лайфхаки для тех, кто считает, что школа на дистанте – это не просто сумма технологий.

Блог:
лайфхаки для тех, кто тоже считает, что школа на дистанте – это не просто сумма технологий.

1. Перед выходом в эфир создайте позитивный рабочий настрой. Напишите (от руки) ярким маркером на листе А4 главный месседж своего занятия, положите/ повесьте его на видное место. Закройте глаза и подумайте, что именно (какой заряд) вы готовы нести своим ученикам/слушателям. Улыбнитесь себе и скажите волшебное стартовое слово (для каждого оно своё: «Поехали!», «Го!», «Всёмогу» и пр.).

2. Работайте над образом! Учитель на дистанте – это не тётенька с бесцветным лицом, неприбранными волосами и в халате. Интернет-среда даёт новые возможности: загрузите разные фоны, добавляйте аксессуары типа шляпки, используйте забавные аватарки, создавайте героев-помощников. Привлечь внимание младших учеников поможет яркая игрушка в руках педагога (с которой можно спорить, консультироваться в трудных случаях и пр.) или энергичная «гифка» на экране, мгновенно собирающая внимание.

3. Начинайте занятие с раппорта (установления контакта). Проведите простую перекличку в чате, задайте интересный вопрос, организуйте упражнение на движение и пр. Будет отлично, если вы вместе с учениками заведёте собственные ритуалы приветствия, придумаете специальные сигналы (мемы, стикеры) для обмена настроениями и пр.

4. Обсудите с учениками кодекс поведения на дистанционных занятиях: отдельно во время онлайн-связи (например, когда включать и отключать микрофоны, что значит «поднять руку», что можно и чего нельзя писать в общем чате и пр.) и офлайн-обучения (каков дедлайн сдачи заданий, можно ли выбрать разный объём и уровень сложности, как ученик может участвовать в процедуре оценивания и т.п.). Кодекс выложите для всеобщего обозрения и обсуждения, а затем проведите открытое голосование. Поправки приветствуются!

5. Обеспечьте регулярную обратную связь – как общую (для всего класса/ группы), так и персональные обращения (приватные комментарии в чатах, обсуждение выполненных заданий и пр.). Похвалы и замечания на дистанте – это отдельная песня. Помните: мы не даём оценок самому ребёнку, не формулируем своего отношения к нему – типа «лентяй», «тормоз» или даже «умница». Оцениваем только конкретные действия: как сделано задание, выполнен тест, создан творческий продукт (качество, темп, количество приложенных усилий, градус интереса). Опираемся на факты, избегаем интерпретаций. В режиме группового общения организуем взаимную поддержку, консультирование, проводим опросы, создаём дополнительные поводы для коммуникаций между разными детьми – в парах, группах, проектных командах. Напоминаем, что они – класс, ставим общие цели и придумываем показатели, учитывающие суммарный темп работы, результаты работы в группах и т.п.

6. Делайте небольшие перерывы «на печеньку» (всё равно дети потащат к монитору вкусняшки – лучше не пускать процесс на самотёк, а выделить 3–5 минут на перекус, кстати, в это время можно продолжать общение в жанре свободного обсуждения), на динамическую паузу – разминку или танец у экрана. Советуем подготовку этих пауз доверить самим ученикам: пусть подберут музыку, составят комплекс полезных упражнений или подготовят короткий «выпуск новостей». Вот вам и решение проблемы дежурства по классу: дежурные проводят перекличку, выбирают тему дня, отвечают за хорошие новости и динамические паузы.

7. Кроме заполнения пауз, ученикам можно передать некоторые бразды управления цифровой средой, особенно если учитель чувствует себя в ней не совсем уверенно. Назначьте администратора и ассистентов: пусть делают рассылки, обеспечивают запись, создают клипы, объясняют всему классу, как прикреплять к заданию видео или вставлять фон в Zoom. Дайте ученикам почувствовать своё цифровое превосходство над вами – в итоге ваш авторитет только вырастет! К тому же вы увидите, как некоторые «крепкие орешки» раскроются с новой стороны и скоро станут вашими незаменимыми помощниками.

8. Обязательно задействуйте ресурсы, реально интересные детям. Пусть ищут примеры английских диалогов в сериалах Netflix, пишут сценарии тематических игр, проходят проектные квесты и творческие марафоны, постят мемы в инстаграме… Можно начать с малого: организуйте эстафету публикаций с хештегом #кольчатыечервирулят или #сократforever. Запустите в классе флешмоб «7 «Б» на удалёнке», сочините вместе песню, чтобы дети сделали по ней вирусный ролик (с условием, чтобы в нём был кадр с каждым!). Организуйте общешкольный конкурс таких роликов (причём на разных языках), запустите их в Сети – пусть знают ваших!

9. Практикуйте «поведенческие интервенции» (термин К.М. Ушакова): вторгайтесь в жизнь учеников и их семейств с интересными инициативами, тормошите, развлекайте и вовлекайте! К примеру, соберите желающих на вечернюю «свечку» в Zoom, устройте конкурс семейной декламации, кулинарный бенефис, совместный просмотр фильма с обсуждением. Пригласите родителей на лекторий с участием психолога или просто интересного человека. Рассылайте полезные советы, мудрые цитаты, списки книг для семейного чтения.

10. Любую встречу или занятие завершайте обсуждением его важности/ ценности для участников. Начинайте сами, если дети поначалу будут стесняться: «Сегодня я впервые провела урок в Zoom, в общем справилась. И это совершенно новый опыт для меня! Увидела ваши лица, услышала слова поддержки. Спасибо всем!» Благодарность – ещё одна непременная финальная нота. Заведите традицию писать в общий чат или высказывать вслух слова благодарности друг другу, жизни, родителям, даж
22:06
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!