Ляличкина Людмила Николаевна
0

Ляличкина Людмила Николаевна

Ляличкина Людмила Николаевна
  • Рейтинг: 0
  • Последний визит: 25 дней назад
  • Регистрация: 4 года назад

Анкета

Город:
Саранск
Возраст:
36 лет

Стена пользователя

Загрузка...
Историческое просвещение в ДОУ — это не только знакомство с фактами и событиями прошлого, но и инструмент для воспитания нравственных качеств, таких как уважение к старшим, чувство долга перед Родиной, ответственность и трудолюбие. Этот процесс формирует у дошкольников ценностные ориентиры, которые будут сопровождать на протяжении жизни.
Историческое просвещение формирует у детей базовые знания об истории и культуре своей страны, развивает чувство патриотизма, уважение к прошлому, а также национальной культуре. В контексте дошкольного образовательного учреждения оно имеет особенности, так как работа с дошкольниками требует подхода, который учитывает возрастные и психоэмоциональные особенности.
В условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО исторического просвещения и формирование исторической культуры приобретает особую значимость. Она охватывает знания, ценности и традиции, связанные с прошлым человечества, помогает понимать события прошлого, их роль в настоящем и влияние на будущее. Формирование основ исторической культуры у детей дошкольного возраста играет важную роль в воспитании, так как именно в этот период закладываются основы мировосприятия и формируются первые представления о мире, отношения к окружающему и модели поведения. В данной статье мы рассмотрим важность формирования основ исторической культуры у детей дошкольного возраста, а также основные подходы и методы, которые могут быть использованы для этого процесса.
Современный мир претерпевает быстрые изменения, что неизменно влечет за собой трансформацию социальных и культурных условий. В условиях глобализации и активного межкультурного обмена особенно важно прививать детям понимание их исторических корней, национальной идентичности и культурного наследия. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) определяет одну из основных задач: «приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, а также воспитание в них тяги и любви к истории и культуре своей страны, малой Родине и семье», что обуславливает задачу приобщения дошкольников к миру истории. Знание истории помогает ребёнку осознать свою роль в обществе и мире, воспитывая уважение к традициям и обычаям своего народа.
В эпоху информационных технологий, когда дети сталкиваются с огромным потоком информации, зачастую противоречивой и ненадежной, развитие исторической культуры становится ключевым, так как учит их навыкам анализа и критического осмысления. Это особенно необходимо для успешной адаптации в современном обществе. Без знания истории своей страны невозможно воспитать любовь к Родине и гордость за её достижения.
Основы исторической культуры, заложенные в дошкольном возрасте, создают основу для дальнейшего патриотического воспитания, что является одной из главных задач ФОП ДО.
Историческая культура — это совокупность разнообразных, сложившихся в определенных социально-исторических условиях способов сохранения, воспроизводства и отношения к историческому прошлому на уровне индивидов, групп или общества в целом.
Создание подходящей образовательной среды в дошкольной организации, которая предоставляет детям доступ к знаниям об истории в лёгкой и интересной форме, играет ключевую роль в развитии исторической культуры. Дети дошкольного возраста любознательны и активно стремятся к познанию нового, поэтому важно использовать их естественный интерес к истории.
Родители также играют значительную роль в исторической культуре детей. Сотрудничество между семьей и детским садом существенно сказывается на эффективности занятий. Родители и педагоги должны тесно взаимодействовать друг с другом для достижения оптимальных результатов в обучении детей. Привлечение родителей к образовательному процессу, организация совместных мероприятий и экскурсий могут заметно расширить знания детей и предоставить дополнительные возможности для обсуждений и изучения новых тем в детском саду.
«Историческое просвещение дошкольников должно носить интегрированный и системный характер, так как в дошкольном детстве закладываются те качества личности, которые будут доминировать в характере взрослеющего человека».
Исходя из вышеизложенного в МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок», была проведена диагностика среди детей старшего дошкольного возраста с целью выявления и оценки сформированности основ исторической культуры. Для этого в беседе с детьми использовались следующие вопросы:
1. Как называется страна, в которой мы живем?
2. Назови столицу нашей Родины.
