«Светлая Пасха Христова»

Блог:
Литературно-музыкальная композиция для детей подготовительной к школе группы.

Цели и задачи:

- познакомить детей с главным христианским праздником – Светлым Воскресением Христовым;

- приобщать детей к шедеврам духовной музыки С. Рахманинова, П. Чайковского, Д. Бортнянского, Дж. Верди, В. Моцарта; прекрасным стихам на православные темы К. Романова, А. Блока, А. Майкова, И. Бунина, И. Никитина, П. Вяземского и др.

- продолжать формировать толерантное поведение детей в условиях поликультурного окружения; воспитывать в детях щедрость, доброжелательность, милосердие;

- развивать в каждом воспитаннике интерес к импровизации, исполнительскому творчеству (песенному, танцевальному, игровому), чувство удовлетворения от активного участия в празднике.


Предварительная работа:

- чтение библейской литературы о празднике, рассматривание иллюстраций, иконы «Воскресение»;

- знакомство с символикой пасхального яйца, расписывание яйца, рисование пасхальных открыток для друзей и родителей;

- разучивание хороводов песен, танцев, игр, закличек, скороговорок, шуток, стихов русских поэтов об этом празднике, народных примет;

- слушание духовной музыки.


Репертуар:

«Праздничные пасхальные звоны колоколов»
«Христос воскрес!» (Общая песня)
«Праздник Воскресенья» (сольная песня)
«Солнышко – ведрышко» р.н.п. (закличка – общая)
«Весна красна» р.н.п. (закличка – общая)
«Травушка-муравушка» сл. и муз. З. Роот (общий хоровод)
Приметы, стихи о празднике
«Во поле береза стояла» р.н.п. (девочки танцуют, мальчики играют на металлофонах)
«Луганясо келуня» морд. н.п. (солистка танцует, все дети поют)
«Частушки пасхальные» р.н.м. (5 девочек)
«Танец с платками» р.н.м. (6 девочек)
Прибаутки, да шутки
«Горшочек» морд. н. м. (общая игра)
«Вай, Ванини, Ванине» морд. н. п. (инсценирует мальчик, все поют, 3-4 детей играют на трещотках и свистульках)
«Я посеяла ленку» р.н.п. (девочка-солистка поет под фонограмму)
Загадки
«Пошла млада за водой» р.н.п. (девочка-солистка, дети сопровождают игрой на ложках)
«Балалайки и платочки» (танцуют 4 пары детей)
Скороговорки
«Пых, пых, самовар» муз. Д. Львова-Компанейца
Духовная музыка для фона перед началом праздника и во время чаепития.

Атрибуты и декорации:

Панно с изображением деревенской улицы, церкви;
Домик, качели нарядные;
Бутафорские цветы, ягоды, елочки, березы;
Русские костюмы – детские и взрослый;
Мордовские костюмы – детские и два взрослых;
Костюм Весны – взрослый;
Полотняные сумочки- мешочки детям (для яиц);
Цветы;
Крашенные расписные яйца, пасхальные открытки,
Желоб для катания яйц;
Металлофоны – 10-12, гармошки – 2,
Подсолнухи – 2;
Платки павлопасадские - 6
Горшочки-шапачки;
Трещотки - 2, свистульки – 2;
Коромысло с ведерками;
Ложки по 2 шт. для каждого ребенка;
Балалайки – 4;
Платочки – 4;
На столиках:
Самовары, выпечка;
Букеты вербочек;
Салфетки, сладости в вазах;
Крашенные яйца на зелени (проращенный в блюдце овес).
Литература:

«Творцу бесчисленных миров …» Г. Ф. Вихарева, Санкт-Петербург, «Детство Пресс», 2002 г.
«Детям к Пасхе» И.В. Анухина, Санкт-Петербург, «Композитор», 1999 г.
«Приходите к нам на праздник» И.Ю. Рябцева, Л.Ф. Жданова, Ярославль «Академия развития», «Академия, К0», 1999 г.
Журналы: «Дошкольное воспитание», «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Колокольчик» и др.
Библейская литература.


Аудиокассеты:

«Мы слушаем музыку» О.П. Радынова
«Ступени к храму» (музыкальная коллекция)
«AVE MARIA» (шедевры мировой классики)
«Молитва» (духовные песни, баллады, романсы Евгения Смольянинова)
«Жанна Бичевская поет песни Иеромонаха Романа»
«Молись, народ!» (песнопение и стихи иеромонаха Романа).

