Основная информация

Администратор группы:
Журавлева Ольга Николаевна
Рейтинг: 1120
Создана 12 лет назад

Стена группы

Загрузка...
1 месяц назад
#
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ-2024г. (ЕГЭ). Методический анализ результатов ЕГЭ по математике (Базовый уровень).
4.1. Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок
4.1.1. Анализ результатов единого государственного экзамена по математике в Республике Мордовия в 2024 году позволяет дать следующие рекомендации по совершенствованию процесса преподавания математики:
o Учителям
1. Работу по подготовке обучающихся к участию в ЕГЭ-2025 необходимо начинать с изучения нормативно-правовых документов, кодификатора и спецификации ЕГЭ по математике, методических рекомендаций ФИПИ на основе типичных затруднений школьников, аналитических и методических материалов, размещенных по адресу fipi.ru/ege.
2. Значимый этап подготовки учителя – изучение содержания и структуры КИМ ЕГЭ 2025 года, внесенных изменениях по сравнению с предыдущим годом (информация об изменениях в КИМ ЕГЭ-2025 по математике традиционно публикуется до 1 сентября текущего года).
3. При подготовке старшеклассников к сдаче ГИА-11 по математике целесообразно познакомить их с новой редакцией КИМ ЕГЭ-2025, опубликованными вариантами работ.
4. Необходимо также ознакомить обучающихся с обобщённым планом подготовки к итоговой аттестации в предстоящем году. На основе информации, размещенной по адресу (https://fipi.ru/navigator-podgotovki/navigator-ege#ma – Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ по математике), следует дать им рекомендации по самостоятельному планированию и повторению учебного материала в течение учебного года. Одним из главных в подготовке обучающихся должен стать принцип активного обучения, когда каждый школьник становится мотивированным субъектом этого процесса.
5. Задача учителя при подготовке к ГИА-11 по математике – не просто подготовить обучающихся к итоговой аттестации, а организовать освоение в полной мере той образовательной программы по предмету, которая реализуется в ОО. Основа успешной сдачи ЕГЭ по математике – качественное изучение математики, ликвидация пробелов в базовых математических знаниях. Главной задачей подготовки к итоговой аттестации становится планомерная, целенаправленная работа по повторению, систематизации и обобщению изученного материала, по приведению в систему знаний ключевых понятий курса математики. Необходимо учить универсальным приёмам и подходам к решению заданий на основе определений, теорем, правил и алгоритмов, а не тренироваться на одних и тех же заданиях из вариантов КИМ. Параллельно с изучением новых тем математики в Х-XI классах следует предусмотреть возможность повторения слабо усвоенных ранее тем и разделов. На уроках повторения целесообразно проводить регулярный контроль усвоения знаний на базовом уровне в соответствии с открытым банком тестовых заданий.
6. При планировании содержания подготовки необходимо проанализировать результаты ЕГЭ по математике 2024 г. в сравнении с результатами прошлых лет, выделить наиболее сложные для изучения темы, типичные ошибки и затруднения обучающихся. Далее в содержании подготовки надо спланировать специальную работу по их предупреждению.
7. Кроме того, учителю важно выявлять причины математических ошибок, которые возникают у обучающихся. Это могут быть как причины, связанные с психологическими факторами (в частности, ослабление психических функций: памяти, внимания, мышления), так и причины, обусловленные несовершенством организации учебного процесса (недостаточно ведется подготовительная работа для сознательного усвоения учебного материала, не продумано его целесообразное закрепление в последующем, система упражнений не обеспечивает должной пропедевтической и закрепительной работы, у учащихся не сформированы необходимые метапредметные умения, частности самоконтроль, саморегуляция и др.).
8. Для преодоления типичных грубых ошибок у обучающихся учителю следует предусмотреть:
а) организацию занятий по отработке умений решения задач базового уровня сложности (в форме тренингов, практикумов, зачетов);
б) включение практико-ориентированных задач в процесс обучения как для решения их на уроках, так и для самостоятельной работы;
в) включение в дидактические материалы уроков задач из банка задач, размещенного на сайте ФИПИ в соответствии с программой изучения курса, начиная с 10 класса;
г) формирование на уроках и во внеурочной деятельности навыков самоконтроля, навыков устной и письменной математической речи;
д) решение задач на доказательство, логических задач, задач на делимость чисел, комбинаторных и вероятностных задач, задач из открытого банка заданий для подготовки к ГИА (www.fipi.ru) в соответствии с программой обучения курса, начиная с 10 класса.
9. Учителям-предметникам необходимо знать, что среди типичных ошибок, выявляющихся по результатам ЕГЭ на протяжении многих лет, традиционно выделяются несформированные навыки рационального счета и осмысленного чтения. Отсутствие данных базовых навыков не позволяют выпускникам успешно решать задания даже базового уровня сложности, необходимые для получения положительной оценки на экзамене. В связи с этим необходимо проводить систематическую работу в указанных направлениях. В частности, в течение подготовки уделять внимание культуре вычислений проведению (вычислений без использования калькулятора).
10. Систематизацию знаний обучающихся по алгебре и началам математического анализа следует провести по основным содержательным линиям учебного курса: числовой, линии тождественных преобразований математических выражений, линии уравнений и неравенств, функциональной линии, началам математического анализа. КИМ-ы ЕГЭ по математике проверяют и усвоение материала курсов математики 5–6 классов, алгебры 7–9 классов, поэтому учителю необходимо систематически предлагать задания на повторение соответствующих разделов курса математики и алгебры основной школы.
11. Включение заданий вероятностно-статистической линии в КИМ государственной (итоговой) аттестации за курс математики в 11 классе делает необходимой организацию учителем систематической работы по изучению понятий и методов этого раздела школьного курса.
12. В процессе подготовки желательно решать больше текстовых задач, требующих составления и исследования математических моделей. Это могут быть и задачи на составление и решение систем уравнений, и исследование уже известных математических моделей физики, биологии, экономики и т. д. На базовом уровне это могут быть простые задачи, решаемые по действиям.
13. Учитывая значительные трудности, которые обучающиеся испытывают при решении стереометрических заданий, необходимо существенно усилить внимание к организации подготовки обучающихся.
14. В процессе подготовки к сдаче ГИА-11 учителю рекомендуется организовать участие и тестирование обучающихся в online-проекте (https://statgrad.org/) по подготовке к ГИА. Школам необходимо обновить на сайте statgrad.org/ логин/пароль для возможности бесплатно получать тренировочные работы по математике в формате ГИА. Целесообразность планирования и проведения тренировочных работ с соблюдением процедуры предстоящей государственной итоговой аттестации обусловлена наличием прецедентов некорректного заполнения экзаменационных бланков, недостаточной информированностью обучающихся о процедуре и регламенте проведения ЕГЭ.
15. Целью открытых банков ФИПИ является предоставление обучающимся возможности потренироваться в решении заданий, подобных тем, которые могут встретиться на экзаменах. Задания из открытых банков могут быть использованы как в рамках школьных уроков, так и при самостоятельной подготовке к ГИА. В разделе «Видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ» можно посмотреть онлайн-консультации руководителя комиссии по разработке КИМ ГИА по математике.
16. На практике учителю математики представляется целесообразным использовать различные интернет-ресурсы, в частности:
— Информационный портал ЕГЭ (https://obrnadzor.gov.ru/gia/gia–11/). На портале представлена вся официальная информация об экзаменах. Расписание, документы, демонстрационные задания, общественное наблюдение.
— Сдам ЕГЭ / Решу ЕГЭ (https://ege.sdamgia.ru/) – сайт Д. Д. Гущина «Готовимся к ЕГЭ по математике». На сайте можно не только решать тесты, но и задавать вопросы, на которые регулярно отвечают администраторы портала. В разделе «Каталог заданий» собрано большое количество тематических задач: можно выбрать определённую тему и решать десятки типовых заданий, чтобы её отработать или составить свой собственный тест.
-Яндекс. ЕГЭ (ege.yandex.ru). На сервисе Яндекса представлена большая база тестов ЕГЭ. На сайте можно пройти тестирование, сделать задания по определенным темам разных уровней сложности, а также ознакомиться с тщательным разбором заданий ЕГЭ по математике. Кроме самих тестов, на сайте есть раздел с видеолекциями (вебинарами) с разборами заданий от опытных преподавателей.

o ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей

— осуществлять персонифицированную адресную помощь учителям математики, консультирование через разработку индивидуальных образовательных маршрутов в рамках курсов повышения квалификации и в межкурсовой период в целях повышения профессиональных компетенций;
— обеспечить индивидуальный подход к повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников образовательных организаций, показавших низкие результаты. Организовать работу по консультированию педагогов, в том числе адресному (на основе анализа результатов ЕГЭ-2024 года), для школ с низкими результатами обучения в течение 2024 – 2025 учебного года;
— организовать устранение профессиональных дефицитов педагогов через развитие системы наставничества педагогических работников и курсы повышения квалификации;
— обеспечить участие всех учителей математики в образовательных событиях, проводимых на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру», по совершенствованию предметных и методических компетенций учителей в области подготовки обучающихся к участию в ГИА-11, по диссеминации инновационного педагогического опыта.
— организовать анонсирование и участие педагогов в образовательных событиях по вопросам подготовки к государственной итоговой аттестации, используя ресурсы сетевого профессионального сообщества учителей математики «Педагог 13.ру» socpedagog13.edurm.ru/groups/18;

Прочие рекомендации
ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13. ру» необходимо продолжить системную работу по совершенствованию процесса преподавания математики в Республике Мордовия и улучшению подготовки учащихся по предмету. В связи с этим рекомендуется:
1. Обсудить в августе – сентябре 2024 г. (в частности, в рамках Республиканских августовских педсоветов) результаты ЕГЭ-2024 по математике.
2. Рекомендовать учителям математики обучение на курсах повышения квалификации на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации: «Алгебраические задания ЕГЭ: практический курс по решению и технологии обучения» (36 часов), «Геометрические задания ЕГЭ: практический курс по решению и технологии обучения» (36 часов).
3. Обеспечить консультирование и тьюторское сопровождение педагогов через созданный на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13. ру» консультационный центр.
4. Организовать обучающие семинары и вебинары и другие образовательные события по совершенствованию методических компетенций учителей в области подготовки обучающихся к участию в ГИА, по диссеминации инновационного педагогического опыта.
5. Продолжить работу по консультированию педагогов, в том числе адресному (на основе анализа результатов ЕГЭ-2024 года), для школ с низкими результатами обучения и школ в течение 2024 – 2025 учебного года.
4.1.2. …по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки

o Учителям
С целью повышения качества математического образования необходимо обеспечить реализацию дифференцированного подхода к обучению школьников посредством учёта индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, дифференциации учебных заданий, выбора разных видов деятельности для более эффективного освоения программы обучающимися с разным уровнем подготовки. При этом важно обеспечить дифференцированный подход не только к испытывающим трудности в обучении школьникам, но и к одаренным детям.
Отбор учебного материала для повторения и закрепления необходимо осуществлять с учетом уровня подготовки обучающихся, уделяя наибольшее внимание традиционно сложным для усвоения темам. При этом целесообразно разделить обучающихся на группы:
— мотивированных обучающихся, полноценно усвоивших учебный материал: предлагать дополнительные вопросы, расширяющие содержание ранее изученного, тренировочные варианты для выполнения, проводить консультации по возникающим вопросам;
— обучающихся, допускающих индивидуальные ошибки при выполнении заданий КИМ: работать над повторением и закреплением теории трудных тем, отработкой групп заданий из Открытого банка (Методические рекомендации для обучающихся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ по учебному предмету, представленных на официальном сайте ФИПИ);
— обучающихся с низким уровнем мотивации, испытывающих затруднения при усвоении ранее изученных тем: предлагать задания на повторение и закрепление ранее изученного материала, отработать задания до автоматизма из «Открытого банка заданий ЕГЭ. Математика» (необходимо определить количество и тип заданий, выполнение которых обеспечит преодоление минимального порога).
o При подготовке обучающихся, которые успешно могут освоить курс математики средней школы, образовательный акцент должен быть сделан на более полное изучение курсов алгебры и начала анализа и геометрии.
o Для учащихся с хорошим и высоким уровнем подготовки, способных самостоятельно повторять и закреплять теоретический и фактический материал по математике, в процессе подготовки к экзамену необходимо организовывать занятия по работе с текстом (анализировать условие задания, извлекать из него информацию, сопоставлять приведенные в условии данные). В связи с регулярным обновлением условий задач после знакомства с шаблонами решения важно обучать старшеклассников умению разрабатывать индивидуальный алгоритм для конкретной задачи с учетом всех данных, приведенных в ее условии.
o Учащимся с низким и удовлетворительным уровнем подготовки требуется помощь, направленная на повышение системности и систематичности в изучении материала. Это может быть достигнуто в результате постепенного накопления и последовательного усложнения изученного материала. Для этого необходимо достаточно часто проводить закрепление уже изученных сведений, которое должно сопровождаться составлением обобщающих таблиц и решением заданий, выходящих за рамки ЕГЭ. Принципиальным моментом является максимальная степень вовлеченности обучающихся в эту деятельность, а также постепенно возрастающий уровень самостоятельности в отработке материала.

o Администрациям образовательных организаций
1) Как на уровне всей ОО, так и на уровне отдельных классов внимательно анализировать результаты различных процедур оценки качества образования с целью организации своевременного устранения выявленных «дефицитных» полей.
2) Активизироать работу школы в системе СтатГрад в целях методической поддержки систем внутришкольного контроля, подготовки учащихся к государственному экзамену;
— использовать Библиотеку цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России.
3) Обеспечить участие обучающихся в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах профильной направленности, в том числе на базе Регионального центра выявления, развития и поддержки способностей и талантов у детей и молодежи «Мира» на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру».
4) Обеспечить участие всех учителей математики в образовательных событиях, проводимых на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13. ру», по совершенствованию предметных и методических компетенций в области подготовки обучающихся к участию в ГИА-11 по математике.

o ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей

1) Предусмотреть дальнейшую реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для учителей математики с применением активных образовательных технологий с опорой на системно-деятельностный, компетентностный подходы.
2) Обеспечить консультирование и тьюторское сопровождение педагогов по сложным вопросам организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки через созданный на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13. ру» консультационный центр;
3) Информировать и организовать участие учителей математики в обучающих семинарах и вебинарах и других образовательных событиях по совершенствованию методических компетенций учителей в области подготовки обучающихся к участию в ГИА.
4) В рамках деятельности постоянно действующей консультационной площадки обеспечить привлечение учителей математики, вошедших в республиканский методический актив, а также экспертов предметной комиссии ЕГЭ по математике в целях повышение профессиональной и творческой активности, создание среды профессионального сотрудничества;
5) Включить в содержание курсов повышения квалификации темы: «Анализ результатов ЕГЭ: типичные ошибки, разбор наиболее сложных вопросов». В процессе ознакомления учителей математики на курсах повышения квалификации с результатами сдачи ЕГЭ в 2024 году, обратить внимание на содержание, умения и виды деятельности по содержательным блокам и группам вопросов, вызвавшим наибольшие затруднения у выпускников.

