний визит: 3 года назад
  • Регистрация: 3 года назад

Анкета

Город:
Саранск
Возраст:
47 лет

Контакты

Телефон:
89271888357

О себе

Работаю в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад № 91 компенсирующего вида" учителем -дефектологом.

Стена пользователя

Загрузка...
3 года назад
#
Курганова Елена Александровна
МДОУ «Детский сад № 91», г.о. Саранск,
учитель-дефектолог.

Тема: «Развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через театрализованную деятельность».
«Театрализация – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играя,
а играя, познаёт мир» О.П. Радынова.
Театрализованная деятельность в детском саду — хорошая возможность раскрытия творческих способностей. Именно через театрализованную деятельность каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей.
Театрализация — это импровизация, оживление предметов и звуков. В ней ребёнок накапливает опыт ролевого поведения и ролевых отношений, который облегчает ему вхождение в жизнь.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать мне такие педагогические задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
2. Выявить особенности выразительных движений у дошкольников с нарушением интеллекта.
3. Расширять представление о сказках.
4. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей через театрализованные игры. Формировать выразительность речи у детей.
5. Развивать эмоциональную отзывчивость, используя платковый театр.
6. Адаптировать и социализировать ребенка с интеллектуальной недостаточностью через театрализованную деятельность
7. Воспитывать устойчивый интерес к произведениям, доброжелательность, милосердие, сострадание, умение осознавать и оценивать свои поступки и поступки других.

