Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства

Образовательный клуб «Искусство»

Ход мастер-класса
1. Организационный момент. Рассаживание по группам.

2. Сообщение цели и задач.
Цель:
знакомство с возможностями использования нетрадиционных техник рисования, позволяющих повысить творческую активность обучаемых на уроках изобразительного искусства.

3. Подготовка к восприятию нового материала.
Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях.
Одно из важных условий успешного развития познавательной активности – разнообразие и вариативность работы с детьми. Новизна обстановки, необычное начало работы, разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы обеспечивают живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.Способствуют поддержанию интереса к изобразительному искусству и, соответственно, положительной мотивации к обучению.
Главная цель, стоящая перед учителем – заинтересовать учеников.
Поэтому я, так же как и вы все, постоянно ищу интересные формы и методы работы с учениками разного возраста.
Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл.
Дети с раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная деятельность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь.
Цель таких занятий состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться.
Для детей в творчестве больше важен сам процесс, чем полученный результат. Мы же, взрослые, заинтересованы в конечном продукте нашей деятельности.
Сегодня я хочу вам предложить различные техники рисования, которые удовлетворят потребности как детей так и взрослых и позволят быстро достичь желаемого результата.

4. Объяснение нового материала
Техники рисования
Раздел «Декоративное искусство» Раздел изучается во втором классе по программе Планета знаний автор Н.М. Сокольникова. Рассматриваемые нами техники можно применять и как дополнительное творчество, и во время урока изобразительного искусства
Печать предметами
Пальцевая живопись – хэппинг, листьями, ватными палочками, расчёской, тканью, «тампование» и тд.
Монотипия
Эта техника наиболее распространена.Согнув лист бумаги пополам, нанесите несколько капель жидкой краски на одну часть листа, накройте второй половиной листа, развернув, вы увидите необычные узоры. В них можно увидеть цветы, облака, лисичку.
Если нарисовать на одной стороне бабочку со сложенными крыльями, накрыть изображение второй половиной, то можно увидеть, что бабочка расправила крылья и полетела. При помощи этих приемов легко объяснить детям закон симметрии
Рисуем кляксами
Приём «Волшебная клякса». На лист бумаги нанесём большую каплю акварели. При помощи соломинки для сока кляксу раздуваем в разные стороны или только в одну сторону в зависимости от творческого замысла. Затем кисточкой дорисовываем детали. Эффектно получаются чертополох, ежик, дерево.
Рисуем солью
Прием «Акварель + соль». Интересна и увлекательна техника рисования акварелью и солью. Лист акварельной бумаги покрываем краской, сильно разведённой водой. Цвет выбираем по замыслу рисунка. Покрасив определённый участок, посыпаем его крупной солью. Покрасив и посыпав солью весь лист, дождитесь его полного высыхания. Крупинки соли впитают влагу, а вместе с ней и краску. В результате на листе появятся красивые разводы, пятнышки, точечки. Стряхните соль и дорисуйте рисунок. Фактура рисунка получится необычная, словно бархатная.
Коллаж
Коллаж - техника, заключающаяся в наклеивании на какую-либо основу материалов различных по цвету и фактуре (бумага, газеты, фольга и др.) Коллаж отличается от аппликации тем, что используются объёмные элементы или даже целые предметы.