3. Какие достопримечательности Москвы тебе известны?
4. Назови город (поселок), в котором ты живешь?
5. О каких интересных местах нашего города (поселка) ты можешь рассказать?
6. Какие праздники ты отмечаешь дома и в детском саду?
7. Какие полезные дела ты совершил для семьи?
8. Какие полезные дела ты совершил для детского сада?
В ходе беседы мы выяснили, что многие дети знают, где они родились, могут назвать столицу своей страны, распознают герб и флаг нашей Родины, а некоторые из них даже в состоянии частично воспроизвести гимн.
Тем не менее, среди детей были те, кто испытывал трудности с ответами, что свидетельствует о необходимости уделить дополнительное внимание этим аспектам воспитания.
В течение всей беседы интерес к обсуждаемой теме сохранялся на высоком уровне. Дети активно отвечали на задаваемые вопросы и порой вносили исправления в ответы друг друга. Общение проходило в формате живого диалога. Использование наглядных пособий значительно улучшало восприятие и понимание обсуждаемой информации. Это позволило детям более эффективно усваивать представленный материал и активно участвовать в обсуждении.
Детям особенно понравилось обсуждать семейные праздники и традиции, что подчеркивает важность этих моментов в их жизни и желание переживать подобные радостные события вновь. Поддержка и развитие патриотических проявлений у детей являются важными задачами, которые следует начинать с их ранних лет. Формирование основ исторической культуры начиная с дошкольного возраста, создаст прочный фундамент для будущих граждан, а это усилит чувство гордости и принадлежность к своей стране. Чувство уважения к корням и традициям формирует не только гражданственность, но и способствует развитию критического мышления, социализации и экологической ответственности.
В современном мире, где технологии стремительно развиваются, необходимо внедрять различные медиа средства в образовательный процесс.
Это поможет не только сделать обучение более увлекательным и интерактивным, но и эффективно соединить традиционные знания с современными формами их передачи.
В ходе нашей работы были применены определённые методы и подходы к диагностике, благодаря чему удалось провести комплексный анализ ситуации. Это позволило учесть разные аспекты и использовать подходящие инструменты для более детального изучения процесса становления основ исторической культуры у дошкольников, а именно:
— беседы и рассказы: рассказывание историй — один из самых эффективных способов передачи знаний о прошлом. Родители и воспитатели могут рассказывать детям сказки, легенды и мифы, которые содержат элементы истории. Истории должны быть простыми и доступными для легкого восприятия ребенком;
— чтение книг с просмотром иллюстраций: книги с яркими картинками и простым текстом помогут детям узнать больше о различных исторических событиях и личностях. Важно выбирать литературу, соответствующую возрасту и интересам ребенка;
— творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация и другие виды творчества способствуют развитию воображения и помогают детям выразить свои впечатления от изученного материала;
— сюжетно-ролевые игры: ролевые игры позволяют детям погрузиться в атмосферу прошлого и пережить его события;
— экскурсии: посещение музеев и экскурсий позволяют детям увидеть настоящие предметы и вещи из прошлого. Это создает более полное представление о прошлом времени и помогает детям лучше запомнить полученную информацию;
— просмотр мультфильмов и видеофильмов: современные видеоматериалы представляют собой великолепный ресурс для изучения исторического наследия;
— праздничные мероприятия: участие в культурных мероприятиях помогает детям глубже понять традиции своей страны и народа. Это может быть День Защитника Отечества, День Победы, Масленица или любой другой праздник, связанный с историей.
Таким образом, интеграция содержания образования, использование медиа ресурсов станет залогом успешного формирования основ исторической культуры у дошкольников, проявляющих любовь к своей стране и уважение к ее истории.
Загрузка...
НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Обращение к проблеме поликультурного образования в современном обществе, как средство воспитания основ толерантности, связано с происходящими в стране значительными демографическими изменениями. Среди дошкольников есть дети разных национальностей.
Детство это — то счастливое время, когда возможно закрепление в сознании национальной культуры.