4.2. Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования

Для обсуждения на заседаниях методических объединений учителей математики в 2024-2025 учебном году необходимо рекомендовать следующие темы:
1. Проектирование образовательной деятельности по математике на основе анализа результатов ЕГЭ базового уровня в 2024 году.
2. Технологии и приемы организации подготовки обучающихся общеобразовательных организаций к сдаче ЕГЭ по математике 2025 года.
3. Дистанционные образовательные технологии как средство эффективной подготовки обучающихся общеобразовательных организаций к сдаче ЕГЭ по математике 2025 года.
4. Организация подготовки дифференцированных групп обучающихся общеобразовательных организаций к сдаче ЕГЭ по математике 2025 года.
5. Методика повторения наиболее сложных алгебраических тем в процессе подготовки обучающихся общеобразовательных организаций к сдаче ЕГЭ по математике 2025 года.
6. Методика повторения наиболее сложных геометрических тем в процессе подготовки обучающихся общеобразовательных организаций к сдаче ЕГЭ по математике 2025 года.
7. Методика повторения наиболее сложных тем теории вероятностей и математической статистики в процессе подготовки обучающихся общеобразовательных организаций к сдаче ЕГЭ по математике 2025 года.
4.3. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования

Проведение онлайн – консультаций, педагогических десантов по теме «Приемы и методы выполнения заданий ГИА-11» по математике в период 2024-2025 уч.г.:
Возможные направления повышения квалификации учителей математики по следующим ДПП ПК:
— «Алгебраические задания ЕГЭ: практический курс по решению и технологии обучения» (36 часов):
— «Геометрические задания ЕГЭ: практический курс по решению и технологии обучения» (36 часов).

Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования

5.1. Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 уч.г. на региональном уровне.
5.1.1. Планируемые мероприятия методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 уч.г. на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2-14
№ п/п Мероприятие
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) Категория участников
1 «Результаты ГИА по математике: Анализ. Задачи на новый учебный год». Заседание предметной лаборатории учителей математики и информатики в рамках проведения Республиканского педагогического совета – 2024 «Семья и школа: единство смыслов и ценностей воспитания»
ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13. ру» (далее – ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ – Педагог13.ру») Учителя математики, в том числе учителя ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
2 Республиканский педагогический марафон «Осенняя школа учителя – 2024», секция «Лаборатория математического образования: актуальные направления деятельности учителя в 2024 – 2025году»
ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ – Педагог13.ру» Руководители методических объединений муниципалитетов, учителя математики
3 Всероссийский педагогический марафон «Зимняя школа учителя – 2025»: «Лаборатория математического образования и информатики: создаем эффективное образовательное пространство»
ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ – Педагог13.ру» Руководители методических объединений муниципалитетов, учителя математики
4 Всероссийский педагогический марафон «Весенняя школа учителя – 2025»: «Лаборатория математического образования и информатики: создаем эффективное образовательное пространство»
ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ – Педагог13.ру» Руководители методических объединений муниципалитетов, учителя математики
5 Педагогическая мастерская лаборатории математического образования и информатики «ЕГЭ — 2025 по математике: содержание, технологии, рекомендации практиков»
Организация: МОУ «Лицей № 4» г.о. Саранск Республиканский методический актив учителей математики, эксперты предметной комиссии по математике, учителя математики.
6 Реализация мероприятий Плана организационно-методического сопровождения школ, работающих в сложных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру» Учителя математики, в том числе учителя ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
7 Функционирование сетевого сообщества по предметной области «Математика»
ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру» Учителя математики, в том числе учителя ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
8 Реализация Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению качества математического образования Республики Мордовия на 2021-2030 годы, утвержденного распоряжением Правительства Республики Мордовия от 30.06.2020 № 423-Р Учителя математики, в том числе учителя ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
9 Организация выездов методического десанта в школы, которые по результатам республиканского мониторинга вошли в группу школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях
ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру» Учителя математики, в том числе учителя ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
10 Консультирование участников ЕГЭ по математике в рамках деятельности региональной службы оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей.
ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13. ру»
Учителя математики, в том числе учителя ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г, родители (законные представители).
11 Консультирование и тьюторское сопровождение педагогов через созданный на базе ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13. ру» консультационный центр Республиканский методический актив учителей математики, эксперты предметной комиссии по математике, учителя математики
12 Республиканский конкурс «Про-функциональную грамотность: от новых заданий к новым практикам»
ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ – Педагог13.ру» Учителя математики
13 Повышение квалификации педагогов по вопросам подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации:
«Методика работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭ по математике»
ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ – Педагог13.ру» Республиканский методический актив учителей математики, эксперты предметной комиссии по математике, учителя математики
5.1.2. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2-15
№ п/п Мероприятие
(указать формат, тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1 Эффективные практики обучения и воспитания в предметной области «Математики и информатика» (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру»)
2 Семинар-практикум: Тренинг педагогов в области методики обучения и социальной поддержки учащихся в школах с низкими образовательными результатами по решению заданий базового ЕГЭ по математике с использованием опыта успешного обучения в лучших ОО РМ (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру»)
3 Семинар-практикум: Тренинг педагогов в области методики обучения и социальной поддержки учащихся с ОВЗ с использованием опыта успешного обучения в лучших ОО РМ (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру»)
4 Мастер-классы «Методические приемы подготовки обучающихся общеобразовательных организаций РМ к итоговой аттестации по математике», (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру»)
5 Образовательный практикум: Тренинг педагогов в области методики обучения и социальной поддержки учащихся с ОВЗ с использованием опыта успешного обучения в лучших ОО РМ (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру»)
6 Семинар-практикум: Тренинг педагогов в области методики обучения и социальной поддержки учащихся в школах с низкими образовательными результатами по решению заданий ЕГЭ по математике с использованием опыта успешного обучения в лучших ОО РМ (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру»)
7 Семинар «Методические приемы подготовки обучающихся общеобразовательных организаций РМ к итоговой аттестации по математике» (ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру»)
8 Вебинар-практикум: Тренинг учащихся в школах с низкими образовательными результатами по решению заданий ЕГЭ по математике с использованием опыта успешного обучения в лучших ОО РМ (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру»)
9 Консультирование и тьюторское сопровождение педагогов через созданный на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» консультационный центр
10 Организация участия учителей математики в республиканском конкурсе «PRO-функциональную грамотность: от новых заданий к новым практикам».
5.1.3. Планируемые корректирующие диагностические работы с учетом результатов ЕГЭ 2024 г.
1. Организация проведения диагностических работ по оценке профессиональных компетенций для учителей математики.
5.1.4. Работа по другим направлениям

Организация наставничества над молодыми учителями математики.

СОСТАВИТЕЛИ ОТЧЕТА по учебному предмету:
Сухарев Лев Александрович Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, доцент кафедры математического анализа, алгебры и геометрии кандидат физико-математических наук, председатель предметной комиссии по математике
Панкратова Любовь Алексеевна ГБОУ РМ «Республиканский лицей», учитель математики, эксперт предметной комиссии по математике

Савичева Татьяна Николаевна ГБУ РМ «Центр оценки качества образования – «Перспектива», руководитель РЦОИ
Кондратьева Наталья Павловна ГБУ РМ «Центр оценки качества образования – «Перспектива», тьютор, кандидат педагогических наук
Бокунова Татьяна Геннадьевна ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13. ру», зав.кафедрой основного и среднего общего образования.