На центральной стене основной части зала панно с изображением деревенской улицы. На переднем плане справа бутафорский дом, слева – нарядные качели. В верхней части панно - изображение церкви. На полу, на зеленом гобелене бутафорские цветы и ягоды, зеленые елочки, березы. Перед началом праздника половина группы детей находится за дверью у центральной стены с помощником воспитателя в мордовском костюме, остальные с воспитателем в русском костюме за другой дверью у противоположной стены. В домике располагается хозяйка (воспитатель) в мордовском костюме. В правой части зала празднично накрытые столики – самовар, выпечка, букет вербочек, салфетки, сладости в вазах; на зелени (проращенный в блюдце овес), крашенные яйца.
Звучит грамзапись «Праздничного пасхального колокольного звона». Дети, одетые в русские и мордовские народные костюмы, с небольшими полотняными сумочками и цветами в руках, стайкой вместе с воспитателем и помощником воспитателя с двух сторон входят в зал, идя навстречу друг другу.
Воспитатель.
Всюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес.
Христос воскрес! Христос воскрес!
Дети приветствуют друг друга: «Христос воскресе! Воистину воскресе!», целуются и обмениваются крашеными яйцами (из своих сумочек).
Исполняется песня «Христос воскрес!» (общая).
Воспитатель. Вот и наступил «праздник всех праздников, торжество всех торжеств». Как называется этот праздник?
Дети. Пасха!
Воспитатель. Правильно, ребята. Пасха - главный праздник православной Церкви, праздник победы жизни над смертью. В этот день воскрес из мертвых сын Божий Иисус Христос. Кто из вас знает историю его жизни?
Ребенок. Когда-то Иисус жил на Земле, помогая всем добрым людям. Но у него были враги. Они не верили, что Иисус - сын Божий, и решили убить его. В пятницу его поймали и распяли на кресте. В суб¬боту его похоронили. А в воскресенье утром обнаружили, что его гроб пуст. Иисус Христос воскрес из мертвых и вознесся на небеса. Это было большой радостью для всех, кто верил в него.
Исполняется песня «Праздник Воскресенья» (сольная песня).
Воспитатель. Правильно. Это событие произошло весной, когда и сама природа пробуждается к новой жизни. В день Пасхи обычно ярко светит солнце. У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались подкараулить это мгновение. Дети обращались к солнцу с песенкой. Давайте и мы так сделаем.
Дети (поют).
Солнышко, ведрышко, выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись, красное, нарядись!
Воспитатель. Молодцы! Песенку эту пели рано утром. А потом дети шли из дома в дом и несли радостную весть о Христе. Давайте постучимся в этот дом и сообщим о Воскресении Христовом.
Дети вместе с воспитателем подходят к домику, один из детей стучит, из дома выходит хозяйка в нарядном костюме.
Дети говорят: «Христос воскресе!», а она отвечает им: «Воистину воскресе», раздает каждому крашеное яйцо, дети кладут его в сумочку.
Воспитатель. Вот какую радостную весть вы принесли. Каждому досталось кра¬шеное пасхальное яйцо. Считалось, что его нужно хранить до следующей Пасхи. А кто из вас знает, почему пасхальное яйцо должно быть обязательно красным?
Ребенок. Красный цвет - цвет крови Христа.
Воспитатель. Да! Крашеное яйцо - это символ мира, примирения человека с Богом через кровавую жертву Xриста. На Пасху принято обмениваться крашеными яйцами. Накануне их святили в церкви. И счи¬талось, что пасхальное яйцо, освященное молитвой, обладает сверхъестественной силой. Вам известны такие приметы?
1 ребенок. Пасхальным яйцом можно потушить пожар, если пробежать с ним вокруг горящего дома три раза и бросить в огонь.
2 ребенок. Им гладили скотину, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкой.
3 ребенок. Девушки, чтобы стать румяными и красивыми, в воду для умывания клали красное яйцо.
Воспитатель. Яйцо было не только главной ритуальной едой на Пасху. С ним затевались всякие игры. Одной из затей было катание яиц. Лов¬кому и удачливому игроку удавалось выиграть много яиц. Хотите, и мы так поиграем? Для этого нам нужен простой бугорок на лужайке или специальный желобок. У нас есть желобок. Вот здесь и поиграем. (Дети прокатывают яйца. Если яйцо коснулось другого, которое уже лежало, его забирает удачливый игрок.)
После игр с яйцами надо предложить детям отложить в сторону сумочки с яйца¬ми на заранее приготовленный стол. Воспитатель привлекает внимание детей.
Воспитатель. Как и другие праздники, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости.
Бог воскрес, и смерть побеждена...
Эту весть победную примчала
Богом воскрешенная весна.
И кругом луга зазеленели,
И теплом дохнула грудь Земли,
И внимая трелям соловьиным,
Ландыши и розы расцвели.
Дети, пусть на нашем празднике доброй гостьей будет Весна.
Давайте закличем ее сюда. Ведь после праздника начнутся работы в поле. Нужно, чтобы Весна была теплой, ласковой.
Дети встают в две колонны, держат в одной руке цветок. В момент, когда появляется Весна, дети поднимают руку с цветком вверх, образуя коридор.
Дети.
Весна, Весна красная, приди, Весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким, с корнем глубоким,
С дождями сильными, а хлебами обильными.
Появляется Весна. Она проходит через коридор из цветов и встает в конце его, у центральной стены. Дети поворачиваются к ней лицом. Двое детей, назначенных заранее, собирают цветы и ставят их в вазу.
Весна.
Здравствуйте! Вот и я – Весна-красна.
Бужу землю ото сна!
Набухайте на веточках почки,
Распускайтесь неслышно листочки,
Снег в ручейки побыстрей превращайся,
Травка-муравка, вставай, поднимайся!
Исполняется хоровод «Травушка-муравушка» сл. и муз. З. Роот.
Весна. На славный праздник вы позвали меня, ребята. С этим праздником связано немало примет о природе. Кто знает? Расскажите.
Ребенок. Если на Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету.
Ребенок. Если дождь - добрая рожь, гром - к хорошему урожаю.
Ребенок. Если на второй день Пасхи ясная погода - лето будет дождливое, если пасмурный - лето сухое.
Весна. А какая погода была у нас на Пасху? (Дети отвечают.) Молодцы, ребята. Хорошие приметы вам знакомы. А стихи о празднике вы знаете?
Дети читают стихи:
«Весна»
Солнце нежно улыбнулось,
Мать-земля уже проснулась,
Всюду жизнь и чудеса!
Вешний день богат, роскошен.
На лужайки бархат брошен,
В зелень рядятся леса …
Лед река шутя разбила
И волнами отразила
Бирюзовый свод небес.
Колокольный звон несется,
Всюду возглас раздается:
«Счастье всем! Христос воскрес!»