Народные подвижные игры – традиционное средство педагогики, испокон веков в них ярко отражались:
• образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои;
• представления о чести, смелости, мужестве;
• желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений;
• проявлялись смекалка, выдержка, творческая выдумка, находчивость, воля и стремление к победе;
• игры хорошо развивали физически.
Дети очень любят народные подвижные игры. Радость движения в народных играх сочетается с духовным обогащением детей:
• у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре своей страны, других народов,
• создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств и чувства уважения к другим национальностям,
• поддерживается желание узнать, как можно больше об истории и культуре разных стран.
По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Это позволяет использовать их при организации различных видов двигательной активности детей.
Таким образом, детские народные подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, позволят решить задачу национального воспитания и всестороннего развития ребёнка. Правильная педагогическая организация игровой деятельности воспитанников может быть реальным и действенным путём возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуры народа.
Возрождение народных традиций в подвижных играх, состязаниях, обычаях поможет приостановить процесс вымирания народной педагогики и окажет огромное влияние на воспитание психически и физически здорового подрастающего поколения.
Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Игры, как песни и сказки, созданы народом. Они отлично закаляют тело и душу, заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Правила их просты и понятны и приносят детям много радости.
Мы в России родились,
Русский мы народ простой!
Здесь мы очень подружились
За народною игрой!
Главной целью поликультурного воспитания я считаю формирование творческой личности, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей. Научить ребёнка понимать богатое многообразие культуры нашего мира, формы самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности является актуальной задачей дошкольного воспитания.
Загрузка...
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»
Одной из менее востребованных форм интеграции на сегодняшний
день является интеграция физического и художественно-эстетического
развития.
Занятия физической культурой и спортом создают благоприятные
условия для всестороннего, гармоничного развития личности, в том числе и
для эстетического воспитания. В процессе выполнения физических
упражнений формируется красивая осанка, осуществляется
совершенствование телосложения, воспитывается понимание красоты и
изящества движений, формируются умения управлять движениями своего
тела.
Занятия физической культурой не могут не вызывать чувство восторга и радости. Физическая культура прививает ребенку любовь к «прекрасному»,
учит видеть и чувствовать красоту окружающей действительности,
наполняет внутренний мир ценностями, а также повышает уровень его
эстетической культуры.
Именно поэтому актуальными проблемами современной педагогической науки и практики является вопрос приобщения детей к культуре. И в данном случае нет никакого противопоставления к какой культуре. В этом смысле интеграция эстетического и физического воспитания играет большое значение в формировании общей базы культурного слоя, без которого сложно представить процесс гармоничного становления дошкольника.
Роль инструктора физической культуры в эстетическом воспитании
детей чрезвычайно важна и ответственна. Поэтому инструктор должен уметь
влиять на становление и совершенствование эстетических убеждений,
взглядов и эстетики поведения.
Самое важное это не просто сформировать способности наслаждаться, понимать, видеть и чувствовать красоту в ее многообразных проявлениях, но и воспитать способность воплотить ее в реальных действиях.
При этом основными принципами взаимодействия с детьми становятся:
• позитивное отношение к ребенку, проявляющаяся искренняя
заинтересованность к его творческим поискам, эмоциональная поддержка;
• эмоциональное общение, способствующее развитию познавательной
активности детей, постепенному повышению эмоциональной насыщенности
непосредственной образовательной деятельности, чтобы наиболее
интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости;
• зрительный контакт с каждым ребенком.
Интегрированное построение образовательной деятельности,
— во-первых, дает ребенку возможность реализовать свои замыслы;
— во-вторых, происходит обогащение словаря детей, формируются коммуникативные умения;
— в-третьих, у детей развивается творческая, физическая и познавательная активность,
Многие ученые, обнаруживая низкий уровень сформированности изобразительных умений, отмечают низкий мышечный тонус в кистях рук, недоразвитие мелкой и общей моторики, нарушение координации и регуляции движений, отсутствие необходимого двигательного опыта.
Среди организованных видов двигательной активности для дошкольников огромное значение имеют игры, игровые упражнения, игровые разминки. Участие в игровых заданиях различной интенсивности позволяет преодолевать двигательную зажатость, снять эмоциональное напряжение, что положительно скажется в последствии на общем художественно-эстетическом развитии.