Необходимо правильно организовать театрализованную игру. Основными требованиями являются:
— содержательность и разнообразие тематики;
— постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры;
— максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
— сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов определяются требованиями программы воспитания для каждой возрастной группы. Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету сказки. Далее предполагается импровизация детей на заданную или избранную ими тему.
Известная рекомендация-чтение произведения до начала игры — требует обсуждения и уточнения. Прочитанное становится понятным, если оно хорошо иллюстрировано. (Можно использовать театр игрушек, «живые картинки»). Так одновременно создаются зрительные образы, демонстрируются способы их эмоциональной выразительности и игры.
Вначале педагогу лучше самому читать текст, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Дети начинают участвовать в диалоге с нами, имитируют движения, голос, интонацию персонажей игры.
Дети с нарушениями интеллекта неинтересно играют, не проявляют инициативы и творчества, не способны действовать в воображаемой ситуации и с воображаемыми предметами. Игровые действия детей, как правило, не эмоциональны, лишены чувств. Дети не используют выразительных движений, для изображения какого-либо персонажа. Их лицо лишено мимики, голос не интонирован, что может привести к потере интереса к игре. Из многообразия средств выразительности программа детского сада рекомендует: в младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (имитировать движения); в средней группе использовать художественно-образные выразительные средства — интонацию, мимику (жесты, позу, походку); в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения; в подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Речь воспитателя, которую он ведёт сам, служит первым образцом для подражания. Далее – небольшие упражнения с детьми. После театрализованной игры для упражнений использовать высказывания только что выступавших персонажей. Например: «Кто лучше, кто жалобнее скажет?» Опросить всех детей, победителю аплодисменты. Мы привлекаем детей к лучшему исполнению. Детям это доставляет радость, кроме того, формируются необходимые умения. Затем упражнение в интонировании диалога. Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации.
С целью развития выразительного образа мы включаем игры с превращениями в животных. Они позволяют значительно расширить диапазон невербальных средств коммуникации, а в дальнейшем обогатить содержание игровых ролей. В процессе обычных наблюдений за способом передвижения, положением тела животного, выделяются его характерные движения (как ест, как спит, как бегает). Детей учим устанавливать связь между движениями и эмоциями, настроением персонажа. Для того, чтобы воспроизведение движения осуществлялось осмысленно, а не спонтанно, его необходимо рассматривать, изучать то, что оно выражает, особенно подчёркивать зависимость внешних проявлений и внутренних переживаний персонажа. Например, взрослый спрашивает: «Когда кошка сердится, она мурлычет?», «Как она держит спину, лапы?», «Как она шипит?», «Что она хочет этим сказать?», «Не подходите, оцарапаю!»;
— «Можно такую кошку погладить?», «А почему?» Далее обучаем детей технике преображения головы, туловища, походки. Мы рекомендуем использовать игры с превращениями в животных: «Сердитый кот», «Весёлые медвежата», «Мишка рассердился», «Трусишка Зайка», «Зайки серые сидят». Специально подобранные музыкальные фрагменты и эмоциональная речь педагога позволяет детям вжиться в образ и стимулировать перевоплощение.
Предметно-развивающая среда.
Для того, чтобы развитие театрализованной деятельности проходило более успешно, мы создаём необходимые условия в нашей группе: уголок ряженных, декорации, костюмы, инструменты, магнитофон, аудиозаписи сказок, музыки; настольный театр, платковый театр, театр картинок и т.д. Для театрализованных игр мы изготавливаем костюмы и их детали: шапочки, маски, перчатки и т. д. Они не сложные, чтобы дети легко смогли надеть и снять их, не отвлекаясь от игры. Всё это помогает детям в играх, делает их более понятными, доступными и интересными.
В нашем детском саду в работе с детьми мы используем «Платковый театр» в сказках: «Теремок», «Репка», «Колобок», «Рукавичка». Детям очень нравится «перевоплощаться», они имитируют движения, голос. Принимают на себя роль, удерживают её до конца. Развивают навыки эмоционального общения детей друг с другом и взрослыми.
Фрагмент игры.
Детям предлагает педагог показать сказку «Колобок». С использованием настольного театра педагог рассказывает сказку. Затем проводится беседа по сказке.
-Как называется сказка? (Сказка называется «Колобок»).
-Кто слепил Колобка? ( Колобка слепили Бабушка и Дедушка).
-Кого встретил Колобок в лесу? (Колобок встретил в лесу Зайца, Волка, Медведя, Лису).
-Что сказал Заяц Колобку? (Колобок, я тебя съем).
-Что ответил Колобок? (Колобок ответил: -Не ешь меня Заяц, я тебе песенку спою).
-Кого ещё встретил Колобок? (Колобок встретил Волка, Медведя, Лису).
-А, кто съел Колобка? (Колобка съела Лиса).
-Какая была лиса? (Лиса была обманщица, хитрая).
Далее идёт распределение ролей, планирование деятельности.
— Максим, сегодня Колобком будешь ты.
-Какой Колобок? (круглый, вкусный). Покажи, как катится Колобок? Каким голосом разговаривает Колобок? Что ты скажешь? Аналогично распределяются другие роли).
Далее педагог приглашает детей в путешествие. Дети в костюмах едут показывать сказку, затем идёт сама игра. Дети показывают сказку. Педагог читает текст. После показа дети возвращаются в детский сад. Затем подводится итог игры. Оценка деятельности детей.
Сказки — это существенный механизм развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания
уверенности в своём будущем. С помощью сказок можно воспитать ребёнка. Помогать преодолевать негативные стороны его формирующей личности. Театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития детей. Она необыкновенно насыщенная, что делает её привлекательной для детей.
Работа с родителями.
-Эмоциональная поддержка детей родителями, обсуждение роли, помощь в разучивании роли или стихов, рассказ о своих впечатлениях после праздника.
-Присутствие родителей на музыкальных спектаклях и праздниках.
-Изготовление родителями костюмов для детей.
-Украшение группы и музыкального зала к праздникам. Изготовление декораций для спектаклей.
-Организация совместных праздничных чаепитий.
Выводы:
1. Социализация ребёнка в обществе пройдёт наиболее успешно, именно в игре, принимая на себя различные роли, с использованием платкового театра, он придумывает или воспроизводит те, или иные ситуации и способы поведения в них.
2. В результате обследования были выявлены следующие особенности: дети с трудом пользуются выразительными средствами для передачи эмоциональных состояний своих персонажей, практически не пользовались мимикой, интонацией, жестами; они с трудом усваивают роли и перевоплощаются в сказочных героев; для многих детей задания оказываются очень сложными и невыполнимыми.
3. Таким образом, применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие не только психических функций личности ребёнка с проблемами в интеллектуальном развитии, художественных способностей, творческого потенциала, но и общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогающей адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада. — М.: Просвещение, 1991. – 5-15 с.
2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: Издательство «Союз», 2001.-320с.
3. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: КАРО, 2006.
4.Реутская Н. А. Театрализованные игры дошкольников. Игра дошкольника / под ред. С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.–286 с.
5.Ушакова Н. В. Организация театрализованной деятельности в ДОУ.
Ж-л Воспитатель ДОУ, № 6, 2010. – 88-89 с.
Загрузка...
3 года назад
#
Методические разработки коррекционно-развивающего комплекса мордовских подвижных игр, направленного на ознакомление дошкольников с культурой мордовского края,
подготовленные учителем-дефектологом
Кургановой Еленой Александровной
муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 91 компенсирующего вида» г.о. Саранск
Аннотация. У педагога есть шанс развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого ему необходимо выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. И тогда личность ребенка проявится во всех направлениях деятельности. Необходимость решения выделенных трудностей определила проблему, которой посвящена методическая разработка, заключающуюся в поиске содержания и педагогических условий формирования способностей к эмоционально-образному восприятию у детей посредством ознакомления с историей родного края.
«Мордовские подвижные игры» — это отклик на возросший интерес к родной республике, к наследию и традициям своего народа. Характерная черта современного образования – внимание к народному духовному наследию, как явлению, содержащему в себе глубокие возможности для воспитания и развития личности. Трудно найти другой материал, столь же близкий детям по духу и одновременно содержащий огромные обучающие возможности, каким является мордовская игра, через игру детям легче понять вечные нравственные ценности, игра помогает донести до маленького человека высокие нравственные идеалы. Картина мира, воспроизводимая в играх посредством слова, музыки действия, несёт вечные нравственные ценности, задаёт ребёнку надёжные ориентиры в окружающем его культурном пространстве.
Если использовать мордовские игры в работе с детьми дошкольного возраста, то это будет способствовать лучшему усвоению традиций мордовского народа, а так же воспитывать национальную культуры, духовность, самостоятельность, толерантность.
Актуальность: Мордовские подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка. В них ребенок осмысливает и познаёт окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребёнка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребёнок не только познаёт окружающий мир, но и преображает его.
Мордовские подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста. Мордовская игра несёт символическую информацию о прошлом, передаёт традиции, свойственные менталитету народа соответствует детской природе, удовлетворяет потребность ребёнка в познании и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.
Система работы по формированию способностей к эмоционально-образному восприятию у дошкольников с ОВЗ на занятиях, включая музыкальные занятия. Процесс воспитания интереса детей к культуре мордовского края. Такая работа способствуют не только интеллектуальному, физическому, художественному воспитанию детей, но и развивают коммуникативные навыки. Включение родителей в работу — сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, служит залогом дружной семьи.
Новизна методической разработки. Подвижные игры являются одним из самых часто применяемых видов здоровьесберегающих технологий, которые используются в практике ДОУ.
Подвижная игра относится к тем видам игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. В процессе организации подвижных игр с детьми возникают поистине уникальные возможности для комплексного решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Но подвижная игра, также, в силу своей специфики является, прежде всего, эффективным средством укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Так, подвижные игры при правильном их подборе, т.е. с учётом возрастных особенностей и физической подготовленности детей, оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, формирование правильной осанки, повышают функциональную деятельность организма, активизируют обмен веществ, а мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции.
Подвижные игры положительно влияют и на нервную систему, потому что увлекательный игровой сюжет вызывает у детей положительные эмоции.
Целью методической разработки является:
-приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;
-формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов;
-воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Мордовии, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за неё;
-формировать у детей интерес и ценностное отношение к мордовским народным играм через физическое воспитание.

