Применение пособий и игр технологии ТРИЗ в организации предметно - развивающей среды ДОУ. (консульт

Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту особенность.
Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения (дидактические пособия и игры, конструкторы и игрушки - трансформеры). Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьезная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия? И нужно ли искать её в работе с дошкольниками?
Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает педагогов практиков использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. К таким технологиям относится технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
ТРИЗ была разработана советским инженером, изобретателем, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером в 50 годах прошлого века. Осенью 1987 г. методы ТРИЗ впервые были опробованы в дошкольном образовательном учреждении города Находка.
Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения в разных ситуациях.
Использование ТРИЗ технологии способствует развитию у детей дошкольного возраста:
- гибкости мышления, умения анализировать и делать выводы, умозаключения;
- преодолевают стереотипность мышления;
- развитию творческого воображения, фантазии;
- развитию познавательной активности;
- раскрепощению детей на занятиях;
- развитию и воспитанию коммуникативных умений и навыков;
- делают занятия интересными и увлекательными.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня, и в достаточной степени гарантируют формирование исследовательских умений у детей.
Дидактические и наглядные пособия, развивающая среда выступают основой реализации ТРИЗ-технологии в детском саду.
В арсенале технологии ТРИЗ существуют множество игр и пособий, применение которых способно обогатить развивающую среду практически в любой возрастной группе ДОУ.
Среди них можно выделить два пособия, которые, на мой взгляд, являются наиболее интересными для детей.
I. «Круги Луллия»
Раймонд Луллий (жил в 14 веке.) со¬здал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пи¬рамидки).
В верхней ча¬сти стержня ус¬танавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество сек¬торов. При сво¬бодном враще¬нии кругов можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах.
Это изобретение Р.Луллия и взято за основу игровых упражнений по пособию. Данное пособие позволяет: формировать у детей понятия «объект» - «признак» - проявление признака»; развивать воображение, гибкость мышления; формировать способность увидеть суть проблемы.
Круги Луллия представляют детям дошкольного возраста как чудесные кольца или загадочные круги. Впервые пособие можно начинать использовать в работе с детьми 4-го года жизни. В этом возрасте целесообразнее брать только 2 круга разных диаметров на одном стержне с четырьмя секторами. Для детей 5-го года жизни можно добавить третий круг. К 7 годам дети как правило вполне справляются с играми-тренингами, в основе которых лежат 3 и 4 круга с 8 секторами на каждом.
С помощью данного пособия можно по новому преподнести детям многие знакомые игры («Чей детёныш?», «Кто где живёт?», « С какой ветке детки?» и т.п.)
А можно предложить к использованию четыре типа игр-тренингов по разным признакам («Цвет», «Форма», «Количество», «Изменения во времени» «Материал» и т.п.). Данные тренинги предлагаются в пособии Т.А.Сидорчук и С.В.Лелюх «Познаём и фантазируем с кругами Луллия.
1. «Найди реальное сочетание»
Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себеэти объекты. Делают выводы.
2. «Объясни необычное сочетание»
При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия
3. «Придумай фантастическую историю или сказку»
Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.
4. «Реши проблему»
В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
II. «Системный оператор»
Что он из себя представляет.
Детям дошкольного возраста он преподносится как «Волшебный экран», который состоит из 3,5,9 экранов.
Классическая девятиэкранка мало используется в детском саду. Работу нужно начинать с трёхэкранки или как ещё её называют «Системный лифт». Он может располагаться как вертикально, так и горизонтально.
Самое большое распространение в работе с детьми получил «Волшебный экран» с пятью частями.
Его цель: дать наиболее полное представление о рассматриваемых объектах. Развивать воображение и фантазию. Определить роль и место объектов, их взаимодействие по каждому элементу в системе, надсистеме, подсистеме.
Системный оператор
1. позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх;
2. позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы.
Алгоритм работы с системным оператором
Каждый экран отражает определенную часть Мира в определенное время ее существования. Центральный экран – это выбранная для рассматривания система в настоящее время. Три экрана на горизонтальном среднем уровне отражают изменения системы при переходе из Прошлого в Настоящее и Будущее. А три средних экрана на вертикальном уровне – подсистему и надсистему.
Рассматриваемый объект условно помещается в центр таблицы из девяти ячеек. Этот объект мы называем «Система»(1)
Любой объект (система) не существует сам по себе, он всегда является частью чего-то или находится в каком-то специальном месте. Это место, в котором находится объект или нечто, частью чего он является – называют «Надсистема» (2)
Объект (система) зачастую неоднороден по своей сути. Он состоит из каких-то частей, деталей. Ячейка, в которой мы рассматриваем «анатомию» объекта, называется «Подсистема» (3)
Таким образом, мы рассмотрели центральный столбец нашей таблицы, что уже позволило получить некоторые сведения об интересующем нас объекте.
Далее проанализируем центральную горизонталь, которая является своеобразной временной лентой.
Ячейка (4) рассказывает о том, чем являлась система в прошлом или что выполняло функцию системы в прошлом.
Будущее системы рассматривается в 5-й ячейке.
Мы рассмотрели объект по ряду позиций и уже получили о нем разнообразную информацию. С детьми младшего дошкольного возраста достаточно остановиться на этих позициях. Старшие дошкольники способны рассуждать более глубоко.
Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что и у нее есть собственная надсистема и подсистема.
Любая система в прошлом также имела свои составляющие, так в ячейке мы можем рассмотреть подсистему системы в прошлом.
Точно так же рассматривается система в будущем — ее надсистема и подсистема (8, 9 ячейки).
В 9 ячейке, рассматривается подсистема системы в будущем.
Регулярное использование приема формирует у детей навыки системного анализа, системное мышление
20:08
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!