Движения являются естественным стимулом жизнедеятельности организма, тренировкой всех его систем и органов. Благодаря движению повышается общий жизненный тонус, возрастают работоспособность, выносливость.
Движение оказывает существенное влияние на развитие не только интеллекта ребенка, но и его эстетический вкус. Через физическую культуру ребенок приобщается к культуре художественно-эстетической, приобретая важные интегративные качества.
Умение перестраиваться в колонны необходимо в физкультурной и
музыкально-танцевальной деятельности; соблюдение интервалов нужно как
при постановке музыкально-ритмических движений, так и при построении
ритмичной композиции в рисовании; выполнение физических упражнений
по инструкции полностью переносится на музыкально-танцевальную и изобразительную деятельность (для многих детей проблематично перестраиваться в колонны, создавая определенный рисунок. дети часто отвлекаются на саму музыку, забывая выполнять перестроение. Многие просто не внимательны, не могут понять общего рисунка, который должен получиться в результате построения;)
Интервалы дети не могут самостоятельно выдержать им сложно ориентироваться на плоскости. Такие же дефициты есть и в ходе
изобразительной деятельности. Помочь в этом нам сможет то, что мы вместе как на занятиях так ив повседневных видах деятельности будем способствовать развитию у детей общих качеств: чувство ритма и координация на плоскости, которые формируются только сразу в трех видах деятельности: физическая, музыкальная и изобразительная.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что дошкольное детство
является благоприятным периодом для гармоничного развития детей и поможет нам в этом применение формы интеграции физического и художественно-эстетического развития.
Загрузка...
НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В современном мире поликультурное образование приобретает значимую актуальность. В федеральном государственном образовательном стандарте прописаны принципы дошкольного образования, которые ориентируют на воспитание ребёнка — гражданина, любящего свою малую родину, свой край и толерантно относящегося к традициям и обычаям других народов.
В.В. Путин неоднократно отмечал, что взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. Уважение и дружелюбие к другому народу не передается в наследство от родителей, а формируется в течение всей жизни и чем раньше начнется процесс социализации личности, тем стабильнее и устойчивее проявится толерантность к нашему многонациональному обществу.
Актуальным вопросом сегодняшнего дня является поиск возможностей, новых форм и методов, моделей поведения взрослого и ребенка, основанных на личностно-ориентированном подходе, для духовного обогащения дошкольника и содействия формированию готовности и умения жить в многокультурной стране. Опираясь на исследования ученых, Организация Объединённых Наций признала игровую деятельность неотъемлемым правом ребенка и одним из универсальных средств развития. Для ребенка игра – это естественное проживание детства. Игра дает ребенку ощущение безопасности и возможность расширить представления о душевных ценностях и коммуникации, помогает сформировать представления о жизненно важных действиях. В игровой деятельности при общении со сверстниками возникают взаимоотношения, которые существенным образом, влияют на становление личности ребенка.
Теоретические традиции психоанализа (М. Клейна, А. Фрейда), гуманистическая психология (К. Роджерса, Г. Лэндрета), культурно-историческая теория Л.С. Выготского, концепция психического развития ребенка А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина раскрывают наиболее системные и целостные подходы к использованию игры для развития личности. Модель поведения в повседневно жизни и коммуникативная способность общения с коллективом формируется в игровых ситуациях [2, с. 14].
Особое место занимают подвижные игры, так как двигательная деятельность способствует успешному развитию всех психических процессов и повышает пластичность нервной системы.
В процессе игровой двигательной деятельности создаются благоприятные условия для развития творческих возможностей, продуктивного воображения, умения строить позитивные взаимоотношения. Народные подвижные игры, как правило, групповые содействуют коммуникативному общению, развитию эмоционального интеллекта детей, умению организоваться, способствуют проявлению волевых усилий, что крайне важно в воспитании поликультурности. Каждый участник игры должен изучать и усвоить обязательные для всех игроков нормы, правила взаимоотношений и поведения. Только тогда о ребенке можно говорить, как о достойном участнике игры.