В рамках этой методической разработки были выдвинуты следующие задачи:
-Проанализировать литературу по вопросам приобщения детей дошкольного возраста к культуре и истории родного края, традициям. Собрать и систематизировать дидактический материал в группе.
-Развивать эстетические чувства, способность к отражению их в творческой деятельности; обогащать содержание двигательной деятельности ребенка Мордовскими подвижными играми; развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию)
-Приобщать детей и родителей к народным играм.
Формировать уважение к традициям и обычаям; знакомить с устным народным творчеством; знакомить детей с национальными особенностями физического воспитания (игры и упражнения на воздухе, народные игрища).
Основная часть.
Методы:
1) Наблюдение за детьми в ходе игры.
2) Беседа с детьми о Мордовии, родном селе.
3) Количественный и качественный анализ полученных результатов (диагностика).
При планировании и организации мордовских игр важно соблюдать следующие условия:
Обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада.
Правильное определение главной цели мордовских игр.
При разработке игры выделение главного компонента.
Необходимо сохранить положительно – эмоциональный стиль отношений между педагогом и детьми во время игры, учитывая возрастные и индивидуальные психологические особенности детей в группе.
Использование народных игр способствует интернациональному воспитанию детей, их ознакомлению с обычаями и особенностями мировоззрения и жизненного уклада разных народов. Это очень важно в условиях поликультурного государства, каким и является Россия. Уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур, к их обычаем, нравам.
У мордвы, как и у других народов, есть свои национальные игры, которые имеют многовековые традиции. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение.
Национальные мордовские игры тесно связаны с песнями, народными афоризмами и крылатыми выражениями.
Содержание народных игр обогащает нравственные представления детей и способствует развитию толерантного отношения детей к представителям других культур.
Данные игры рекомендованы для детей старшего дошкольного возраста программой «Мы в Мордовии живём».
Все эти игры — сюжетные. Основным их содержанием является воспроизведение действий животных и птиц.
Основные задачи заключаются в следующем:
1) познакомить детей с мордовскими подвижными играми;
2) развивать активность детей и бег в подвижных играх.
3) воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила,
согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Заключение.