Неизвестный автор


Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
В зеленеющем уборе
Млеют темные леса,
Небо блещет, точно море,
Море – точно небеса.
Сосны в бархате зеленом,
И душистая смола
По чешуйчатым колоннам
Янтарями потекла.
И в саду у нас сегодня
Я заметил, как тайком
Похристосовался ландыш
С белокрылым мотыльком.

К. Фофанов

Прекрасен как солнце
Восторг наш сердечный.
Воскрес наш Спаситель,
Сын Божий, Предвечный.
Об этом слагаем мы
Гимны и песни:
О, сердце, и ты
В Иисусе воскресни!
Воскресни, чтоб жить
И в любви, и в надежде,
И верой такой,
Какой не было прежде.
Утихла страданий
И горестей вьюга.
Поздравим с великим
Восторгом друг друга.
И с нежностью каждого
Ныне целуя,
Воскликнем все вместе:
«Аминь! Аллилуйя!»


Весна. А теперь поведу я вас на лужок да под березоньку. Нет ее краше ранней весной. Будем песни петь, хороводы водить, в игры играть.

В центр выносится бутафорская березка.

Ребенок.
Береза моя, березонька, береза моя белая, береза раскудрявая!
Стоишь ты, березонька, посередь долинушки,
На тебе, березонька, листья зеленые.
Под тобой, березонька, трава шелковая,
Близ тебя, березонька, красные девицы венки вьют, плетут,
Вокруг тебя, кудрявая, хоровод ведут.
Девочки исполняют хоровод «Во поле береза стояла», русская народная мелодия, мальчики сопровождают пение игрой на металлофонах.
Воспитатель. Замечательная русская песня о березке, а мордовская «Луганясо келуня» - не хуже.
Девочка-солистка исполняет танец, все поют мордовскую песню «Луганясо келуня».
Воспитатель. Пасхи не было без качелей. В каждом дворе устраивали качели для детей, а на деревенской площади возводились общественные качели. И катались на них все, кто пожелает. Возле них на Пас¬ху образовывалось нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармошка¬ми толпились с утра до ночи. Одни только глядят, другие веселятся сами. Главная роль при¬надлежит девушкам, которые без устали катаются с парнями да распевают частушки. И у нас сегодня есть качели. Давайте и мы повеселимся.
Дети приближаются к качелям. Две девочки усаживаются на качели, две берут в руки подсолнухи, два мальчика - гармошки, пять девочек под¬ходят к гармонистам, готовясь петь частушки, остальные дети раскачивают сидящих на качелях детей.

