Основная информация

Администратор группы:
Чиндяйкин Юрий Георгиевич
Рейтинг: 9255
Создана 9 лет назад

Стена группы

Загрузка...
В рамках реализации социально-патриотического проекта «Последние свидетели Великой Отечественной…» при поддержке Фонда Президентских грантов 12 октября 2022 года на площадке Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 гг. состоялся круглый стол «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на примере детского патриотизма и героизма в годы Великой Отечественной войны».
По итогам круглого стола принята резолюция.
Загрузка...
Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета «Обществознание» в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок ОГЭ — 2022

1. Рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета
Анализ результатов ОГЭ 2022 позволяет предложить ряд общих рекомендаций по совершенствованию преподавания обществоведческого курса:
– проведение в девятых классах диагностирующего тематического и промежуточного тестирования (по завершению изучения тем и крупных разделов);
– систематическое проведение и оценка выполнения индивидуальных работ по отдельным заданиям на каждый из проверяемых на экзамене способов деятельности. Например, сравнения социальных объектов путем заполнения таблиц, конкретизации теоретических положений с помощью примеров, анализа и интерпретации текста как источника информации и т.д. Обучение составлению графического анализа статистических данных. Овладение данной методикой позволит учащимся успешно справляться с такими заданиями как анализ простейших графиков;
– при подготовке к экзамену следует уделять пристальное внимание объективно сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в учебниках для основной школы, используя при этом различные материалы, УМК и др.
– теоретический материал необходимо эффективно рассматривать на значительном количестве примеров, ситуаций из социальной жизни с выполнением обучающимися заданий практического характера, направленных на обеспечение достаточной системности и глубины понимания вопросов обществоведческого курса.
Методическую помощь учителю и учащимся могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru).
Также необходимо организовать курсы повышения квалификации для учителей обществознания по теме «Система подготовки учащихся к ГИА-9»; индивидуальные консультации для учителей-предметников по вопросам подготовки учащихся к ГИА-9.

2. Рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки
Для организации дифференцированного обучения школьников на уроках обществознания необходимо включать задания в соответствие с познавательными, коммуникативными и творческими возможностями старшеклассников. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества. Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть
К репродуктивным заданиям относятся, например, ответ на вопросы хорошо изученных тем. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.
При работе по изучению нового материала для учащихся с низкими учебными возможностями используется приём комментированного чтения, составление кластеров, со средними возможностями приём инсерт (пометки на полях), с высокими – анализ дополнительных текстов, выполнение творческих заданий (коллажи, эссе). На повторительно-обобщающих уроках для первого уровня можно использовать задания, в которых нужно просто ответить «да» или «нет», дать определения понятий, для второго уровня подготовить проблемные задания, для выполнения которых используется дополнительная литература. Обучающиеся, отнесённые к третьему уровню, могут провести исследование практическое или теоретическое и сделать соответствующие выводы. Оправданы приёмы разноуровневых тестов, составления словарей понятий по теме; анализ литературных текстов различной сложности; анализ высказываний, крылатых выражений, пословиц и поговорок; составление кластеров, схем и таблиц; выполнение творческих заданий; нахождение различного количества и сложности ошибок в тексте; объединение предложенных фраз одним понятием и т.д.
Дифференцировать учебные задания можно по уровню трудности. Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся: усложнение материала, увеличение объёма изучаемого материала (увеличение количества пунктов заданий, самостоятельная работа по углубленному изучению).
Возможно дифференцировать по объему учебного материала. Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.
Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.
Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задания игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, кроссвордов, занимательных тестов.
Загрузка...
Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета «История» в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок ОГЭ — 2022
1. Рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета
На основании результатов ОГЭ можно предложить ряд рекомендаций для учителей по совершенствованию организации и методики преподавания предмета в республике:
– организовать на уровне муниципалитетов межшкольные занятия по подготовке к государственной итоговой аттестации;
– педагогам с большим педагогическим стажем оказывать методическую помощь молодым учителям;
– организовать обмен опытом между школами, показавшими высокий результат ОГЭ школами с низкими результатами;
Рекомендуемые тематики для обсуждения на методических объединениях и для проведения занятий-рефлексий:
– Актуальные вопросы содержания и методики преподавания истории.
– Методы и приемы развития у учащихся внутренней мотивации и формирования эмоционально-ценностного отношения к истории.
– Пути формирования у учащихся общеучебных умений и навыков (ключевых учебных компетенций) при обучении истории.
– Формы и методы совершенствования творческих и исследовательских способностей учащихся при изучении истории.
Педагогам необходимо изучить нормативные документы, определяющие структуру и содержание экзамена в новой форме, обращая внимание не только на демонстрационный вариант, но и на содержание спецификации и кодификатора; организовать активную познавательную деятельности; включить все виды учебной информации; расширить практику решения познавательных задач; реализовать проблемный подход; совершенствовать формы промежуточного контроля с учетом новых требований к ОГЭ по истории; провести анализ результатов итоговой аттестации по истории за курс основной школы с вынесением конкретных рекомендаций и сроков исполнения на заседаниях ШМО; изучить материалы сайта ФИПИ; документы, регламентирующие разработку КИМ для ОГЭ по истории (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы); учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9 классов; перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзаменам.
Особое внимание следует уделить всем темам (независимо от эпохи), связанным с историей культуры нашей страны, а также периоду Смуты и истории России в XIX – начале XX вв. Именно перечисленные разделы курса ежегодно оказываются наиболее трудными для участников ОГЭ.
Педагогам необходимо организовать целенаправленную работа по формированию при изучении всех разделов курса знаний хронологии, исторических понятий и исторических фактов, умений работать с историческими источниками. Работа учеников с историческими документами начинается с 5 класса, она постепенно усложняется с учетом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. В 5-6 классах используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объем его не превышает 10-15 строк; в 7-8 классах растет число анализируемых хозяйственных и юридических документов; в 9-х классах все шире привлекаются политические, программные документы. Обучение работе с историческим документом включает в себя следующие этапы: 1. учитель дает образец разбора документа; 2. ученики анализируют документ под руководством учителя; 3. ученики работают под руководством учителя и самостоятельно; 4. ученики самостоятельно изучают документ в классе и дома; 5. учитель в классе знакомит учеников с документом, объясняет суть задания; 6. дома ученики готовят небольшие сообщения, описания на основе документа, текста и иллюстрации учебника, творческие сочинения.
Формирование умений по работе с иллюстративным материалом следует начинать так же с 5 класса. Обучающимся рекомендуется составлять рассказы по учебным картинам. Параллельно учитель на уроке может предложить обучающимся примерную схему характеристики визуального источника. Ученик, исходя из особенностей своего источника, может опираться на приведенную ниже схему, выбирая из неѐ нужные пункты и дополняя их. Примерная схема характеристики визуального источника может состоять из следующих пунктов: авторство; название; время и обстоятельства создания; тип и жанр изображения (миниатюра, потрет, витраж и т.д.); материал (масло на холсте, дерево и т.д.); местонахождение. Работа с визуальным источником требует наличия у выпускника не только достаточного объема исторических знаний, но и особых умений и навыков, формирование которых должно происходить на протяжении всех лет изучения истории. Это, в первую очередь, умение видеть детали изображения, указывающие на время его появления; умение соотносить эти детали с определенным периодом истории; умение выстраивать ассоциативный ряд в контексте источника (исторические деятели, факты, явления, процессы и т.д.).
Недостатки исторической подготовки за курс основной школы требуют корректировки преподавания истории на всех этапах образовательного процесса: планирования, отработки и закрепления знаний, проверки и оценки знаний. Необходимо четко представлять, какие умения должны быть сформированы. Следует использовать многообразные формы организации учебной деятельности учащихся, особенно таких, которые способствуют созданию атмосферы обсуждения материалов, дискуссионных вопросов истории, выявлению собственных мнений, применению умений рассматривать альтернативы исторического развития, аргументировать свои суждения. При организации учебного процесса необходимо актуализировать ранее полученные знания, причем не на воспроизводящем, а на преобразующем, творческо-поисковом уровне: составление хроник событий, обобщающих таблиц, подготовка сообщений и презентаций.
Подготовку к экзамену по истории следует начинать с I четверти IX класса и проводить по нескольким направлениям: а) При изучении исторического материала регулярно анализировать события, понятия, термины. б) На уроках истории чаще давать задания, направленные на сопоставление понятий и характерных признаков, дат и событий. в) В процессе обучения истории постоянно выделять время на обучение краткому письменному ответу на поставленный вопрос при анализе источника. г) Больше внимания уделять контекстному анализу источников, разумно привлекать текст для аргументации своих выводов.

2. Рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки
– В целях повышения уровня подготовки выпускников с низким уровнем подготовки целесообразно обратить особое внимание на формирование основополагающих исторических понятий и терминов, событий, которые следует отрабатывать, используя различные задания. Для данной группы выпускников важным является момент мотивирования, понимания личной ответственности за результат экзамена, четкого планирования подготовки к нему.
– Для выпускников с удовлетворительным уровнем подготовки в целях формирования общеучебных умений, целесообразно предлагать увеличение доли тренировочных заданий и упражнений, способствующих систематизации знаний, предусматривающих самостоятельное обобщение (можно в виде таблиц и схем) после изучения материала по одной из тем или разделов. Не менее важным является и включение разнообразных форм заданий, предполагающих применение знаний и умений в новой ситуации.
– Выпускники с хорошей подготовкой демонстрируют уверенное владение знаниями практически по всем разделам и элементам содержания истории. Однако некоторые трудности для данной группы выпускников представляют задания, требующие от них комплексного применения знаний и умений в обновленной ситуации. Именно на нейтрализацию данной проблемы и должна быть направлена корректировка процесса подготовки.
Загрузка...
Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания учебного предмета «Обществознание» в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок ЕГЭ — 2022

1. Рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета
1. Анализ результатов ЕГЭ показал необходимость повышения читательской грамотности обучающихся. Педагогам и обучающимся нужно активизировать работу с текстами, графиками, диаграммами. Особое внимание следует уделять умению логически выстраивать изложение, применять необходимые понятия, делать обобщения по представленному материалу, приводить аргументы и подтверждающие их примеры.
2. Для организации подготовки обучающихся по обществознанию необходимо предусмотреть введение элективных курсов (либо обязательных курсов по выбору) из компонента образовательной организации. Необходимо работать над усвоением вопросов функционирования общественных институтов, основ государственного устройства страны, полномочий высших должностных лиц и органов власти, реализации принципа федерализма, вопросов экономического характера, развивать умения анализировать актуальную информацию, выделяя общие черты и различия, осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); систематизировать, анализировать и обобщать социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.
3. Учителям обществознания подготовку к ЕГЭ следует начинать с ознакомления с Кодификатором и Спецификацией КИМ по обществознанию. При работе с обучающимися опираться на Методические рекомендации для учителей, подготовленными на основе типичных ошибок участников ЕГЭ по обществознанию, ежегодно представленными на сайте ФИПИ.
4. При изучении обществознания необходимо выстраивать межпредметные связи с литературой, географией, историей и др.
5. При подготовке к ЕГЭ по обществознанию необходимо уделять внимание формированию и развитию таких метапредметных умений: как приемы по работе с текстом, умение сопоставлять, сравнивать и соединять найденную в разных источниках информацию в целостную информационную картину; формулировать качественный, а не точный (количественный) ответ; уточнять и переформулировать вопрос, содержащий дополнительную информацию к заданию; привлекать информацию, не содержащуюся непосредственно в заданных условиях; анализировать информацию, приводить аргументы.

2. Рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки
Школьники с высоким уровнем мотивации и глубокими, устойчивыми знаниями должны расширить самостоятельную работу с опорой на материалы, которые ежегодно размещаются на ФИПИ и находятся в открытом доступе.
Для школьников со средней успеваемостью (самая большая часть сдающих экзамен) необходимо использовать различные методические приемы, в том числе и в игровой форме. Необходимо вести постоянную работу по смысловому чтению. Чаще давать учащимся письменные задания развернутого характера на извлечение информации из текста. Учить обучающихся аргументировать свою точку зрения и подтверждать ее примерами.
В случае выбора предмета для ГИА обучающимися с низкой мотивацией к изучению предмета, следует обратить внимание на следующее:
— организовать работу с текстом, поиск информации (задания 17, 19);
— работа с терминами (задание 1, 3, 18);
— работа с диаграммой и графиком (задания 8, 21);
— работа с планом (задание 24)
Для всех обучающихся необходимо отрабатывать навыки читательской грамотности. Следует усилить работу школьных психологов, отрабатывая навыки концентрации внимания и преодоления стресса.