Предполагаемые результаты:
1. Дети научатся поддерживать и самостоятельно организовывать знакомые мордовские подвижные игры.
2. Дети научатся выполнять правила и нормы поведения в играх, оценивать свои результаты и результаты своих товарищей.
3. Выучат много считалок и спортивных речевок.
4. У детей разовьются физические качества, укрепится здоровье.
5. У родителей обогатятся знания о мордовских подвижных играх, и появится желание играть в них с детьми вне ДОУ в разное время года.
6. У родителей повысится уровень ответственности за здоровье собственных детей.

Выпускник МДОУ должен: иметь представления об истории Мордовии и мордовского края; о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённой национальности; о национальной принадлежности людей, проживающих на территории республики Мордовия (мордва: мокша и эрзя, русские, татары). Иметь представления о гербе, гимне, флаге Мордовии; о народах, их языках, обычаях, традициях. Знать, что Республика Мордовия – часть огромной страны России (Российской Федерации); Саранск – столица Мордовии. Уметь рассказать о своём родном городе (селе, посёлке), о его достопримечательностях, об улице, на которой живёт. Иметь представления о реках, озёрах, заповедниках находящихся на территории Мордовии.
Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Учитывая это в своей работе, можно заметить, что действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, творческой деятельности, общении, повседневной жизни. Гармоничное развитие личности представляется нам возможным только через выражение себя в различных видах деятельности. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях мордовского народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.
Для решения поставленной задачи использовались разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому, наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, считаю занятия, беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры, индивидуальную работу с детьми. Так как, именно они позволяют интегрировать самые различные виды детской деятельности.
В своей работе по данной теме использую рекомендации программы «Валдоня» («Светлячок»), которая помогает приобщать детей к культурному наследию родного края. Используем материал хрестоматии «Фольклор народов среднего Поволжья» автор-составитель А.Ю. Тихонова, методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений «Мордовские народные игры» составитель А. И. Исайкина, «Мордовские народные игры» литературная обработка В.С. Брыжинского. Изучение и проведение с детьми морд.игр, знакомство со сказками, обыгрывание и пересказ, подбор атрибутов к сказкам, фото детей, проведение праздника «Масленица», «Пасха».