Знакомство с играми других народов способствует разнообразию и нахождению новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей. Народная игра уникальна, она представляет собой богатейшее наследие национальной культуры, помогает сохранить связь времен и поколений, приобщает к традициям и обычаям народа.
Испокон веков в народных играх воспроизводился образ жизни людей. В игре дети и раньше получали первые представления о действиях в быту (русские народные игры «Иголка, нитка и узелок»; «Пустая изба» (Пуша пуртле) – чувашская игра; о предметах и всевозможных действиях с ними (русские народные игры — «Выбивалы», «Шлепанки»; «Катание мяча» (Мече дене модмаш), «Клубочек» (мундыраш чумырген) – марийские игры; «Котел» (Котелсо налксема), «Круговой» (Мячень кунсема ), «Салки» (Варенец понгома) – мордовские игры; «Продаем горшки» (Чулмак уены)- татарская игра; «Стрельба из лука» (Ухранпемелле) – чувашские игры; о труде (игра «В лошадку» (Лашалла), «На пахоте» (Акара) – чувашская игра; о поведении в природе «Солнышко и птички» (Шине и нармонят) — мордовская игра; «Журавушка» (Тарналла), «Слепой баран» (Сукартакалла), «Хищник в море» (Сёткан кайак тинэсрэ), «Луна или солнце» (Уйохпа хэвель); «Летучая мышь» (Сяра серси) — чувашские игры; «Серый волк» (Сары буре)- татарская игра; «Ручеек», «Заря» — русские игры. У разных народов есть похожие игры: «Бой с подушками», «Бег в мешках», «Лапта» («Атаманла» — чувашское название), «Городки», «Котёл» («Вакарла» — чувашское название), «Жмурки» — это русские, татарские, чувашские и народные игры, но также бытует и много самобытных игр. Знакомясь с народными играми, которые нравились и прапрабабушкам и более далеким родственникам ребенок постигает характерное своеобразие, национальную принадлежность, самобытность и разнообразие культурного наследия своего народа и, сравнивая с игровыми традициями других народов, приходит к выводу, что человеческие качества неизменны во все века и не зависят от национальной принадлежности. Значение народных игр в поликультурном воспитании огромно, так как они отражают культурно – историческое«Иголка, нитка и узелок»; «Пустая изба» (Пуша пуртле) – чувашская игра; о предметах и всевозможных действиях с ними (русские народные игры — «Выбивалы», «Шлепанки»; «Катание мяча» (Мече дене модмаш), «Клубочек» (мундыраш чумырген) – марийские игры; «Котел» (Котелсо налксема), «Круговой» (Мячень кунсема ), «Салки» (Варенец понгома) – мордовские игры; «Продаем горшки» (Чулмак уены)- татарская игра; «Стрельба из лука» (Ухранпемелле) – чувашские игры; о труде (игра «В лошадку» (Лашалла), «На пахоте» (Акара) – чувашская игра; о поведении в природе «Солнышко и птички» (Шине и нармонят) — мордовская игра; «Журавушка» (Тарналла), «Слепой баран» (Сукартакалла), «Хищник в море» (Сёткан кайак тинэсрэ), «Луна или солнце» (Уйохпа хэвель); «Летучая мышь» (Сяра серси) — чувашские игры; «Серый волк» (Сары буре)- татарская игра; «Ручеек», «Заря» — русские игры. У разных народов есть похожие игры: «Бой с подушками», «Бег в мешках», «Лапта» («Атаманла» — чувашское название), «Городки», «Котёл» («Вакарла» — чувашское название), «Жмурки» — это русские, татарские, чувашские и народные игры, но также бытует и много самобытных игр. Знакомясь с народными играми, которые нравились ипрапрабабушкам и более далеким родственникам ребенок постигает характерное своеобразие, национальную принадлежность, самобытность и разнообразие культурного наследия своего народа и, сравнивая с игровыми традициями других народов, приходит к выводу, что человеческие качества неизменны во все века и не зависят от национальной принадлежности. Значение народных игр в поликультурном воспитании огромно, так как они отражают культурно – историческое развитие своего народа, особенности мировидения данного народа. В народных играх раскрывается взаимосвязь с экосистемой, они содержат национально — ценностные ориентиры по отношению к социальному окружению, предметному миру, а также способствуют формированию личностных качеств ребенка, сближают и объединяют детей.