3. Рекомендации по темам для обсуждения на методических объединениях учителей-предметников, возможные направления повышения квалификации
Включение в работу методических объединении учителей истории и обществознания анализ типичных ошибок, допущенных участниками ЕГЭ, привлекая к работе этих объединений экспертов республиканской предметной комиссии по обществознанию.
Проведение с учителями ОО вебинаров, научно-методических семинаров, посвященных особенностям проверки ответов ЕГЭ по обществознанию с разбором отдельных видов заданий, привлекая в качестве ведущих семинаров экспертов республиканской предметной комиссии, работающих в ОО конкретного района.
Загрузка...
Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания учебного предмета «История» в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок ЕГЭ — 2022
1. Рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета
В преподавании предмета учитывать приоритеты современного образования, направленные на достижение высокого качества знаний и умений: ориентацию обучения на самореализацию, саморазвитие личности школьника, формирование ключевых предметных компетенций, привитие навыков, являющихся основой парадигмы стандарта – «научить учиться», а не «передать сумму знаний».
Предусмотреть при организации учебного процесса повторение, обобщение и углубление материала, наиболее значимого для конкретизации теоретических положений, изучаемых на заключительных этапах исторического образования.
При реализации программ необходимо оптимально использовать весь учебно-методический комплекс – кабинет истории, оснащенный наглядными пособиями, техническими и мультимедийными средствами обучения, справочной и дополнительной исторической литературой.
Для организации подготовки обучающихся по истории необходимо предусмотреть введение элективных курсов (либо обязательных курсов по выбору) из компонента образовательной организации. Оптимальное сочетание элективных курсов в учебном плане школы составляет содержание предпрофильной и профильной подготовки обучающихся.
Необходимо обратить особое внимание на усвоение школьниками понимания сущности исторических процессов и явлений, а не на заучивание фактов. Анализ результатов ЕГЭ показал необходимость усилить проблемный подход в обучении истории, активизировать работу с историческими источниками, картами. Особое внимание следует уделять обучению учащихся умению критически анализировать различные подходы и точки зрения в историографии, сопоставлять оценки исторических событий и деятелей современниками и потомками. Необходимо при изучении различных тем по истории России привлекать факты истории культуры. Тренировать у обучающихся навыки извлечения информации из текста, а также их интерпретации.
Изучение истории должно носить систематизированный характер. Больше внимание следует уделять чтению фрагментов исторических источников с последующей проверкой степени понимания прочитанного. Даже при работе с материалами учебника, нужно предлагать выделить ключевые слова и фраза, отделять основную информацию от второстепенной, дополнительной. На каждом уроке при разборе материала следует объяснять, что является историческим фактом и чем он отличается от аргумента, предлагать самостоятельно выделить факты и аргументы. Изучать и рассматривать исторические события через деятельность конкретных людей, объяснять, что является конкретными действиями личности. Необходимо расширять работу с иллюстративным материалом, максимально использовать его на уроках. При изучении всеобщей истории необходимо выстраивать систему связей и ассоциаций с историей России.
Необходимо давать задания по контурным картам, обращать внимание на умение читать и понимать легенду, знать условные обозначения. Обратить внимание на использование карт, не только на уроках истории, но и на уроках географии. По возможности расширить междисциплинарное взаимодействие.
Систематически проводить контрольные работы, тестирование с использованием материалов КИМов разных лет, размещенных на сайте ФИПИ, проводить разбор результатов, обращая внимание на типичные ошибки.
Обязательно включать тематику по методике подготовки к ЕГЭ в программы курсов повышения квалификации.
Обсуждение в ходе семинаров и КПК проблемных вопросов: по истории –анализ источников, работа с картой и иллюстрациями, вопросы российской культуры, а также вопросы всеобщей истории.

2. Рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки
Провести тщательный анализ количественных и качественных результатов ЕГЭ по истории, выявить проблемные зоны как класса в целом, так и отдельных обучающихся.
Необходим дифференцированный подход к школьникам, решившим сдавать ЕГЭ по истории. Для школьников с высоким уровнем мотивации и глубокими, устойчивыми знаниями представляется возможным расширить самостоятельную работу прежде всего с иллюстративным и картографическим материалом. Необходимо давать им рекомендации по прочтению исторических источников и научно-популярных статей, посвященных отдельным историческим деятелям. Обратить особое внимание на школьников со средней успеваемостью, которые собираются сдавать ЕГЭ по истории. Именно эта категория попадает в группу, не преодолевших минимальный балл, и в группу от минимального до 60 баллов (а эта группа и определяет в значительной степени средний балл выполнения заданий). Им наиболее сложно дается работа с текстовым, картографическим и иллюстративным материалом. Эту работу необходимо активизировать, используя различные методические приемы, в том числе и в игровой форме. Здесь помогут разнообразные внеурочные мероприятия: викторины, ребусы, кроссворды, интерактивные игры, синквейны. Вести постоянную работу по смысловому чтению. Чаще давать учащимся письменные задания развернутого характера. Учить обучающихся рассматривать явления с нескольких перспектив и приводить аргументы. Данные умения пригодятся при выполнении 19 задания. При этом не стоит забывать и о том, что в аргументах не должно быть фактических ошибок. Тренировать у обучающихся навыки извлечения информации из текста, а также их интерпретации. Для их наработки необходимо изучать и анализировать отрывки сочинений историков и исторические источники.
Следует усилить работу школьных психологов, отрабатывая навыки концентрации внимания и преодоления стресса.
3. Рекомендации по темам для обсуждения на методических объединениях учителей-предметников, возможные направления повышения квалификации
В соответствии с актуальными задачами развития исторического образования, при выборе направления повышения квалификации учителям истории стоит обращать внимание на дополнительные профессиональные программы, содержащие в себе отдельные модули, направленные на совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания, а также углубление методологической грамотности в вопросах преподавания истории.
Провести серию специальных учебно-методических семинаров для учителей истории по методике использования на уроках картографического материала, иллюстративного материала, усовершенствования навыков работы школьников с текстовым историческим источником.
В работу методических объединении учителей истории и обществознания обязательно включить анализ типичных ошибок, допущенных участниками ЕГЭ, привлекая к работе этих объединений экспертов республиканской предметной комиссии по истории.
Расширить использование дистанционных методов для проведения вебинаров по методике подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по истории для учителей муниципальных районов Республики Мордовия.
Следует провести серию регулярных вебинаров с разбором отдельных видов заданий.
Провести серию научно-методических семинаров, посвященных особенностям проверки ответов ЕГЭ по истории и разбору типичных ошибок в г.о. Саранск и в муниципальных районах, с учителями ОО этих районов, привлекая в качестве ведущих семинаров экспертов республиканской предметной комиссии по истории, работающих в ОО конкретного района.
Приглашать учителей ОО муниципальных районов и г.о. Саранск принять участие в работе «Семинара по совершенствованию подходов к оцениванию развернутых ответов экзаменационных работ участников ЕГЭ экспертами предметной комиссии по истории» с обязательным прохождением компьютерного тестирования в системе «Эксперт ЕГЭ», рассматривая это как форму повышения квалификации, с возможным включением в состав комиссии при условии высоких показателей в статусе эксперта-стажера.
Загрузка...


9 июня 2022 года исполняется 350 лет со дня рождения первого российского императора, царя-реформатора Петра I.
Загрузка...
Загрузка...
15 февраля 2022 г. начался приём заявок на ежегодный Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников и студентов «История семьи — история Отечества».
Подробнее...
Загрузка...
В 2022 году Российская Федерация как и другие страны участвует в международном тестировании PISA 2022. Для того чтобы помочь учителям с подготовкой учащихся к международному тестированию, АО «Издательство «Просвещение» предлагает онлайн-интенсив «Функциональная грамотность «Готовимся к PISA 2022».

https://uchitel.club/events/funkcionalnaya-gramotnost-gotovimsya-k-pisa-2022/

Преимущества интенсива:

— Больше никаких общих фраз – конкретное решение методических задач;

— Большое количество материалов для учителя;

Расписание интенсива (записи вебинаров):

· Установочный семинар
· Читательская грамотность (часть 1)
· Читательская грамотность (часть 2)
· Естественно-научная грамотность (часть 1)
· Естественно-научная грамотность (часть 2)
· Математическая грамотность (часть 1)
· Математическая грамотность (часть 2)
· Подведение итогов
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
2 года назад
#
В Москве 16-17 ноября 2021 года издательством «Просвещение» при поддержке Российского исторического общества, общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания», Российского военно-исторического общества проведена Межрегиональная конференция «Обновление исторического и обществоведческого образования и его отражение в современных средствах обучения».
Обновленные ФГОС ООО, Концепция преподавания истории, Концепция преподавания обществознания внесли изменения в содержание образования по истории и обществознанию, конкретизировали результаты изучения общественно-научных дисциплин на уровне основной и средней школы, предъявили новые требования к преподаванию истории и обществознания.
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
← Предыдущая Следующая → 1 2 3 4 5
Показаны 31-45 из 74