Взаимодействие педагогов и семьи в процессе формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ

Актуальность. Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России.

Однако внедрению интегрированных (инклюзивных) форм специального образования препятствует неготовность ближайшего окружения ребенка с особыми нуждами принять идею совместного обучения.

Во-первых, это отношение родителей здоровых детей к данной идее, что ибыло выявлено при проведении анкетирования родителей.

Во-вторых, это отношение педагогов к инклюзивному образованию. Проблему усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными».

В-третьих, неадекватное восприятие сверстников с ОВЗ нормально развивающимися детьми и даже самими детьми с особыми нуждами.

Стереотипы, страхи, запреты, стыд, отсутствие знаний, неверная информация – все это способствует развитию негативного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Возникает противоречие между признанием значимости инклюзивного образования, в рамках которого происходит включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду и адаптацию в ней, и неготовностью общества принять идею совместного обучения.

Данное противоречие позволило сформулировать актуальную проблему исследования: поиск способов и методов формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Ведущая педагогическая идея. Создание системы работы по формированию толерантного отношения к дошкольникам с ОВЗ.

Гипотеза. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у всех участников образовательного процесса навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях. Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу.

В свою очередь включѐнность воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Условия реализации. Педагогам следует способствовать созданию в ДОУ толерантной среды, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ.

Целенаправленную работу необходимо проводитьс родителями воспитанников, разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения. Насколько родители будут терпимы к своему ребенку, так и он будет относиться с уважением и пониманием к людям с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому положительный пример родителей в толерантном отношении к детям с ОВЗ имеет гораздо большее значение, чем просветительская работа специалистов помогающих профессий. Кроме того, участие родителей в психологических занятиях способствует не только формированию толерантности у детей, но и пересмотру взрослыми собственного отношения к людям с ОВЗ.

Необходима просветительская работа с педагогами и родителями о представлении и понимании того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционного образования: — знание психологических закономерностей и особенностей «особых детей»; — знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса; — умение реализовывать различные способы взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (педагогами, детьми, родителями).

Методологическая основа. Исследованиями проблемы толерантности занимались С.К. Бондарева, Д.В. Колесов, Н.Н Мельникова, Е.А. Конышева и др. Одним из первых проблему показателей и критериев толерантной личности начал исследователь Г. Олпорт. Он выделил следующие параметры ее определения: ориентации на себя, потребность в определенности, меньшая приверженность к порядку, способность к эмпатии, осознание себя, ответственность, защищенность, чувство юмора. Другие исследователи (Н.А. Асташова, Г.В. Безюлева, С.Д. Щеколдина) обращают внимание на гуманность, гибкость, вариативность поведения, социальную активность, любознательность, способность к восприятию многообразия мира и др.

Исследователи Л.В. Байбородова, Б.З. Вульфов, О.А. Драганова, Е.А. Ильинская, А.М. Кондаков, М.И. Рожков, М.А. Ковальчук и др., определяют роль родителей в формировании толерантности у детей как основную: именно родители дают ребенку первый опыт взаимодействия с людьми, учат общению, доверию, умению слушать, терпеливо и бережно относиться к мнению других, оценивать свои поступки и т.д.

Таким образом, работу по формированию толерантности к детям с особыми нуждами необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса.

Цель проекта: создание модели психолого-педагогического взаимодействия педагогов, детей и родителей (законных представителей) для работы по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Задачи:

  • -Создать необходимые условия для формирования основ толерантной культуры по отношению к детям с ОВЗ;
  • -Создать условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • -Изменить общественное мнение и неадекватные социальные представления у дошкольников, их родителей и педагогов к детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • -Создать условия для формирования у родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья мотивации к сотрудничеству с педагогическим коллективом.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

  • I.Аналитико-прогностический (подготовительный) этап.

На данном этапе нами был проведен анализ научной литературы, современных представлений о толерантности, основных компонентов этого интегративного качества и этапов его формирования. Проводилась диагностика уровня толерантности всех участников образовательного процесса.

Результаты диагностики показали, что необходимо повысить уровень толерантности у всех участников образовательного процесса. Необходимо ликвидировать пробелы в образовании воспитателей, их низкую информированность в области коррекционной педагогики и специальной психологии. У родителей необходимо формировать правильное понимание особенностей развития ребенка с ОВЗ. Адекватное понимание родителями причин отклонения от нормального развития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспитания ребенка.

Исходя из этого, были определены основные задачи и направления работы; изучены и подобраны материалы для консультаций педагогов, материалы для работы с родителями; подобраны игры и упражнения по формированию толерантного отношения дошкольников к сверстникам с ОВЗ.

  • II.Практический (внедренческий) этап.

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьями, имеющими детей с ОВЗ, повышение компетентности педагогов по вопросам особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

2. Повышение педагогической культуры и компетентности родителей в вопросах интегрированного обучения детей с ОВЗ;

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Содержательная часть проекта включает в себя различные формы работы и мероприятия, направленные на решение задач по трем блокам: работа с детьми; работа с родителями; работа с педагогами.

  • III.Итоговый этап.

На заключительном этапе нами проводилась повторная диагностика уровня толерантности всех участников образовательного процесса, анализ и обобщение опыта.

Заключение

Результаты апробации проекта, способствующего формированию толерантности у старших дошкольников в условиях интегрированного обучения, позволяют говорить о положительных изменениях во взаимоотношениях между детьми с нормативным развитием и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

У детей сформировалось понимание различий между людьми, сложились толерантные способы взаимоотношений со сверстниками с ОВЗ, эмпатия, дети стали терпимее относится к другим детям с иным уровнем возможностей, наблюдались проявления сопереживания успехам и неудачам другого.У детей на достаточном уровне сформирована способность взять на себя ответственность за происходящее, они осознанно подходят к выбору поступков, оценок и взаимодействия с окружающими. У детей сформировано умение взаимодействовать в коллективной деятельности детей с разным уровнем возможностей, сформировано умение оказать помощь другим, поддержать, уступить.

У педагогов повысилась компетентность по вопросам особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, они стали оказывать педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья.

Родители стали лучше разбираться в вопросах интегрированного обучения детей с ОВЗ, стали активнее включаться в совместную с детьми и педагогами социально-значимую деятельность.

Таким образом, были сформированы представления о ценностях толерантности у всех участников образовательного процесса.

Хочется надеяться на то, что в итоге дети с ограниченными возможностями научатся жить в согласии с другими, никогда не будут чувствовать своей ненужности, а в будущем обязательно найдут то поле деятельности, где они смогут реализовать себя, станут полноценными и полноправными гражданами нашей страны.

130
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!