Ответственный специалист в субъекте Российской Федерации по вопросам организации проведения анализа результатов ЕГЭ по учебным предметам
Гудошникова Светлана Геннадьевна Министерство образования Республики Мордовия, начальник отдела общего образования

Загрузка...
1 месяц назад
#
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ-2024г. (ЕГЭ). Методический анализ результатов ЕГЭ по математике (профильный уровень).
4.1. Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета в Респукблике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок
4.1.1. …по совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся

o Учителям

1. Работу по подготовке обучающихся к участию в ЕГЭ-2025 необходимо начинать с изучения нормативно-правовых документов, кодификатора и спецификации ЕГЭ по математике, методических рекомендаций ФИПИ на основе типичных затруднений школьников, аналитических и методических материалов, размещенных по адресу fipi.ru/ege.
2. Значимый этап подготовки учителя – изучение содержания и структуры КИМ ЕГЭ 2025 года, внесенных изменениях по сравнению с предыдущим годом (информация об изменениях в КИМ ЕГЭ-2025 по математике традиционно публикуется до 1 сентября текущего года).
3. При подготовке старшеклассников к сдаче ГИА-11 по математике целесообразно познакомить их с новой редакцией КИМ ЕГЭ-2025, опубликованными вариантами работ. Необходимо подробно разъяснить обучающимся критерии оценивания заданий с развернутым ответом.
4. В специально организованном Республиканском методическом совещании для учителей Республики Мордовия председателем предметной комиссии ЕГЭ по математике профильного уровня был сделан акцент на высокую значимость математически грамотного оформления решения заданий с развернутым ответом.
5. Необходимо также ознакомить обучающихся с обобщённым планом подготовки к итоговой аттестации в предстоящем году. На основе информации, размещенной по адресу (https://fipi.ru/navigator-podgotovki/navigator-ege#ma – Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ по математике), следует дать им рекомендации по самостоятельному планированию и повторению учебного материала в течение учебного года. Одним из главных в подготовке обучающихся должен стать принцип активного обучения, когда каждый школьник становится мотивированным субъектом этого процесса.
6. Задача учителя при подготовке к ГИА-11 по математике – не просто подготовить обучающихся к итоговой аттестации, а организовать освоение в полной мере той образовательной программы по предмету, которая реализуется в ОО. Основа успешной сдачи ЕГЭ по математике – качественное изучение математики, ликвидация пробелов в базовых математических знаниях. Главной задачей подготовки к итоговой аттестации становится планомерная, целенаправленная работа по повторению, систематизации и обобщению изученного материала, по приведению в систему знаний ключевых понятий курса математики. Необходимо учить универсальным приёмам и подходам к решению заданий на основе определений, теорем, правил и алгоритмов, а не тренироваться на одних и тех же заданиях из вариантов КИМ. Параллельно с изучением новых тем математики в Х-XI классах следует предусмотреть возможность повторения слабо усвоенных ранее тем и разделов. На уроках повторения целесообразно проводить регулярный контроль усвоения знаний на базовом уровне в соответствии с открытым банком тестовых заданий.
7. При планировании содержания подготовки необходимо проанализировать результаты ЕГЭ по математике 2024 г. в сравнении с результатами прошлых лет, выделить наиболее сложные для изучения темы, типичные ошибки и затруднения обучающихся. Далее в содержании подготовки надо спланировать специальную работу по их предупреждению.
8. Кроме того, учителю важно выявлять причины математических ошибок, которые возникают у обучающихся. Это могут быть как причины, связанные с психологическими факторами (в частности, ослабление психических функций: памяти, внимания, мышления), так и причины, обусловленные несовершенством организации учебного процесса (недостаточно ведется подготовительная работа для сознательного усвоения учебного материала, не продумано его целесообразное закрепление в последующем, система упражнений не обеспечивает должной пропедевтической и закрепительной работы, у учащихся не сформированы необходимые метапредметные умения, в частности самоконтроль, саморегуляция и др.).
9. Для преодоления типичных грубых ошибок у обучающихся учителю следует предусмотреть:
а) организацию занятий по отработке умений решения задач базового уровня сложности (в форме тренингов, практикумов, зачетов);
б) включение практико-ориентированных задач в процесс обучения как для решения их на уроках, так и для самостоятельной работы;
в) включение в дидактические материалы уроков задач из банка задач профильного уровня, размещенного на сайте ФИПИ в соответствии с программой изучения курса, начиная с 10 класса;
г) формирование на уроках и во внеурочной деятельности навыков самоконтроля, навыков устной и письменной математической речи;
д) решение задач на доказательство, логических задач, задач на делимость чисел, комбинаторных и вероятностных задач, задач из открытого банка заданий для подготовки к ГИА (www.fipi.ru) в соответствии с программой обучения курса, начиная с 10 класса.
10. Учителям-предметникам необходимо знать, что среди типичных ошибок, выявляющихся по результатам ЕГЭ на протяжении многих лет, традиционно выделяются несформированные навыки рационального счета и осмысленного чтения. Отсутствие данных базовых навыков не позволяют выпускникам успешно решать задания даже базового уровня сложности, необходимые для получения положительной оценки на экзамене. В связи с этим необходимо проводить систематическую работу в указанных направлениях. В частности, в течение подготовки уделять внимание культуре вычислений (в частности, проведению вычислений без использования калькулятора).
11. Систематизацию знаний обучающихся по алгебре и началам математического анализа следует провести по основным содержательным линиям учебного курса: числовой, линии тождественных преобразований математических выражений, линии уравнений и неравенств, функциональной линии, началам математического анализа. КИМ-ы ЕГЭ по математике профильного уровня проверяют и усвоение материала курсов математики 5-6 классов, алгебры 7-9 классов, поэтому учителю необходимо систематически предлагать задания на повторение соответствующих разделов курса математики и алгебры основной школы. Необходимо уделить достаточно внимания изучению понятия «область определения функции» и, в связи с этим, проблеме допустимых значений при решении уравнений и неравенств, а также проблеме потери корней и приобретения лишних корней.
12. В процессе подготовки обучающихся к решению уравнений в задании 13 (часть а) учителю следует не ограничиваться решением большого количества тригонометрических уравнений, а проводить работу по решению и других видов (иррациональных, показательных, логарифмических, комбинированных) и сделать акцент на обобщенные приемы их решений. При решении второй части данного задания важно научить школьников применять различные способы отбора корней.

o ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей

— обсудить в августе – сентябре 2024 г. (в частности, в рамках Республиканских августовских образовательных событий) результаты ЕГЭ-2024 по математике с целью выработки стратегических направлений по совершенствованию подготовки к ГИА-2025г.
— продолжить дальнейшую реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для учителей математики с применением активных образовательных технологий с опорой на системно-деятельностный, компетентностный подходы по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации: «Алгебраические задания ЕГЭ: практический курс по решению и технологии обучения» (36 часов), «Геометрические задания ЕГЭ: практический курс по решению и технологии обучения» (36 часов).
— усилить информационно-разъяснительную работу со всеми категориями участников ГИА по предмету «Математика»: выпускниками, их родителями, педагогами;
— обеспечить индивидуальный подход к повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников образовательных организаций, показавших низкие результаты. Организовать работу по консультированию педагогов, в том числе адресному (на основе анализа результатов ЕГЭ-2024 года);
— организовать устранение профессиональных дефицитов педагогов через развитие системы наставничества педагогических работников и курсы повышения квалификации;
— обеспечить участие всех учителей математики в образовательных событиях, проводимых на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру», по совершенствованию предметных и методических компетенций учителей в области подготовки обучающихся к участию в ГИА-11, по диссеминации инновационного педагогического опыта.