Частушки. На святой неделюшке повесили качелюшки,
Сначала покачаешься, потом и повенчаешься.
Девочки, влюбляйтеся, в любви не ошибайтеся,
Мальчики обманные, как часики карманные.
Говорил мне Ванечка: «Расти, моя мотанечка»,
Я росла, старалася, Ванюше не досталася.
Скоро Пасха пройдет, кто на с покачает?
Как у наших у ребят веревок не бывает.
Говорят я боевая, боевая – ну и что ж?
Моя мама боевая, ну а доченьке в кого ж?
Если б не было воды, не было б и кружки,
Если б не было девчат, кто бы пел частушки?
Мы пропели вам частушки, хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим, чтобы нам похлопали.

В дом уходят 6 мальчиков. Там приготовлены павлопосадские платки для танца. После частушек девочки стайкой подбегают к дому, одна из них стучит в ворота и говорит:

1 девочка. Уж, ты, Ваня-простота, отворяй-ка ворота...
2 девочка. Крючком ...
3 девочка. Сундучком ...
4 девочка. Серебряным пятачком ...
5 девочка. Новой ниточкой под калиточкой.

Под музыку мальчики выходят из домика парами, навстречу парами идут девочки, мальчики одаривают девочек платками, накидывая их на плечи.

Исполняется «Танец с платками», русская народная мелодия.

Воспитатель. А сейчас, наши гости, прибаутки да шутки! Эти веселые забавницы могут быть такими разными: то это песенки, то короткие рассказы-разговоры. Они всегда веселые, дарят радость, улыбку, смех. Вот послушайте. Дети инсценируют прибаутки:
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- Можно зашить!
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра-то?
- Один ворот остался.
- Здорово, кума!
- На рынке была.
- Никак ты, кума, глуха?
- Купила курицу да петуха.
- Прощай, кума.
- Пять алтын дала.
Воспитатель. А за пять рублей можно купить замечательный Горшочек.

Проводится мордовская игра «Горшочек» (общая).
Исполняется мордовская народная песня «Вай, Ванине, Ванине» (инсценирует мальчик, все поют, 3-4 детей играют на трещотках и свистульках).
Исполняется русская народная песня «Я посеяла ленку» (солистка, фонограмма).

Воспитатель. А теперь попробуйте отгадать загадки. Загадка первая.
Выходит девочка с коромыслом на плечах и ведерками.
Девочка.
Горбатый кот Маше плечи трет,
С самого утра ушел со двора,
На берегу валялся,
А в воде не купался. (Коромысло.)

Инсценируется песня «Пошла млада за водой», русская народная мелодия (сопровождается игрой детей на ложках).
Воспитатель. Загадка вторая, хитрая да веселая.
Выходит мальчик с бала¬лайкой.

Мальчик.
В лесу - тук, тук, в избе - ляп, ляп,
В руках - дзинь, дзинь, на полу - топ, топ. (Балалайка.)

Исполняется пляска «Балалайки и платочки», русская народная мелодия.

Воспитатель. Русский и мордовский народ очень любит скороговорки. Они желанные гости на народных праздниках. Соберется молодежь и устраивает соревнования: кто кого переговорит, кто скажет быстро, без ошибок.
Кто хочет посоревноваться?

1.Кукушка кукушонку купила капюшон, кукушкин кукушонок в капюшоне смешон.
2.Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
Воспитатель. Гости дорогие, повеселились–позабавились. А сейчас пора и чай с пирогами отведать.

В центр выходят четверо детей и вместе с воспитателем запевают песню «Пых, пых, самовар» муз. Д. Львова-Компанейца, все дети подпевают припев.

Чаепитие. Ненавязчивым фоном звучит духовная музыка в записи.

Весна. Загостилась я у вас, и не заметила, как время пролетело. Спасибо за все – повеселили меня, потешили. Вам ,ребята, и вам, взрослые, хорошего весеннего настроения, здоровья, и благополучия. До новых встреч, дорогие мои друзья.

Весна уходит обойдя зал по кругу, раздавая каждому ребенку на память по цветочку.
Воспитатель. В память о сегодняшнем празднике Пасхи ребята всем гостям приготовили открытки – сами изготовили и раскрасили.

Дети вручают всем гостям пасхальные открытки.
На этом праздник заканчивается.
Дети вместе с гостями под музыку покидают зал.
22:15
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!