Патриотическое воспитание дошкольников в контексте поликультурного образования

На современном этапе система образования стоит на пути модернизации и инновационного развития, что нашло свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах. В соответствии с принятой в рамках ФГОС «Концепцией духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России» современный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении в процессе поликультурного образования направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Целью поликультурного образования дошкольников является воспитание человека, обладающего такими высокими духовными и нравственными качествами, как трудолюбие, честь, совестливость, любовь к Отечеству, преданность семейному очагу.
Исходя из этого, работа по данному направлению включает комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к народным традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России и Республики Мордовия;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) и Республики Мордовия.
- развитие чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаю во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как это воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Содержание поликультурного образования дошкольников:
1. Приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
2. Знакомство с семьей, ее историей, родственниками, семейными традициями, составление родословной; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с селом, его историей, выдающимися гражданами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями.
3. Организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
В МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» работая в направлении поликультурного образования дошкольников, выделяем следующие разделы: «Моя семья», «Наше село», «Моя Мордовия», «Россия – Родина моя», «Работа с родителями».
1 раздел «Моя семья»
Так, начиная работу в младшей группе, ставится цель познакомить детей с ближайшим окружением, уточнить знания детей своего имени и имени родителей, отчества, в ходе бесед о семьях детей, о маме и папе, других родных, с которыми проживает ребёнок. Большинство семей ведёт «Альбом ребёнка» (знаменательные даты, достижения ребенка в фотографиях). Наглядность родственных связей в семье помогает отобразить для каждого ребёнка «Семейное генеалогическое древо», которое дети составляют вместе с родителями.
В нашем ДОУ ежегодно каждая семья принимает участие в осенней выставке творческих работ из природного материала. Новая экспозиция стала продолжением выставочных традиций детского сада.
В рамках поликультурного образования мы знакомим детей с профессиями пап, мам, дедушек, бабушек, с династиями, со значимостью добросовестного отношения к любому делу, с мастерством, уважаемым в обществе, социуме. В детском саду мы целенаправленно приобщаем детей к труду, а также предлагаем понаблюдать за профессиональной деятельностью взрослых во время экскурсий, целевых прогулок.
Знания, полученные во время прогулок, бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование «Кошкин дом», аппликация «По дороге домой» и т.д.).
2 раздел «Наше село»
Ознакомлению с селом детям помогают экскурсии: в школу – экспозиции «Музей боевой славы», к памятнику, в библиотеку, на почту; целевые прогулки. Большое значение имеют поездки выходного дня и прогулки детей с семьёй. В результате сотрудничества с родителями мы создали обзорную фотоэкспозицию села. Наши дети знают свой домашний адрес, в группе учатся «путешествовать» по карте села, района.
3 раздел «Моя Мордовия»
На реализацию национально-регионального компонента в дошкольных учреждениях Республики Мордовия направлена программа «Валдоня» («Светлячок») и «Мы в Мордовии живем». Они построены на образцах традиционной и современной культуры мордовского народа и нацелены на решение целого ряда задач. Это формирование чувства гордости за достижения народов, проживающих на территории Мордовии, нравственное и этнокультурное воспитание дошкольников в процессе знакомства с историческими фактами и сведениями, углубляющими их представления об окружающем мире:
- на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках знакомим детей с произведениями устного народного творчества, с музыкальным фольклором Мордовии.
- для ознакомления детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами в нашем детском саду функционирует «Мордовская изба», где собрана старинная мебель, посуда, орудия труда, национальные костюмы.
- также в нашем детском саду организована кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению их к Мордовской народной культуре.
- понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка мы создали в группе уголок национальной культуры, который способствует формированию патриотизма и гражданственности у дошкольников и родителей.
В детском саду дети узнают историю Республики Мордовия, герб, флаг, могут назвать современных руководителей Республики.
4 раздел «Россия – Родина моя»
Содержание данного раздела включает в себя знакомство детей с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами.
На занятиях и в процессе бесед у детей формируется представление о России, как о родной стране, о Москве, как о столице России. Дети знакомятся с российскими символами (флаг, герб, гимн), с картой России; оформлен патриотический уголок с российской символикой. Дети знают имя российского президента.
В детском саду организован и продуктивно существует кружок «Ложкари».
Дети с удовольствием посещают сельскую библиотеку, где расположен мини-музей исторического быта России. Проводятся празднование праздников народного календаря: «Рождество», «Масленица», «Светлое воскресенье - Пасха» и др. Так же традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: «День России», «День защиты детей» и т.п.
6 раздел «Работа с родителями»
Комплексная система по поликультурному образованию сложившаяся в нашем детском саду предполагает использование различных форм работы с родителями.
- Родительские собрания
«Роль семьи в воспитании маленького гражданина»;
«Поликультурное образование дошкольников».
- Экскурсии и прогулки с целью знакомства с историческими местами.
- Посещение краеведческого музея.
- Праздники и развлечения.
- Выставки детских работ, творческих работ родителей.
Взаимное партнёрство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволили нам расширить представления детей о сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими рядом. Мы получили возможность «погружения» детей в новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми.
Проводимая в нашей группе работа помогает дошкольникам войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Мы стараемся привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также учим их гордиться тем, что они живут в такой прекрасной многонациональной Республике – Мордовия и в такой прекрасной стране - Россия!

Литература.
1. Князева ОЛ. ,Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; программа. Учебно-методическое пособие, СПб: «Детство - Пресс», 2002г.
2. Комарова Т.с. «Народное искусство в воспитании дошкольников». М.: - 2006г.
3. Лунина Г.В. «Воспитание детей в традициях русской культуры –М.: ЦГЛ, 2004г.
4. Исайкина А.И. «Обучение детей мордовским (мокшанскому и эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях». Республика Мордовия, Саранск, 2007.
22:41
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!