СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Детство – это прекрасная пора для ребенка. Как сказал В. А. Сухомлинский, ребенок должен жить в мире красоты, игры, музыки, рисунка, фантазии, это действительно верные слова ведь только в этой среде маленький человечек может развиваться, расти и процветать. Нам взрослым нужно создавать среду для раскрытия способностей детей. Огромные возможности для развития ребенка дает изобразительная деятельность – рисование.
Данная деятельность положительно влияет на детей и является для них очень интересной и захватывающей. Детям нравится рисовать, именно в рисунке они могут отразить свое отношение к чему- либо, свои впечатления, поделиться своим воображением и открыть для нас свой мир.
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всесторенного развития личности: эмоционального воспитания, трудового, умственного, художественно-эстетического развития. Она способствует формированию эмоционального восприятия искусства, эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величина, цвета, расположение в пространстве) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства.[]
Творчество ребенка неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Следует постепенно, вводить ребенка в мир воображения, очень важно нацелить на творческую, оригинальную деятельность.
Современную систему художественного воспитания характеризует наличие вариативности, то есть педагог сам вправе выбирать какими путями и средствами он будет развивать изобразительные навыки и компетенции у ребенка. Именно поэтому в последние годы большую популярность приобрело обращение к нетрадиционным техникам изобразительного искусства, которые расширяет возможности ребенка, развивают пространство воображения, его творческие способности, благотворно влияют на развитие эмоциональной, волевой, интеллектуальной и др. сфер личности, способствуют гармоничному развитию ребенка. Для того чтобы ребенку дать полную свободу в выражении впечатлений об окружающем мире используются нетрадиционные техники рисования. Благодаря новым нетрадиционным техникам рисования, малыш уже не боится того, что что-то не получится, немного старания и клякса на листке волшебным образом превращается в цветок, солнце, облака и пр.
Приобщаясь к искусству, дети постепенно учатся понимать язык художников, привыкают к терминам, понятиям, учатся понимать их смысл. При знакомстве детей с окружающим миром, маленький творец пытается отразить все в своей деятельности: игре, лепке, рассказах и т.д. Большие возможности для отображения мира дает изобразительная деятельность так, как именно она является преобразующей и созидательной деятельностью.
Самое главное, что для рисования в нетрадиционной технике не нужно какого-то набора определенного материала, для нас подойдет абсолютно все: губка, трубочка, картошка и многое другое. Важно желание ребенка к творчеству. Творчество не может быть под давлением, оно должно быть свободным, легким, ярким и неповторимым.
А. В. Никитина в качестве нетрадиционных методик рисования дошкольников приводит:
- Восковые мелки + акварель. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Н. Н. Нещадым на своем ресурсе приводит и другие методики, собранные ею из авторских методик и со специализированных ресурсов сети Интернет, такие как:
- Рисование мятой полиэтиленовой пленкой. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которой вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, полиэтиленовая пленка для изготовления комочка-штампа. Способ получения изображения: Ребенок самостоятельно изготавливает комочек-штамп, сжимая полиэтиленовую пленку, прижимает получившуюся печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и комочек-печатка;
- Рисование нитью. Средства выразительности: цвет, пятно. Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь, посуда (блюдце) с широкими краями, нитки хлопчатобумажные №10. Способ получения изображения: ребёнок опускает нить в тушь или жидко разведенную гуашь. Придерживая за конец нитки, поднимает из краски аккуратно и затем опускает на лист бумаги всю нить, так чтобы конец выходил за край бумаги. Сверху накрывает другим листом бумаги, прижимает слегка ладонью и, неспеша вытягивает нить за конец. Детали дорисовывает;
- Лессировка. Средства выразительности: цвет, пятно. Материалы: бумага, кисти, акварель, баночка с водой, пульверизатор. Способ получения изображения: лессировка – тонкие прозрачные слои красок, которые наносятся на просохшие или полупросохшие красочные слои, чтобы изменить колорит, добиться его усиления, ослабления. Наносятся «летние краски» хаотично на смоченный кистью или пульверизатором лист бумаги. После нанесения красок поднять лист бумаги, чтобы краска потекла, добиваясь эффекта лессировки [14].
Так же можно отметить и другие нетрадиционные техники рисования, которые можно предложить детям.
Узелковый батик. Средство выразительности цвет, пятно. Материалы: ткань (х/б), краски для ткани, кисть, вода, нитки. Способ получения изображения: завязываем узелки на ткани хаотично, затем берем любой цвет и красим сначала узелки, затем фон (узелков должно быть много, для того что бы изображение получилось насыщенней), не нужно жалеть воду, после того как вся ткань будет закрашена и просушена, можно развязать узелки.
Существуют и другие нетрадиционные техники рисования, использующиеся в рамках авторских программ обучения. Они могут применяться как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Рассматривая, нетрадиционные техники рисования А. Д. Сыздыкбаева и Т. Б. Байназарова отмечают, что сегодня много самых разнообразных техник нетрадиционного рисования, необычность которых состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки [3, с. 78].
Сравнив нетрадиционные техники рисования, выяснилось, что между ними есть как сходство, так и различия. Обозначим сходства: итак, во всех нетрадиционных техниках рисования для получения изображения применяются предметы никак не относящиеся к рисованию (нитки, пленка, мятая бумага и пр.). Так же отметим, что большинство нетрадиционных техник рисования предполагает не рисование линиями, а нанесение краски размытыми пятнами или каплями. И наконец, все нетрадиционные техники рисования задействуют мелкую моторику ребенка.
К различиям можно отнести то, что каждая нетрадиционная техника рисования в силу своих особенностей несет за собой ряд определенных действий, для получения изображения.
Итак, мы можем сделать вывод о том, что на современном этапе обучения детей изобразительному искусству применяются и используются самые различные нетрадиционные техники рисования. Рисование новыми способами и материалами вызывает огромное количество положительных эмоций и усиливает интерес к изобразительному творчеству. Новый подход в рисовании раскрепощает ребенка.
Литература и примечания:
[1] Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» – Издательство: Карапуз – Дидактика, 2007. – 176с.
[2] Шадриков В. Д. Психология способностей / В кн.: Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – с.64–80
[3] Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2007. – 96с.
[4] Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. Обучение и творчество. - М.: Просвещение, 1990. – 140с.
22:27
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!