Приложение 1.
«В ключи»
(«Панжомнесэ» — эрз., «Пантемаса»- мокш.)
Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четыре играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:
Дядя (тётя), у тебя ключи?
Тот отвечает, указывая на соседа:
Вон у дяди (тёти) спроси.
Так водящий обходит всех четверых. Последний, ему советует:
Посередине поищи!
Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.
Правила игры. Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отходит в середину. Уголок занимает тот, кто первым туда попал. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.

«В курочек»
(«Сараскесэ» — эрз., «Сараскакс» — мокш.)
Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, образуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.
Правила игры. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.
«Круговой»
(«Мяченькунсема» — эрз., «Топсаналхксема» — мокш.)
Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто – за кругом. Те, кто остаётся за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в находящихся, в кругу. Если кому-либо, в кругу удаётся поймать мяч, он старается попасть им в любого ребёнка за кругом. Если ему удаётся, то у него в запасе очко, если промахнётся, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие, меняются местами.
Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли – не считается. Остальные выходят из круга. Ребёнок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остаётся в кругу.
«Раю – раю»
Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю – раю. Пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдёт
И детей проведёт.
В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг е другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.
Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

«Ловчий и голуби»
«Нармуненькундсицядыгулят»
Один Ловчий и до десяти человек — птиц. Дом для Ловчего и круг – поляна для птиц. Ловчий должен поймать птиц по условию игры, а птицы слетаются в круг. Кто не успел, того Ловчий к себе забирает. Выигрывает самая ловкая птица.
«В гусей и волка»
Дети выбирают «Хозяина» и «Волка», остальные становятся «гусями». «Волк» прячется под горой, -уходит в сторону. «Гуси» с «Хозяином» находятся дома, а потом отправляются на луг, пощипать травку. «Волк» замечает «гусей» и крадётся к ним. «Хозяин» в это время кричит: — «Гуси-лебеди, домой! Серый волк под горой!»
«Гуси» его спрашивают:- «Что волк там делает?» «Хозяин» отвечает: -«Костёр развёл, вас жарить собирается! Как хотите, убегите. Но себя поберегите!» После этого «гуси» бегут домой, а «волк» начинает их ловить. Когда «волк» переловит всех «гусей», игра прекратится.
«В Коровку»
Игроки встают в кружок. В середине «Сторож». У него возле ног «льдинка». Ударом ноги он посылает «льдинку» от себя, стараясь попасть ею по ноге любому из играющих, стоящих вокруг него. В кого попадёт, тот и водит. Если игрок успевает подпрыгнуть и «льдинка» не заденет его ноги. «Сторож» продолжает водить.

Список используемой литературы:
1. Анисимова Т.Г., Ульянова С.А. «Формирование правильной осанки», изд-во «Учитель», 2008.
2. Бабынина Т.Ф.- Формирование личности ребенка ст. дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой. Екатеринбург, 2001 год- 220 с.
3. Брыжинский В.С.-" Серебряные цепочки". — Мордовское книжное издательство, 2002 год.
4. Лузгин А. С.- «Промыслы Мордовии». — Саранск, 2003 г.
5. Хрестоматия к программе «Валдоня»- Мордов. книж. изд. 2004 г. — Е. Н. Киркина.
6. «Саранск- столица Мордовии рассказы для маленьких читателей». — МГУ имени Н.П. Огарева.
7. «Большая книга животных»- Морд. книж. изд., 2003 год.
8. «Степан Дмитриевич Эрзя»- Морд. книж. изд., 1998 год.
9. «Волшебные сказки», Саранск. — Морд. книж. изд.-во,1992г.

Загрузка...