В играх разных народов представлены основы созидательной и безопасной жизни и что очень важно они порождают в душе ребенка зерно осмысления. В каждом игровом действии важны — дружелюбие, активность, творческий подход, выдержка, находчивость и воля, стремление к победе, красота движений и быстрота. Таким образом, народные игры предоставляют возможность ввести ребенка в мир многовековой национальной культуры и реализуют потребности в движении, они на данном этапе становятся посредником между внутренним миром ребёнка и внешним, объективным миром.
В современном мире просто поиграть с ребенком недостаточно необходимо оставить его с вопросом внутри, помочь осмыслить игровое действие, вместе с ребенком находить скрытые значения и жизненные уроки, что поможет ему в реальной жизни стать активным созидателем. Огромное значение придается поддержке инициативности ребенка и его стремлению к творческим проявлениям во всех видах деятельности, так как это является основным средством развития личности.
В окружающем малыша поле достаточно информации, несущей насилие, подавление личности и другие негативные моменты. Народные игры предлагаются дошкольникам, как правило, только в дошкольном учреждении и то недостаточно разнообразно, в основном – это русские народные игры. Приобщать ребенка к народной культуре и вводя его в поток игровой – коммуникативной деятельности следует не только через образовательную деятельность, но и с помощью проектной деятельности. При этом ребенок в диалоге с взрослым должен чувствовать себя равноправным партнером.
Включение игр с целью знакомства с национальным многообразием народов России и подлинным богатством страны в процесс физического воспитания требует выполнения определённых условий. Наглядный материал, способствующий расширению представления детей о народных традициях, обычаях и играх: потешки, прибаутки, загадки, предания, былины и сказки, считалки и скороговорки, народные песни, пляски, одежды и все обязательно в соответствии с возрастными особенностями и интересами дошкольника. Большое значение имеет яркое и образное первое знакомство детей с национальным колоритом и культурой. Следует отметить, что эффективность ознакомления с играми обуславливается не только содержанием, но и в большей мере организацией и методикой их проведения, в которой учитываются уровень развития субъектной позиции личности ребенка в процессе освоения этнонациональной культуры народа: объем и полнота знаний об этнонациональной культуре своего и других народов, степень выраженности интереса, содержание и способы выражения отношения к этнонациональной культуре, проявление положительных эмоций при взаимодействии с элементами культуры народа, характер поведения ребенка при ее освоении.
На начальных этапах ознакомления с народными играми эффективным является индивидуальный метод взаимодействия с ребенком, в дальнейшем определенное значение приобретает индивидуально-групповой метод, далее разумнее применять метод повторно-кольцевого построения игровых ситуаций, сущность которого состоит в том, что предлагаемые в каждом последующем игровом действии упражнения, должны постепенно, по частям воспроизводить последовательность этапов двигательного развития. Не забываем и о важном для детей методе предметно-практического взаимодействия: наглядность и познание назначения определенных предметов и способов действия с ними.
Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности и эмоционально-положительная основа для развития толерантности. Игры — это духовное богатство культуры каждого народа, познавая которые ребенок постигает сердцем народ.
Загрузка...
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.

1 БЛОК.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
Улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
1. Массаж ушных раковин. Уши сильно разотрем, и погладим, и помнем. Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками.
2. Качание головой. Покачаем головой – неприятности долой. Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.
3. Кивки. Покиваем головой, чтобы был в душе покой. Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед – назад.
4. Шея – подбородок. Опусти и головкой покрути. Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно. Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабить плечи. Поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах с открытыми глазами.
5. «Домик». Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем. Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.
6. «Ладошка». С силой на ладошку давим, сильной стать ее заставим. Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.
7. «Колечко». Ожерелье мы составим, маме мы его подарим. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
8. «Внимание». Чтоб внимательными быть – нужно на ладонь давить. Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, при ослаблении — вдох. То же самое с правой рукой.
9. «Поворот». Ты головку поверни, за спиной что? Посмотри!.. Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.
