Эксперты, педагоги и родители обсудили перспективы развития дистанционного обучения

Педагоги СПО

В конце марта 2020 года, в целях профилактики и предотвращения эпидемии Министерство просвещения рекомендовало перевести образовательные учреждения России на дистанционное обучение. Введение нового формата образования вынудило родителей и учителей столкнуться с рядом вызовов, к которым большинство не было сразу готово. В то время как дети пребывали в состоянии радостной эйфории, воспринимая все происходящее как внеплановые каникулы, взрослые пытались свыкнуться с новой реальностью: педагоги в ускоренном режиме вникали в тонкости дистанционного образования, а родители учились организовывать свой рабочий день так, чтобы сосуществовать с детьми на протяжении всего карантина.

С первых дней развития эпидемии федеральные и региональные органы управления образования фактически в ручном режиме вели консультирование через созданные «горячие линии», стараясь разъяснять населению предпринимаемые меры. Сайт федерального министерства просвещения ввел специальный раздел, агрегируя в нем основные бесплатные ресурсы для обеспечения дистанционного обучения. Следом появились новые государственные онлайн-платформы в сети и уроки на телевидении.

Одним из инструментов, которые помогли учителям организовать дистанционное обучение, а родителям и детям – справиться с его трудностями, стала цифровая платформа «Моя школа в online» (cifra.school), которую за полтора месяца ее работы посетили 1,3 млн пользователей, каждый из которых скачал 6 и более материалов для дистанционного обучения. Благодаря участию в создании платформы Группы компаний «Просвещение», оператора цифровой среды «Триколор» и канала ОТР, школьники получают качественный и проверенный учебный материал, разработанный с учетом образовательных стандартов, и в сети, и в эфире на ТВ. Создание такого масштабного ресурса позволило в том числе дать доступ тем учащимся, у которых нет возможности подключиться к интернету. «Моя школа в online» – это платформа для самостоятельного изучения школьных предметов по рабочим программам 4 четверти. На платформе было выложено около 2 тысяч материалов по 14 предметам, охватывающих все классы от начальной до старшей школы. Все материалы составлены на основе самых востребованных учебников ведущих издательств школьной литературы, что позволило охватить максимальное число учащихся.

По словам директора по внешним коммуникациям Группы компаний «Просвещение» Кристины Колесниковой, «дистанционные технологии не заменят традиционного обучения, а будут его дополнять, используя новые наработки, созданные и успешно зарекомендовавшие себя во время вынужденной самоизоляции. Такие проекты, как цифровая платформа станут важным подспорьем в будущем для детей, учителей и родителей, создавая единое образовательное пространство, существованию которого мешала разрозненность программ, учебников, расписания каникул, дифференциация в подготовке учителей и многое другое».

Сегодня, спустя два месяца, эксперты начинают делать первые выводы о том, удалось ли организовать новый формат образования на должном уровне.

16 мая в прямом эфире передачи «По правде говоря» просветительского проекта «Касается даже тех, кого не касается» Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО) и регионального офиса ЮНЭЙДС при поддержке социальной сети «Одноклассники» состоялся разговор родителей, психолога и педагога о трудностях и возможностях дистанционного образования.

По мнению Ларисы Сурковой, кандидата психологических наук, практикующего психолога и мамы пятерых детей, больше всего в сложившейся ситуации беспокойство вызывали учащиеся начальных классов, потому что «маленькие дети очень сильно впитывают в себя стресс родителей», а также одиннадцатиклассники, которые готовятся к сдаче единых госэкзаменов.

Тревожность может быть связана с продолжительным пребыванием всей семьи в ограниченном пространстве на домашней самоизоляции, однако, как говорит Жюльнар Асфари, создатель и руководитель центра содействия инновациям в обществе «СОЛь», и мама шестерых детей, сохранить душевное равновесие на дистанционном обучении можно, если правильно организовать время учебного процесса и разделить обязанности между членами семьи: «Как только у нас дома появилось жесткое расписание и ответственные за тот или иной предмет, сразу всем стало легче дышать».

По словам Димы Зицера, педагога, доктора педагогических наук и директора Института неформального образования, многие учителя испытывают страхи в новых реалиях. Однако бояться не нужно, ведь именно сегодня для педагогов наступило «учительское» время: «Сейчас у каждого учителя, условно говоря, своя киностудия, директором которой он является… Нужно помнить о том, что дистанционное обучение – это не сидеть и смотреть в экран. Это слушать музыку, придумывать танцы, заниматься йогой и бесконечно устраивать дискуссионные клубы, рисовать – у нас есть море возможностей! Не надо сводить все к «говорящей голове», которая несет детям великие знания. Сделайте сегодня так, чтобы дети 1 сентября прибежали в школу бегом!».

Подобного мнения придерживается и Тигран Епоян, региональный советник ЮНЕСКО по образованию и здоровью. Говоря о последствиях событий сегодняшних дней и влияния цифровых технологий на нашу дальнейшую жизнь, эксперт заключает, что «традиционная школа сохранится, однако дистанционное обучение расширится и позволить школьникам, вне зависимости от того, где они живут, слушать видеоуроки самых лучших российских учителей, смотреть презентации и даже симуляции разнообразных химических, физических опытов от лучших производителей учебного контента из России и других стран. Это беспрецедентные и огромные возможности для мира образования».

Эксперты сходятся во мнении, что во многом благодаря сотрудничеству учителей, создателей онлайн-ресурсов и родителей удалось сохранить для детей возможность продолжения обучения в уникальной цифровой среде. В кратчайшие сроки был открыт доступ к бесплатным учебным ресурсам, методическим рекомендациям и поддержке консультационного центра. Кроме того, в помощь по работе с цифровыми ресурсами были включены студенты педагогических университетов.

Впервые был получен масштабный опыт перевода школьников на дистанционное обучение. И для его дальнейшего развития потребуется время, чтобы изучить и проанализировать все особенности такого формата образования.
11:15
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!