Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-ком

1. Общие понятия
Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы.
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни. Поиски путей для ее реализации – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
Помогает учителю в решении этой задачи сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Одной из наиболее действенных технологий считается информационно-компьютерная технология, применение которой приносит значительный вклад в современное развитии учеников еще в начальной школе.
В настоящее время существует два направления использования ИКТ в процессе обучения.
Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин.
Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся.

2. Возможности при использовании ИКТ в обучении
Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, и 1/2 часть увиденного и услышанного.
Таким образом, использование ИКТ на уроках позволяет:
1) усиливать положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность учащихся;
2) наглядно изучать дидактический материал;
3) повышать объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
4) расширять возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности;
5) обеспечивать доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
6) повысить качество усвоения материала.
Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:
- компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;
- учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;
- учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут. ( Санитарные правила и нормы).


3. Принципы использования ИКТ в начальной школе
Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов. В том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.
Использование ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
- принцип равенства позиций;
- принцип доверительности;
- принцип обратной связи;
- принцип занятия исследовательской позиции.

4. Виды используемых ИКТ в процессе обучения
Решению вышеуказанных задач способствует использование на уроках следующих моделей ИКТ:
- Демонстрация компьютерной презентации определенную тему по учебному материалу;
- Тестирование с выбором ответов;
- Написание диктанта, сочинения, изложения;
- Использование электронных учебников.
- Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
- Поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовки урока, внеклассного мероприятия, самообразования;
- Создание мониторинга по отслеживанию результатов обучения и воспитания; создание текстовых работ;

5. Личный опыт в использовании ИКТ при обучении учащихся в начальной школе
На конкретных примерах предлагаю рассмотреть возможность использования ИКТ на уроках в начальной школе.
1. Урок математики
1. Урок математики
На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора изучают количественные соотношения или состав числа.
Для наилучшего представления условия задач и способа её решения можно использовать главных героев задачи, схему, таблицу, с помощью чего решаются задачи.
Например, при закреплении темы «Геометрические фигуры и величины» использовалась интерактивная доска. Вниманию учащихся был представлен материал с изображением различных геометрических фигур. Каждый ученик должен был самостоятельно подойти к доске и установить соответствия между фигурами и определениями. Тот факт, что геометрические фигуры были представлены вниманию детей в красочном виде, уже привлекал их внимание, тем самым я получила возможность привлечь учеников к работе в закреплении и получении новых знаний, не отвлекая их внимание на предметы, не относящиеся к теме урока. Еще одним важным фактором использования интерактивной доски в классной работе является самостоятельность каждого ученика, т.е. я, как учитель, оказывала помощь и поддержку в том случае, если учащийся в ней нуждался, в остальном каждому ребенку предоставляется возможность самостоятельно устанавливать контакт с информационно-компьютерными технологиями (в данном случае интерактивная доска) как физический (когда ученик самостоятельно работает с доской), так и зрительный (когда другие учащиеся видят, как их одноклассник работает с доской).
Кроме этого, задачи, представленные посредством компьютерных технологий вниманию учащихся в виде игр или красочных слайдов позволяют развивать образное мышление, память.
2. Урок русского языка.
Грамматика русского языка очень интересна и дает большую волю фантазии учителя для составления различных анаграмм, задач и других заданий, позволяющих ученику запоминать слова-исключения или правила.

Для красочного и более продуктивного ведения уроков по русскому языку, кроме интерактивной доски я представляю вниманию своих учеников презентационные материалы, где стараюсь наиболее красочно изобразить все особенности русского языка, чтобы они стали понятнее и интереснее.
Например, при изучении частей речи, мною на уроке была использована презентация, в которой наглядно, посредством изображений, было показано какие функции выполняет каждая часть речи в русском языке.
Этот опыт показал, что если вниманию учащегося представить при определении, например, глагола, бегущего спортсмена, читающего человека, то в голове ученика само собой возникает вопрос: «Что делает?», исходя из этого можно сказать, что постановка вопроса к изучаемой части речи не вызывает больших затруднений.
Интерактивная доска позволяет решать проблему с применением на практике уже изученных правил русского языка.
Хотелось бы еще отметить один плюс использования ИКТ на уроках. Контроль и оценка в начальной школе рассматривается как одно из средств формирования положительных мотивов учения и готовности учеников к самоконтролю. В процессе использования информационных технологий повышается объективность оценки, что может способствовать снижению тревожности и развитию качеств контролирующей деятельности учащихся, поэтому перенос оценочной функции с учителя на компьютер может способствовать формированию у учащихся адекватной самооценки, уверенности в себе, в своих силах и оптимизма.
Все это прослеживалось и на моем вчерашнем уроке.
Использование ИКТ во внеклассной деятельности.
Во внеурочной деятельности провожу различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку. Традиционными в нашем классе стали: конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, различные конкурсы поделок, конкурсы инсценированной сказки.
Я сделала вывод, если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие творчества учащихся и заниматься этим в системе, то можно добиться более высоких результатов.
Развитие всех способностей человека, в том числе и творческих, происходит, как правило, в деятельности. Учебная, как основной вид деятельности младших школьников, помогает развитию творческих способностей последних.
Анализ результативности опыта.
Итогом проведенной работы было то, что дети научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.
Полученные знания, умения и навыки положительно отражаются и на учёбе (это видно из таблицы):
- повышение качества знаний учащихся;
- приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;
- активизация творческой и познавательной активности учащихся;
- формирование положительных личностных качеств ученика;
- создание благоприятного психологического климата в классе.
08:55
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!