Игровые моменты обучения как способ формирования учебной самостоятельности школьников

Игровые моменты обучения как способ формирования учебной самостоятельности школьников

Пояснительная записка
Игровая деятельность – естественная потребность ребёнка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к жизни и труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания. Игра – это модель поведения, складывающаяся непосредственно в процессе обучения.
Игра – непременный спутник детства, она вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой. Способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности. Она, как и трудовая деятельность, всегда имеет цель. Стремясь к достижению поставленной цели, ребята стараются быть внимательными, проявляют смекалку, инициативу, волю. Так как в каждой игре имеются правила, нарушать которые нельзя, то это дисциплинирует, воспитывает честность, требовательность к себе, выдержку. В процессе игры ученик выходит из роли пассивного слушателя и становится активным участником учебного процесса. Активность проявляется в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практических задач. Отход от стандартного мышления, стереотипа действий позволяет развивать стремление к знаниям, создает мотивацию к обучению. В процессе игры совмещаются знания и умения.
Содержание игр по ознакомлению с биологией разнообразно. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным. Создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Разыгрываемая роль создает мотив обучения и оказывает положительное влияние на осознание его учащимися. Подбирая игры к уроку, важно учесть уровень сложности и в то же время доступность детям. Во время игры дети должны быть внимательными, не мешать друг другу. Быть достаточно активными. При организации игры нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, четко объяснять правила. Постепенно усложняя задачу. Ученики в игре неизбежно становятся главными фигурами учебно-воспитательного процесса, что делает обучение личностно -ориентированным.
Существует множество классификацией игр. Это, например: игры ролевые, деловые, учебные, имитационные, дидактические и т.д.
Для обучения через игру созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами. Учатся культуре общения друг с другом.
Дидактическая игра чаще всего применяются для закрепления и повторения пройденного, но иногда возможно их включение на этапе подготовки к усвоению нового материала. Они сочетаются с рассказом, беседой, объяснением учителя, наблюдениями, упражнениями. Место и характер игры диктуются изучаемой темой, составом класса, подготовленностью детей. Использование игр позволяет заинтересовать их, вызвать положительные эмоции, что повышает эффективность обучения. Игры оказывают положительное корригирующее влияние на развитие учащихся при соблюдении ряда условий:
Они должны быть доступны по сюжету и движениям, представлять интерес для учащихся, подготавливать их к дальнейшей работе.
Игры следует тесно связывать с программным материалом и темой урока, подбирать с учетом психофизических и возрастных особенностей детей.
Перед их проведением необходима подготовительная самостоятельная работа, направленная на уяснение правил игры, сюжетной линии, конечной цели.
Учитель должен руководить игрой, оказывать дифференцированную помощь детям, при необходимости совместно с учениками исполнять игровые действия.
Учебная (обучающая) игра как одна из форм организации урока биологии. Однако необходимо обратить внимание учителя, собирающего применять учебные игры при проведении уроков на ряд важных обстоятельств:
1. Проведение учебной игры предполагает тщательную подготовку и организацию урока, чем при использовании традиционных форм обучения.
2. Учебная игра не достигает своей цели в том случае, если не становится для учащихся более эмоционально значимой, чем другие формы обучения (однако если учебная игра приобрела в глазах учащихся такую значимость, повышается уровень педагогической ответственности преподавателя, который должен исключить вероятность психологического травмирования ребенка теми или иными поворотами сюжета игры; нельзя создавать вокруг ребенка игровую ситуацию, с которой тот не в состоянии будет эмоционально справиться).
3. Проведение учебной игры требует от учителя готовности к диалогу с ребенком, готовности быть воспринятым ребенком в качестве естественного партнера по игре, при этом учитель ни на секунду не снимает с себя ответственность за четкое, при необходимости быстрое и жесткое регулирование игровой ситуации.
Без учета этих обстоятельств использование учебных игр в преподавании курса биологии способно принести больше вреда, чем пользы.
Задачи учебных игр:
1. Содействие более эффективному усвоению изучаемого материала.
2. Оценка уровня знаний учащихся в эмоционально приемлемой для них форме.
3. Формирование у учащихся умения работать в команде, уважать чужое мнение
4. Формирование у учащихся умения работать самостоятельно.
5. Формирование у учащихся умения принимать самостоятельное решение в проблемной ситуации.
6. Предложение учащемуся ценностной ориентации, предполагающей вторичность количественного успеха (в игровых или школьных баллах, призах и т.д.) и первичность радости от оказания помощи товарищу, спасения терпящего бедствие и самореализации в иных аналогичных ситуациях.
7. Создание вокруг ребенка игровой ситуации, способствующей разрешению его эмоциональных и коммуникативных проблем, решению актуальных задач его личностного роста.