Сегодня набирают популярность такие техники рисования, как Дудлинг (Dodling) и Зентангл (Zentangl). Эти необычное творчество позволяет не просто создавать красивые картины, но и помогает расслабиться. Рисование в этих стилях - это своего рода медитация, проявление внутреннего творчества. Самое невероятное то, что рисовать дудлингом, зентанглом или их смесью может как малыш, так и взрослый. Кроме того, такое простое рисование - это возможность расслабиться, отвлечься, а это очень важно для детской психики.
Дудлинг
В переводе с английского языка doodle — это каракули, не несущие никакого смысла.
Дудлинг — это техника рисования из простых фигур (точек, кружков, линий, черточек, закорючек, ромбиков - дудлов). Собираясь вместе, дудлы становятся удивительной картиной. Дудлинг возникает тогда, когда мы концентрируемся на чем-то другом, обычно связанным со слушаньем.
Часто дудлингом увлекаются школьники и студенты, рисуя в тетрадках на скучных лекциях. Начиная рисовать с простых фигурок, никогда заранее не знаешь во что превратится рисунок. Это очень легко! Рука рисует, мозг отдыхает, а глаза наслаждаются тем, что получается. Начать рисовать в этом стиле просто - берете карандаш, ручку, мелок или уголь и начинаете рисовать штрихи, закорючки, кружочки, точки. Не стремитесь «слепить» из них определенную картинку. Просто наслаждайтесь процессом. О том, что получится в итоге, мы не знаем и не задумываемся, рука рисует сама по себе. Будут ли это разнообразные растения, несуществующие миры или просто геометрические фигуры – не важно. Главное – получить удовольствие от процесса рисования.
У Дудлинга есть два положительных момента:
- Дудлинг как бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг», что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами.
- Дудлинг парадоксальным образом не отвлекает, а помогает удерживать внимание рисующего.
Зентанглом.
Дудлинг перекликается с другой техникой рисования – зентанглом. Но в этих техниках есть небольшая разница. Если дудлингом можно заниматься в купе с каким-нибудь другим делом, то зентангл требует большей концентрации. Этот рисунок является более осознанным.
ЗЕНТАНГЛ (от zen – уравновешенность, спокойствие и rectangle – прямоугольник) является сочетанием медитации и рисования Традиционно для рисования зентангла используются квадраты 9х9 см. В квадрат помещается какой-либо рисунок, либо он произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными однотипными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, на что хватит фантазии).
Основателями его считаются Мария Томас и Рик Робертс американцы.
Появился этот вид рисования на бумаге уже около 7 лет назад.
Зентангл помогает увеличить собранность, концентрацию, способствует психологической разгрузке, внутреннему успокоению, улучшает зрительную координацию и мелкую моторику, а также развивает творческие способности и креативность.
Зендудлинг.
Если эти две техники соединить вместе, получится Зендудлинг. Эта смесь подходит для детей просто идеально. Можно взять раскраску и попросить ребёнка заполнить это изображение простыми маленькими фигурками. А после этого раскрасить их. Или немного сложнее задача: разделить рисунок на несколько частей и попросить заполнить каждую своим узором.
Зендудлинг соединил в себе квадраты с узорами и конечную узнаваемую картинку. Например, если нарисовать воздушный шар из квадратиков с узорами - это будет зендудлинг.
Вообще же картинки в такой технике очень интересны, они настолько замысловаты, что разглядывать их можно часами.

Наверное нет смысла писать о том, каким детям помогут такие уроки рисования. Я думаю, что эта техника рисования подойдет и для гиперактивных детей, и для слишком замкнутых малышей.
Рисунок выполненный в этой технике напоминает фантастические ландшафт, ковер или орнамент, где один узор перетекает в другой создавая общий стиль картины. Рисование в технике зентангл развивает воображение и художественный вкус т.к. каждый сам придумывает свои элементы орнамента. Цветовое решение в этом стиле может быть как однотонным, так и цветным.
Где можно использовать?
Раздел «Графика» по теме «Разные штрихи», «Нарядные ёлочки. Выполнение штриховки» Раздел «Декоративное искусство» по теме «Декоративное рисование», «Коллаж». Разделы изучаются во втором классе по программе Планета знаний автор Н.М. Сокольникова. Рассматриваемые нами техники можно применять и как дополнительное творчество, и во время урока изобразительного искусства.

5. Самостоятельная работа.
Рекомендации по рисованию:
Почти всегда рисунки отличает резкая контрастность.
Не обязательно делать ваш рисунок квадратной формы и указанного размера.
Он может быть нарисован на любых поверхностях.
Самые частые узоры – это узоры из волнистых линий, дуги, сетки, графические линии, листья, цветы, узоры окружностями.
Некоторые орнаменты могут повторяться несколько раз — это даже хорошо.
Некоторые орнаменты можно сделать темнее, а другие — светлее.
Важно чередовать светлые и темные орнаменты для контраста, чтобы рисунок не получился слишком светлым, или темным.

Этому незамысловатому рисунку приписывают много достоинств
- релаксация
- появление вдохновения
- повышение самооценки
Помогает успокоиться
Делает более уравновешенными
Воспитывает и развивает творческие способности
Создаёт красивые произведения искусства
Улучшает подчерк
Повышает внимательность
Разрабатывает мелкую моторику

6. Подведение итогов.
Наша работа подошла к завершению. Я думаю, что все сегодня плодотворно поработали, узнали что-то новое. Спасибо за работу. До свидания.
00:06
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!