4.1.2. …по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки
o Учителям
С целью повышения качества математического образования необходимо обеспечить реализацию дифференцированного подхода к обучению школьников посредством учёта индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, дифференциации учебных заданий, выбора разных видов деятельности для более эффективного освоения программы обучающимися с разным уровнем подготовки. При этом важно обеспечить дифференцированный подход не только к испытывающим трудности в обучении школьникам, но и к одаренным детям.
Отбор учебного материала для повторения и закрепления необходимо осуществлять с учетом уровня подготовки обучающихся, уделяя наибольшее внимание традиционно сложным для усвоения темам. При этом целесообразно разделить обучающихся на группы:
— мотивированных обучающихся, полноценно усвоивших учебный материал: предлагать дополнительные вопросы, расширяющие содержание ранее изученного, тренировочные варианты для выполнения, проводить консультации по возникающим вопросам;
— обучающихся, допускающих индивидуальные ошибки при выполнении заданий КИМ: работать над повторением и закреплением теории трудных тем, отработкой групп заданий из Открытого банка (Методические рекомендации для обучающихся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ по учебному предмету, представленных на официальном сайте ФИПИ);
— обучающихся с низким уровнем мотивации, испытывающих затруднения при усвоении ранее изученных тем: предлагать задания на повторение и закрепление ранее изученного материала, отработать задания до автоматизма из «Открытого банка заданий ЕГЭ. Математика» (необходимо определить количество и тип заданий, выполнение которых обеспечит преодоление минимального порога).
o При подготовке обучающихся, которые успешно могут освоить курс математики средней школы на профильном (повышенном) уровне, образовательный акцент должен быть сделан на более полное изучение курсов алгебры и начала анализа и геометрии на повышенном уровне. Количество часов математики должно быть не менее 6-7 часов в неделю. В первую очередь нужно выработать у обучающихся быстрое и правильное выполнение заданий части I, используя, в том числе открытый банк заданий экзамена базового уровня. Умения, необходимые для выполнения заданий базового уровня, должны быть под постоянным контролем. Задания с кратким ответом (повышенного уровня № 5, №9 –12) части II должны находить отражение в содержании математического образования, и аналогичные задания должны включаться в систему текущего и рубежного контроля. В записи решений к заданиям с развернутым ответом нужно особое внимание обращать на качество построения чертежей и рисунков, лаконичность пояснений, доказательность рассуждений.
o Для учащихся с хорошим и высоким уровнем подготовки, способных самостоятельно повторять и закреплять теоретический и фактический материал по математике, в процессе подготовки к экзамену необходимо организовывать занятия по работе с текстом (анализировать условие задания, извлекать из него информацию, сопоставлять приведенные в условии данные). В связи с регулярным обновлением условий задач после знакомства с шаблонами решения важно обучать старшеклассников умению разрабатывать индивидуальный алгоритм для конкретной задачи с учетом всех данных, приведенных в ее условии.
Учащимся с низким и удовлетворительным уровнем подготовки требуется помощь, направленная на повышение системности и систематичности в изучении материала. Это может быть достигнуто в результате постепенного накопления и последовательного усложнения изученного материала. Для этого необходимо достаточно часто проводить закрепление уже изученных сведений, которое должно сопровождаться составлением обобщающих таблиц и решением заданий, выходящих за рамки ЕГЭ. Принципиальным моментом является максимальная степень вовлеченности обучающихся в эту деятельность, а также постепенно возрастающий уровень самостоятельности в отработке материала.

o Администрациям образовательных организаций

1.Обеспечить участие обучающихся, выбравших для итоговой аттестации предмет «Математика»
(профильный уровень), в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах профильной направленности, в том числе на базе Регионального центра выявления, развития и поддержки способностей и талантов у детей и молодежи «Мира» на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру».

2. Внедрять в учебные планы ОО специализированные элективные курсы по подготовке к итоговой аттестации предмет «Математика» (профильный уровень)
3. Систематически проводить анализ результатов обучающихся, разработать систему мониторинга, использовать различные методы диагностики: контрольные, проверочные, диагностические работы, тестирование и др.
4. Ввести в практику работы учителя-математики в системе СтатГрад в целях методической поддержки, подготовки учащихся к государственному экзамену; использовать Библиотеку цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России; сайт «Единое содержание общего образования».
5. Обеспечить участие всех учителей математики в образовательных событиях, проводимых на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13. ру», по совершенствованию предметных и методических компетенций в области подготовки обучающихся к участию в ГИА-11 по математике (профильный уровень).

o ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей

1. Информировать и организовать участие учителей математики в обучающих семинарах и вебинарах и других образовательных событиях по совершенствованию методических компетенций учителей в области подготовки обучающихся к участию в ГИА.
2. В рамках деятельности постоянно действующей консультационной площадки обеспечить привлечение учителей математики, вошедших в республиканский методический актив, экспертов предметной комиссии ЕГЭ по математике (профильный уровень), учителей, подготовивших высокобалльников.
3. Включить в содержание курсов повышения квалификации темы: «Анализ результатов ЕГЭ: типичные ошибки, разбор наиболее сложных вопросов». В процессе ознакомления учителей математики на курсах повышения квалификации с результатами сдачи ЕГЭ в 2024 году, обратить внимание на содержание, умения и виды деятельности по содержательным блокам и группам вопросов, вызвавшим наибольшие затруднения у выпускников.

4.2. Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования

Для обсуждения на заседаниях методических объединений учителей математики в 2024-2025 учебном году необходимо рекомендовать следующие темы:
1. Проектирование образовательной деятельности по математике на основе анализа результатов ЕГЭ в 2024 году.
2. Использование результатов независимых оценочных процедур (ГИА, ВПР и др.) для повышения качества математического образования в образовательной организации (с обязательным постоянным и детальным анализом всех проведённых за год мониторингов (ГИА, ВПР, и др.), разбором причин низких результатов, определением сроков исправления затруднений, определением возможной помощи со стороны более сильных учителей, школ, сетевого взаимодействия).
3. Технологии и приемы организации подготовки обучающихся общеобразовательных организаций к сдаче ЕГЭ по математике 2025 года.
4. Дистанционные образовательные технологии как средство эффективной подготовки обучающихся общеобразовательных организаций к сдаче ЕГЭ по математике 2025 года.
5. Организация подготовки дифференцированных групп обучающихся общеобразовательных организаций к сдаче ЕГЭ по математике 2025 года.
6.Методика повторения наиболее сложных алгебраических тем в процессе подготовки обучающихся общеобразовательных организаций к сдаче ЕГЭ по математике 2025 года.
7. Методика повторения наиболее сложных геометрических тем в процессе подготовки обучающихся общеобразовательных организаций к сдаче ЕГЭ по математике 2025 года.
8. Методика повторения наиболее сложных тем теории вероятностей и математической статистики в процессе подготовки обучающихся общеобразовательных организаций к сдаче ЕГЭ по математике 2025 года.
4.3. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования

1.Проведение онлайн- консультаций, педагогических десантов по теме «Приемы и методы выполнения заданий ГИА-11» по математике (профильный уровень) в период 2024-2025 уч.г.
2. Организация и проведение курсов повышения квалификации учителей математики по следующим ДПП ПК:
— «Алгебраические задания ЕГЭ: практический курс по решению и технологии обучения» (36 часов):
— «Геометрические задания ЕГЭ: практический курс по решению и технологии обучения» (36 часов).

Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования
5.1. Планируемые меры методической поддержки изучения математики в 2024-2025 учебном году на региональном уровне.
5.1.1. Планируемые мероприятия методической поддержки изучения математики в 2024-2025 учебном году на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2-14
№ Мероприятие
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) Категория участников
1. «Результаты ГИА по математике (профильный уровень): Анализ. Задачи на новый учебный год» в рамках проведения Республиканского педагогического форума-2024 работников образования «Семья и школа: единство смыслов и ценностей воспитания», заседание предметной лаборатории учителей математики.
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13. ру» (далее – ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ – Педагог13.ру») Руководители методических объединений муниципалитетов, учителя математики
2. Обсуждение результатов ГИА-2024 по математике (профильный уровень) и выработка методических рекомендаций по повышению качества преподавания предмета. Заседание предметной лаборатории учителей математики и информатики в рамках проведения Республиканского педагогического форума – 2024 «Семья и школа: единство смыслов и ценностей воспитания», (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ – Педагог13.ру») Учителя математики, в том числе учителя ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
3. Реализация Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению качества математического образования Республики Мордовия на 2021-2030 годы, утвержденного распоряжением Правительства Республики Мордовия от 30.06.2020 № 423-Р Учителя математики, в том числе учителя ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
4. Реализация мероприятий Плана организационно-методического сопровождения школ, работающих в сложных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру») Учителя математики, в том числе учителя ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
5. Функционирование сетевого сообщества по предметной области «Математика»
(ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру») Учителя математики, в том числе учителя ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
6. Республиканский педагогический марафон «Осенняя школа учителя – 2024», секция «Лаборатория математического образования: актуальные направления деятельности учителя в 2024 – 2025году»
(ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру») Руководители методических объединений муниципалитетов, учителя математики
7. Республиканский семинар-практикум
«Формирование метапредметных компетенций на уроках математики»
Организация: МОУ «Лицей № 43» г.о. Саранск Руководители методических объединений муниципалитетов, учителя математики
8. Всероссийский педагогический марафон «Зимняя школа учителя – 2025»: «Лаборатория математического образования и информатики: создаем эффективное образовательное пространство»
(ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру») Руководители методических объединений муниципалитетов, учителя математики
9. Всероссийский педагогический марафон «Весенняя школа учителя – 2025»: «Лаборатория математического образования и информатики: создаем эффективное образовательное пространство»
(ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру») Руководители методических объединений муниципалитетов, учителя математики
10. Педагогическая мастерская лаборатории математического образования и информатики «ЕГЭ- 2025 по математике: содержание, технологии, рекомендации практиков»
Организация: МОУ «Лицей № 4» г.о. Саранск Республиканский методический актив учителей математики, эксперты предметной комиссии по математике, учителя математики.
11. Консультирование и тьюторское сопровождение педагогов через созданный на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру», консультационный центр Республиканский методический актив учителей математики, эксперты предметной комиссии по математике, учителя математики, подготовившие высокобалльников, учителя математики ОО.
12. Республиканский конкурс «Про-функциональную грамотность: от новых заданий к новым практикам»
(ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру») учителя математики ОО.
13. Повышение квалификации педагогов по вопросам подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации: «Методика работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭ по математике» (профильный уровень)
(ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру»)» Республиканский методический актив учителей математики, эксперты предметной комиссии по математике, учителя математики
14. Организация выездов методического десанта в школы, которые по результатам республиканского мониторинга вошли в группу школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях
(ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру») Учителя математики, в том числе учителя ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
15. Консультирование участников ЕГЭ по математике в рамках деятельности региональной службы оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей.
(ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13. ру»)
Учителя математики, в том числе учителя ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г, родители (законные представители).

5.1.2. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2-15
№ п/п Мероприятие
(указать формат, тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1. Эффективные практики обучения и воспитания в предметной области «Математики и информатика» (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру»)
2. Семинар-практикум: Тренинг педагогов в области методики обучения по решению заданий ЕГЭ по математике (профильный уровень) с использованием опыта успешного обучения в лучших ОО РМ (МОУ «Лицей №4» г.о. Саранск)
3. Педагогический марафон «Эффективные практики подготовки к ГИА по предмету «Математика» (профильный уровень) в рамках проведения Республиканского педагогического марафона «Осенняя школа учителя -2024»
(ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру»)
4. Мастер-классы «Методические приемы подготовки обучающихся общеобразовательных организаций РМ к итоговой аттестации по математике», (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру»)
5. Педагогический марафон «Эффективные практики подготовки к ГИА по предмету «Математика» (профильный уровень) в рамках проведения Республиканского педагогического марафона «Зимняя школа учителя -2025»
(ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру»)
6. Практикум «Эффективные стратегии подготовки обучающихся общеобразовательных организаций РМ к итоговой аттестации по математике» (профильный уровень) (ГБОУ РМ «Республиканский лицей»)
7. Вебинары «Лучшее от лучших».
(ГБОУ РМ «Республиканский лицей», МОУ «Лицей №4» г.о. Саранск, МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей»)
8. Консультирование и тьюторское сопровождение педагогов через созданный на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13. ру» консультационный центр
9. Организация участия учителей математики в республиканском конкурсе «PRO-функциональную грамотность: от новых заданий к новым практикам».
(ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру»)

5.1.3. Планируемые корректирующие диагностические работы с учетом результатов ЕГЭ 2024 г.
1. Организация проведения диагностических работ по оценке профессиональных компетенций для учителей математики.
5.1.4. Работа по другим направлениям

Организация наставничества над молодыми учителями математики.

СОСТАВИТЕЛИ ОТЧЕТА по учебному предмету:
Сухарев Лев Александрович Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, доцент кафедры математического анализа, алгебры и геометрии кандидат физико-математических наук, председатель предметной комиссии по математике
Панкратова Любовь Алексеевна ГБОУ РМ «Республиканский лицей», учитель математики, эксперт предметной комиссии по математике
Савичева Татьяна Николаевна ГБУ РМ «Центр оценки качества образования – «Перспектива», руководитель РЦОИ
Кондратьева Наталья Павловна ГБУ РМ «Центр оценки качества образования – «Перспектива», тьютор, кандидат педагогических наук
Бокунова Татьяна Геннадьевна ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13. ру», зав.кафедрой основного и среднего общего образования.
Гудошникова Светлана Геннадьевна Министерство образования Республики Мордовия, начальник отдела общего образования

Загрузка...
1 месяц назад
#
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ-2024г. (ОГЭ)
Рекомендации для системы образования по совершенствованию методики преподавания учебного предмета «МАТЕМАТИКА»