10. «Ладошки». Мы ладошки разотрем, силу пальчикам вернем. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх — вниз по ладони левой руки. То же для правой руки.
11. «Потанцуем». Любим все мы танцевать, руки-ноги поднимать. Поднять (не высоко) левую ногу, согнув ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой.
12. «Дерево». Мы растем, растем, растем и до неба достаем. Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер. Раскачивать тело, имитируя дерево.
13. «Водолазы». Водолазами мы станем, жемчуг мы со дна достанем. Лечь на спину, вытянуть руки. По команде одновременно поднять прямые ноги, руки и голову. Держать позу максимально долго.
14. «Отдохни» (для снятия эмоционального напряжения). Сам себя ты успокой, тихо песенку пропой. Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно.

2 БЛОК.
Упражнения для развития творческого (наглядно – образного) мышления (правое полушарие).
15. «Очищение». Нужно правильно дышать, чтоб внутри все очищать. Вдыхать левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю. На вдохе представить, как с воздухом «золотисто – серебристая» энергия проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика. При выдохе «желтая больная энергия» выходит через правую часть тела (печень, почки, правая часть сердца, правую часть горла и правую ноздрю). Затем вдыхать правой ноздрей, а выдыхать левой. Цикл повторить три раза.
16. «Позевай». Крепко зубки мы потрем, а потом сладко зевнем. Закрыть глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно справа и слева, сделать громкий, расслабляющий звук зевоты.
17. «Руки». Рукам чтобы силу дать – нужно крепче их сжимать. Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки и встряхнуть.
18. «Запястье». Чтоб сильна была рука – разотрем ее слегка. Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же правой рукой.
19. «Ладонь». На ладонь сильней нажми, силу ты в нее вотри. Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Руки поменять.
20. «Полет». Мы как птицы полетим – сверху вниз мы поглядим. Стоя, сделать несколько взмахов руками, разводя их в стороны. Закрыть глаза, представить себе, что вы летите, размахивая крыльями.
21. «Гибкость». Чтобы очень гибким стать – нужно ножки нам сгибать. Лежа на полу, коснуться локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу.
22. «Успокойся». Себя мы успокоим сами, мы постоим с закрытыми глазами. Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно с закрытыми глазами.

3 БЛОК.
Упражнение для развития абстрактно – логического мышления
(левое полушарие).
В результате упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, развиваются математические способности, активизируется работа головного мозга.
23. «Язычок». Язычок вы покажите, на него все посмотрите. Движения языком вперед – назад.
24. «Язычок». Нужно двигать язычком, он отплатит вам добром. Движение язычка в разные стороны.
25. «Ротик». Чтобы лучше нам жевать, нужно ротик открывать. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот.

4 БЛОК.
Упражнения для профилактики нарушения зрения и
активизации работы мышц глаз.
26. «Глазки». Чтобы зоркими нам быть – нужно глазками крутить. Вращать глазами по кругу по 2 – 3 секунды.
27. «Глазки». Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их еле — еле. В течение минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
28. «Глазки». Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг. Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).
29. «Глазки». Чтобы зоркими нам стать, нужно на глаза нажать. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1 – 2 секунды.
30. «Глазки». Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и все сначала. Поднять глаза вверх. Опустить глаза. Повернуть глаза в правую сторону, затем в левую сторону.
31. «Глазки». Быстро – быстро поморгай – отдых глазкам потом дай. Быстро моргать в течение 1 – 2 минуты.
32. «Глазки». Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать. Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд.
33. «Глазки». Треугольник, круг, квадрат нарисуем мы подряд. Нарисовать глазами геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) сначала по часовой стрелке, затем против.

5 БЛОК.
Упражнения на дыхание.
34. «Глубоко мы все подышим, сердце мы свое услышим». Сесть, вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в замок и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать.
35. «Глубоко мы все вздохнем и дыхание прервем. Вниз закрутим ушки, ушки-непослушки». Глубоко вздохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком «А-а-а» («У-у-у»).
36. «Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим». Стоя, опустить руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль тела ладонями вниз.
Загрузка...