В обучении биологии наиболее часто используют ролевые и имитационно-ролевые игры. Моделирующие (имитирующие) возможную реальную ситуацию. Эти игры требуют разборки – сценария, распределения ролей. В отличие от обычных детских игр, возникающих спонтанно, учебные или дидактические игры. Включенные в процесс обучения, разрабатываются и “ставятся” учителем. В игровой учебной деятельности роли учителя и ученика коренным образом изменяются. Учитель в игре перестает быть для ученика только источником знаний и становится режиссером игры и консультантом по организации познавательной деятельности. Ученики же в игре самостоятельно ищут возможные пути решения возникающих задач. В имитационно – ролевых играх может быть разыграно множество ситуаций. В играх может быть осуществлено непосредственное изучение социальных ситуаций, таких, как уничтожение цветов на клумбе, поломка деревьев, негуманное отношение к животным и т.д. Игры позволяют смоделировать различные ситуации, например, “А что будет, если...”, проанализировать их, заставляют задуматься о будущем. Во время игры можно смоделировать будущие ситуации, например через 5. 10 и т.д. лет.
Таким образом, играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира.
Начиная подготовку к игре, следует в первую очередь решить для себя важнейшие вопросы: какова ее цель; какие умения и навыки будут формироваться в процессе игры; как организовать деятельность детей (соревнование отдельных участников, команд, классов); как подводить итоги.
Важнейшими этапами игры служат ее планирование и подготовка сценария, в котором детально проработано, как конкретно разыграть идею или ситуацию. Организатору игры необходимо:
• Выбрать конкретную тему и подобрать материал, который будет использован во время игры.
• Наметить роли учеников.
• Предусмотреть необходимый “реквизит”, справочные материалы и т.д.
• Продумать, какими будут правила игры, как познакомить с ними детей в минимально короткий срок, можно ли будет их изменить в целях активизации класса.
• Обдумать, как начать и когда закончить разыгрывание ситуации.
• Решить, как использовать результаты игры.
На уроках я использую большое количество разнообразных игр. Часть из них придумала сама. Другие нашла в методической литературе.


Предлагаю методику нескольких игр.
Игра: “Многообразие и значение растений” (7 класс).
Знакомство с разнообразием растительного мира начинается в7 классе. Вначале учащиеся знакомятся с травянистыми и древесными формами, с органами цветкового растения, цветковыми растениями, узнают об особенностях хвойных растений, папоротников, водорослей. Здесь можно использовать игру-тест.
Учащимся раздают рисованные карточки с изображением растений из различных групп со всеми органами. Включая цветки и плоды. По правилам игры на карточках надо вычеркнуть органы, отсутствующие на самом деле у данного растения. В процессе игры дети должны еще и оценить выполнение задания товарищем. Каждый участник получает баллы за правильно выполненное задание и за правильно выполненное задание и за правильную проверку задания напарника.
Игра: “Деревья и кусты”
Когда называют дерево, надо руки поднять вверх, а когда куст- опустить руки вниз. Ведущим может быть учащийся.
Игра: Кто где живёт”
Игру можно проводить в 5 и 8 классе (природоведение и биологии)
Для игры необходимо подготовить один кубик, который позволяет выбрать среду, где живут растения и животные На его шести гранях обозначены различные местообитания: лес, тундра, степь, пустыня, лесостепь, почва и т.д. Смысл игры заключается в том, чтобы рассказать какие животные обитают в данной среде. Игру можно проводить, разбив класс на две команды. Каждая из команд может дополнять ответ другой команды, при этом ей засчитываются очки.
Игры: “Кто что ест”, “Природа сообщества”, “Пойми меня”, “Найди, что мне принадлежит”, “Я вижу отличие....”, “Ищем друзей”.
Для учащихся старших классов можно использовать телевизионные игры: “Крестики-нолики”, “Поле –чудес”, “В мире животных”, “Путешествие” и т.д.
Игры позволяют индивидуализировать работу на уроке и максимально развивать способности каждого ребёнка.
На уроках биологии использую кубики, играть в них очень интересно. Отдельные игровые элементы приносят оживление в урок. Кубик – простейший (в т.ч. в изготовлении) является удобным способом перенести ответственность за выбор варианта задания на самого ученика.
Использовать “Кубики” можно на любом этапе урока: при проверке домашнего задания, закреплении, изучении нового материала. А также можно использовать на обобщающих уроках.
Например: на уроке биологии в 8 классе по теме: “Обобщающий урок. Животные”. На одном кубике нанесены насекомые, рыбы, млекопитающие, земноводные, на втором кубике темы. Ученик бросает с начала первый кубик, выбирает группу животных, затем бросает второй и выбирает тему, по которой будет задан вопрос. Ответственность лежит на самом ученике. Игра в кубики относится к азартным играм. Результатом или выигрышем будет отметка за работу.
Кубики с названиями/ рисунками типов плодов и типами соцветий шести семейств, предлагаю использовать в игре “Что растёт вокруг тебя?”.
Описание игр по биологии (Коррекционно-развивающее сопровождение)
“Соедини то, что нужно”
Цель игры. Развивать логическое мышление и зрительное восприятие.