4.1. … по совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся

1. Работу по подготовке обучающихся к участию в ОГЭ-2025 необходимо начинать с изучения нормативно-правовых документов, кодификатора и спецификации ОГЭ по математике, аналитических и методических материалов, размещенных по адресу fipi.ru/oge.
2. Значимый этап подготовки учителя – изучение содержания и структуры КИМ ОГЭ 2025года, внесенных изменениях по сравнению с предыдущим годом (информация об изменениях в КИМ ОГЭ-2025 по математике традиционно публикуется до 1 сентября текущего года).
3. При подготовке обучающихся к сдаче ГИА-9 по математике целесообразно познакомить их с новой редакцией КИМ ОГЭ-2025, опубликованными вариантами работ.
4. Задача учителя при подготовке к ГИА-9 по математике – не просто подготовить обучающихся к аттестации, а организовать освоение в полной мере той образовательной программы по предмету, которая реализуется в ОО. Основа успешной сдачи ОГЭ по математике – качественное изучение математики, ликвидация пробелов в базовых математических знаниях. Главной задачей подготовки к аттестации становится планомерная, целенаправленная работа по повторению, систематизации и обобщению изученного материала, по приведению в систему знаний ключевых понятий курса математики. Параллельно с изучением новых тем математики в IX классе следует предусмотреть возможность повторения слабо усвоенных ранее тем и разделов. На уроках повторения целесообразно проводить регулярный контроль усвоения знаний на базовом уровне в соответствии с открытым банком тестовых заданий.
5. При планировании содержания подготовки необходимо проанализировать результаты ОГЭ по математике 2024 г. в сравнении с результатами прошлых лет, выделить наиболее сложные для изучения темы и типичные ошибки и затруднения обучающихся. Далее в содержании подготовки надо спланировать специальную работу по их предупреждению.
6. Кроме того, учителю важно выявлять причины математических ошибок, которые возникают у обучающихся. Это могут быть как причины, связанные с психологическими факторами (в частности, ослабление психических функций: памяти, внимания, мышления), так и причины, обусловленные несовершенством организации учебного процесса (недостаточно ведется подготовительная работа для сознательного усвоения учебного материала, не продумано его целесообразное закрепление в последующем, система упражнений не обеспечивает должной пропедевтической и закрепительной работы, у учащихся не сформированы необходимые метапредметные умения, частности самоконтроль, саморегуляция и др.).
7. Для преодоления типичных грубых ошибок у обучающихся учителю следует предусмотреть:
а) организацию занятий по отработке умений решения задач базового уровня сложности (в форме тренингов, практикумов, зачетов);
б) включение практико-ориентированных задач в процесс обучения как для решения их на уроках, так и для самостоятельной работы;
в) включение в дидактические материалы уроков задач из банка задач, размещенного на сайте ФИПИ в соответствии с программой изучения курса, начиная с 7 класса;
г) формирование на уроках и во внеурочной деятельности навыков самоконтроля, навыков устной и письменной математической речи;
д) решение задач на доказательство, логических задач, задач на делимость чисел, комбинаторных и вероятностных задач, задач из открытого банка заданий для подготовки к ГИА (www.fipi.ru) в соответствии с программой обучения курса, начиная с 7 класса.
8. Учителям-предметникам необходимо знать, что среди типичных ошибок, выявляющихся по результатам ОГЭ на протяжении многих лет, традиционно выделяются несформированные навыки рационального счета и осмысленного чтения. Отсутствие данных базовых навыков не позволяют выпускникам успешно решать задания даже базового уровня сложности, необходимые для получения положительной оценки на экзамене. В связи с этим необходимо проводить систематическую работу в указанных направлениях. В частности, в течение подготовки уделять внимание культуре вычислений (в частности, проведению вычислений без использования калькулятора).
9. Необходимо отметить, что по-прежнему, остаются недостаточно освоенными выпускниками тождественные преобразования буквенных выражений. Раздел «Тождественные преобразования» (далее ТП) занимает центральное место в школьном курсе математики: изучение ТП имеет самостоятельное значение (связан со следующими вопросами: обобщение операций над числами, проведение вычислений «в общем виде», обучение использованию алгебраической символики; классификация и распознавание алгебраических выражений, преобразование выражений к стандартному виду; рационализация выражений. ТП играют роль вспомогательного «инструмента» при решении уравнений и неравенств, при исследовании функций и ряде других тем школьного курса математики. ТП имеют большое воспитательное значение, т.к. они способствуют развитию у учащихся операционного мышления, воспитанию таких качеств личности, как целеустремленность в поиске решения, сообразительность, аккуратность.
Рекомендуется следующая методика изучения основных групп преобразований: знакомство с его особенностями и характерными чертами; включение каждого нового вида преобразований в целостную систему; знакомство с возможными применениями к решению широкого круга задач.
В результате овладения новым видом преобразований, учащиеся должны: уметь распознавать область применимости изучаемого тождества; знать его формулировку, аналитическую запись, алгоритм применения; уметь проводить преобразование в прямом и обратном порядке; знать о возможных приложениях; уметь использовать в комплексе с другими.
В процессе формирования умения тождественно преобразовывать математические выражения, следует применять специальные методы и приемы обучения: геометрическая иллюстрация преобразований и формул; проговаривание формул вслух или можно поиграть в викторину; один ученик в паре читает левую часть выражения, а второй ученик правую; завести специальную тетрадь-справочник; устраивать диктанты на применение формул; математическое лото и др.
10. Следует особо отметить, что обучающиеся допускают ошибки в решении элементарных уравнений и неравенств, часть выпускников 9-х классов не умеют решать квадратные уравнения и неравенства. А ведь в 10-11 классах практически ежедневно сталкиваются с решением квадратного уравнения. В связи с этим требуется тщательная отработка этой темы.
11. Актуальным остается вопрос формирования у учащихся умений и навыков решения текстовых задач. Задачи являются материалом для ознакомления учащихся с новыми понятиями, для развития логического мышления, формирования межпредметных связей. Задачи позволяют применять знания, полученные при изучении математики, при решении практико-ориентированных вопросов. Этапы решения задач являются формами развития мыслительной деятельности.
Широко известны серьезные трудности, которые испытывают учащиеся при решении задач. Первая трудность состоит в математизации предложенного текста, т.е. в составлении математической модели, которая может представлять собой уравнение, неравенство или их систему, диаграмму, график, таблицу, функцию и т.д. Для того, чтобы перевести содержание задачи на математический язык, учащемуся необходимо тщательно изучить и правильно истолковать его, формализовать вопрос задачи, выразив искомые величины через известные величины и введенные переменные. Вторая трудность – составление уравнений и неравенств, связывающих данные величины и переменные, которые вводит учащийся. Третья трудность – это решение полученной системы уравнений или неравенств желательно наиболее рациональным способом.
Ошибки свидетельствуют о том, что ученики, не справившиеся с решением задач, не смогли представить себе жизненной ситуации, отраженной в задаче, не уяснили отношений между величинами в ней, зависимости между данными и искомым, а поэтому просто механически манипулировали числами. Одна из основных причин допускаемых детьми ошибок в решении текстовых задач – неправильная организация первичного восприятия учащимися условия задачи и ее анализа, которые проводятся без должной опоры на жизненную ситуацию, отраженную в задаче, без ее предметного или графического моделирования. Как правило, в процессе анализа используются лишь различные виды краткой записи условия или готовые схемы, а создание модели на глазах у детей или самими детьми в процессе разбора задачи применяется крайне редко. К тому же при фронтальном анализе и решении задачи учитель нередко ограничивается правильными ответами двух-трех учеников, а остальные записывают за ними готовые решения без глубокого их понимания, т.е. не проводятся все этапы работы над задачей.
12. Необходимо обратить внимание на блок практико-ориентированных заданий № 1-5. Задания проверяют у умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели. Решение данных задач использует целый ряд межпредметных связей, развивает вариативность, умение анализировать информацию и делать правильный выбор. Основными трудностями при работе с этими заданиями может являться сложный прикладного характера материал и лимит времени урока. Поэтому необходимо формировать и развивать у обучающихся навык «смыслового чтения». Необходимо научить их выделять ключевые фразы и основные вопросы из текста, разбираться в изображениях рисунков, планов и масштабе фигур на рисунках, анализировать и пользоваться информацией из таблиц. К этому типу задач подготовку нужно начинать с 5 класса. Следует обратить внимание на практико-ориентированные задачи, которые предлагаются ученикам на ВПР. При этом наблюдается постепенное усложнение данных задач при продвижении от класса к классу.
Задания №1-№5. проверяют не только предметные результаты обучения математике, но и метапредметные результаты согласно ФГОС ООО. Перед первым заданием дан рисунок и текст к нему. Все 5 заданий связаны и с рисунком, и с текстом. Темы встречаются разные. Многие уже разобраны и рассмотрены на бескрайних просторах интернета. Но учителю необходимо обязательно следить, что будет предлагаться в открытом банке заданий ОГЭ по математике на сайте ФИПИ (http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj).
Многие из предлагаемых задач рассматриваются на канале «Молодой Репетитор» (https://www.youtube.com/watch?v). На предлагаемом канале размещены и другие ролики, посвященные подготовке к ОГЭ. Большая часть задач № 1-№5 из открытого банка с решениями размещены на сайте «Обучающая система Д. Гущина «Решу ОГЭ» (https://oge.sdamgia.ru/). Обращаем ваше внимание на сайт «Распечатай и реши» (https://www.time4math.ru/oge) Е. А. Ширяевой. Для каждого типа задач на сайте выставлены материалы с пометкой «теория», где автор приводит решение данного типа задачи опираясь на теоретические сведения, которые необходимы для решения всех видов заданий №1-№5. Во втором файле предлагается подборка большого числа заданий по данному типу задачи. Правда ответы ко второму типу файлов автор предлагает платно.
13. Также необходимо обратить внимание на качество изучения геометрического материала. Задания ОГЭ, связанные с применением геометрических знаний, вызывают у школьников определенные затруднения. Изучение геометрического материала предполагает правильное оформление задачи (выполнение правильного и рационального чертежа), поиск логически обоснованного решения, основанного на знании геометрических фактов – все это приводит к значительным временным затратам (подчас за один урок решается только одна-две задачи). Учитывая данную специфику геометрии, для успешного освоения геометрического материала можно порекомендовать учителям включать в урок устные задачи по геометрии, задачи по готовым чертежам, активно использовать печатные тетради с обучающими заданиями.
14. Важно обратить внимание на основной список тем по геометрии, подлежащий контролю в конце 9 класса на уроках планиметрии: виды треугольников; замечательные линии и точки в треугольнике (медиана, средняя линия, высота, биссектриса, серединный перпендикуляр к стороне); вписанная и описанная окружности; тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника; теорема Пифагора; теоремы синусов и косинусов; виды четырехугольников; свойства и признаки параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции; формулы площадей плоских фигур; координатный и векторный методы решения задач. Прежде всего незнание фундаментальных метрических формул и неумение их использовать, а также незнание свойств основных планиметрических фигур полностью лишает учащихся возможности применять свои знания по планиметрии при решении соответствующих задач.
15. Обратить внимание на формирование умения доказывать утверждения. Умение доказывать формируется постепенно не только в процессе решения задач, но и при доказательстве теорем, это одна из самых важных составляющих геометрии. Поэтому учителю нельзя игнорировать из-за нехватки времени представление доказательства на уроках самому и опрос учащихся по доказательству теорем; требовать от учащихся пояснений и доказательств утверждений при решении задач, обоснованных устных ответов, обучать доказательству.
16. Включение заданий вероятностно-статистической линии в КИМы государственной аттестации за курс математики в 9 классе делает необходимой организацию учителем систематической работы по изучению понятий и методов этого раздела школьного курса. Ряд практически значимых рекомендаций по решению заданий и методике обучения их решению школьников можно найти в вебинаре, организованном на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру», по ссылке cloud.mail.ru/public/kMWj/XzSwazojg.
17. С целью улучшения качества математической подготовки обучающихся основной школы учителю необходимо жесткое ограничение времени. Занятия по подготовке к экзамену нужно стараться всегда проводить в форсированном режиме с подчеркнутым акцентированием контроля времени. Этот режим очень тяжел для учащихся на первых порах, но, привыкнув к этому, они затем чувствуют себя на ОГЭ спокойными и более собранными
Подготовка к ОГЭ не заменяет регулярное и последовательное изучение курса математики. Подготовка к ОГЭ в течение учебного года уместна в качестве закрепления пройденного материала, педагогической диагностики и контроля и должна сопровождать, а не подменять полноценное преподавание курса основной школы
Подготовка к итоговой аттестации в форме ОГЭ не требует от учителя резких изменений методики преподавания математики, необходимо более активное внедрение в практику принципов индивидуализации и дифференциации обучения, применение активных форм организации деятельности обучающихся, организации самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала.