Описание игры. За несколько минут нужно соединить картинки (разрезанные картинки с изображением животных или растения, части тела и т.д.).
“Сортировка”
Цель игры. Развивать мышление и координацию движения.
Описание игры. Рассортировать картинки или таблицы с любыми названиями.
“Лишняя картинка”
Цель игры. развивать мышление и зрительное восприятие.
Описание игры. Разложить несколько картинок или табличек, предложений, слов, посмотреть и убрать лишнее.
“Что бывает, что не бывает”
Цель игры. Развивать логическое мышление учащегося и его слуховое восприятие.
Описание игры. называть различные ситуации и спрашивать у учащегося, что бывает, а чего не может быть . Если ученик ошибается, объяснять ему, в чем он допустил ошибку.
Примечание. Можно использовать мяч, если ситуация правдива, он должен ловить мяч, если нет – то отбрасывать.
“Договори слово”
Цель игры. развивать мышление, слуховое восприятие, сообразительность и речевую активность ребенка.
Описание игры. Говорить первые слоги слова, ученик должен закончить слово.
“Что внутри?”
Цель игры. Развивать мышление, воображение, речь и слуховое восприятие. Внимание ребёнка.
Описание игры. Называть тот предмет или место и побуждать ребёнка называть то, что может находиться внутри этого предмета или место. Например: Пчелы - улей, улей – пчелы.
“Чего-то не хватает”
Цель игры. Развивать логическое мышление и внимание.
Описание игры. В каждом ряду картинки перемешанные, надо назвать чего не хватает, можно взять слова, гербарии и т.д.
Ведущий закрывает перед участником игры картинку в любом ряду (3 рада по диагонали. 3 ряда по вертикали, общее количество 9 клеточек) и спрашивает “Чего не хватает?”. Тот ученик, который не смог отгадать закрытую картинку, выбывает из игры.
“Запомни фразу”
Цель игры. развивать зрительную память, мышление и внимание ученика.
Описание игры. Назовите несколько фраз, надо запомнить и повторить.
“Несколько отличий”
Цель игры. Развивать внимание, мышление, память и зрительное восприятие.
Описание игры. Положите перед учащимися приготовленные картинки. После этого попросите его найти отличия в изображении.
“Как определить?”
Цель игры. Развивать у ребёнка логику и внимание.
Описание игры. Нужно задавать вопросы, а ученик должен отвечать. Например: Как определить, что на улице сильный ветер;
• Как определить, что сейчас весна;
• Как определить, что это яблок;
• Как определить, что это степи;
И так далее.
“Перепутанные буквы”
Цель игры. Развивать слух, внимание и память.
Описание игры. В словах буквы перепутанные или вставленные не правильно.
“Что бывает?”
Цель игры. Развивать слух, внимание и восприятие.
Описание игры. Задавать вопросы, Что бывает, если очень холодно;
• Что бывает колючим;
• Что бывает глубоким; и т.д.
“Незаконченные строчки”
Цель игры. Развивать речь, мышление, внимание.
Описание игры. Ребёнок должен закончить предложение или слово. Предложение могут быть самыми разными, например: “ Весной на деревьях появляются листочки, потому что....”, “ На севере очень холодно, потому что..” и т.д.
“Какое слово длиннее?”
Цель игры. Развивать речь, внимание.
Описание игры. Кто придумает самое длинное слово по биологии.
“Живое и неживое”
Цель игры. Развивать речь. Внимание и память.
Описание игры. Называем предмет, сказать живой он или не живой.
“Животное, насекомое, рыба”
Цель игры. Развить речь, умение классифицировать слова по определенным группам, концентрацию внимания.
Описание игры. Учитель быстро проговаривает считалку: “Животное, насекомое, рыба, животное. Насекомое, рыба...”. Внезапно учитель останавливается, а ученик, на которого в этот момент показывает его рука, должен назвать любое слово, относящееся к группе, прозвучавшей последней. Например: “насекомое” - “Паук” и т.д. Тот кто ошибается или замнется с ответом, выбывает из игры..
“Из чего мы состоим?”
Цель игры. Развить внимание, память; расширить представление о человеческом теле.
Описание игры. На полу проводятся две параллельные черты на расстоянии 3-4 м друг от друга. Водящий становится между этими чертами, остальные игроки – за одной из них. Учитель задает вопросы, ученики отвечают. Дети, давшие ответ. Переходят за другую линию, остальные могут перебежать, того кого учитель задевает, становится ведущим. Примерный список вопросов: Назовите, что в теле человека имеется в единственном числе (голова, шея, сердце, и т.д.);
Что в нашем теле встречается два раза? (руки, ноги, лёгкие и т.д.);
• А четыре раза;
• Чего у нас 10, 20, 32?;
• Какие части тела круглые или овальные?
• Что можно согнуть?
• Какие части тела твердые?
• Какие – мягкие?
Список литературы
1. Наумова Л.Г. «Игры на уроках биологии»
2. Букатов В.М., Ершов А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения.
3. Волина В. Игры с буквами и словами.
23:00
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!