4.2. …по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки

1. С целью повышения качества математического образования необходимо обеспечить реализацию дифференцированного подхода к обучению школьников посредством учёта индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, дифференциации учебных заданий, выбора разных видов деятельности для более эффективного освоения программы обучающимися с разным уровнем подготовки. При этом важно обеспечить дифференцированный подход не только к испытывающим трудности в обучении школьникам, но и к одаренным детям.
2. Отбор учебного материала для повторения и закрепления необходимо осуществлять с учетом уровня подготовки обучающихся, уделяя наибольшее внимание традиционно сложным для усвоения темам. При этом целесообразно разделить обучающихся на группы:
3. мотивированных обучающихся, полноценно усвоивших учебный материал: предлагать дополнительные вопросы, расширяющие содержание ранее изученного, тренировочные варианты для выполнения, проводить консультации по возникающим вопросам;
4. обучающихся, допускающих индивидуальные ошибки при выполнении заданий КИМ: работать над повторением и закреплением теории трудных тем, отработкой групп заданий из Открытого банка (Методические рекомендации для обучающихся по организации индивидуальной подготовки к ОГЭ по учебному предмету, представленных на официальном сайте ФИПИ);
5. обучающихся с низким уровнем мотивации, испытывающих затруднения при усвоении ранее изученных тем: предлагать задания на повторение и закрепление ранее изученного материала, отработать задания до автоматизма из «Открытого банка заданий ОГЭ. Математика» (необходимо определить количество и тип заданий, выполнение которых обеспечит преодоление минимального порога).
6. При подготовке обучающихся, которые успешно могут освоить курс математики средней школы на профильном (повышенном) уровне, образовательный акцент должен быть сделан на более полное изучение курсов алгебры и начала анализа и геометрии.
7. Для учащихся с хорошим и высоким уровнем подготовки, способных самостоятельно повторять и закреплять теоретический и фактический материал по математике, в процессе подготовки к экзамену необходимо организовывать занятия по работе с текстом (анализировать условие задания, извлекать из него информацию, сопоставлять приведенные в условии данные). В связи с регулярным обновлением условий задач после знакомства с шаблонами решения важно обучать старшеклассников умению разрабатывать индивидуальный алгоритм для конкретной задачи с учетом всех данных, приведенных в ее условии.
8. Учащимся с низким и удовлетворительным уровнем подготовки требуется помощь, направленная на повышение системности и систематичности в изучении материала. Это может быть достигнуто в результате постепенного накопления и последовательного усложнения изученного материала. Для этого необходимо достаточно часто проводить закрепление уже изученных сведений, которое должно сопровождаться составлением обобщающих таблиц и решением заданий, выходящих за рамки ОГЭ. Принципиальным моментом является максимальная степень вовлеченности обучающихся в эту деятельность, а также постепенно возрастающий уровень самостоятельности в отработке материала.

o Администрациям образовательных организаций
Оказать необходимую помощь в организации дифференцированного обучения школьников в процессе подготовки к ГИА-2025.
Как на уровне всей ОО, так и на уровне отдельных классов внимательно анализировать результаты различных процедур оценки качества образования с целью организации своевременного устранения выявленных «дефицитных» полей.

СОСТАВИТЕЛИ ОТЧЕТА по учебному предмету:
Сарайкина Надежда Ивановна Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Мордовия «Республиканский лицей», учитель математики, председатель предметной комиссии по математики
Савичева Татьяна Николаевна Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Центр оценки качества образования – «Перспектива», заместитель директора, руководитель РЦОИ
Курцева Ольга Анатольевна Министерство образования Республики Мордовия, заместитель начальника отдела общего образования

Загрузка...
1 месяц назад
#
Программа августовских вебинаров Фонда наследия Менделеева
совместно с АО «Издательство «Просвещение» и авторами учебных
пособий по теме: «Современные подходы в школьном образовании
в 2024/2025 учебном году»
Регистрация на вебинары осуществляется по ссылке:
forms.gle/TycMWXeTyGJPGg2X7
Загрузка...
1 месяц назад
#
28 августа 2024 года в 11:00–14:00 (МСК) компания «Цифриум» проводит августовскую педагогическую онлайн-конференцию «AI. Августовка — Цифриум 2024».

Российская компания «Цифриум» реализует задачи по повышению качества и доступности образования в России, помогает школам и учителям использовать современные цифровые технологии. Цифровая платформа «Цифриум» помогает реализовывать более 150 образовательных продуктов, проводить школьные и муниципальные этапы всероссийской школьников, а также подготовку к олимпиадам с лучшими преподавателями страны.

Ключевые темы конференции:

– Искусственный интеллект в школьном образовании: вызовы и возможности
– Эффективные решения для развития одаренных детей
– Цифровые инструменты изучения русского языка как иностранного
– Цифровые кружки — дополнительное образование в новом формате
– Цифровые кружки по беспилотным авиационным системам

В программе конференции запланированы дискуссии, тематические площадки и мастер-классы с участием экспертов.

К участию приглашаются руководители и специалисты органов управления образованием, руководители, заместители руководителя, методисты и педагогические работники образовательных организаций.

Познакомиться с программой и зарегистрироваться можно avgust.cifrium.ru/.
Загрузка...