Проект «Освоение окружающей действительности и ситуаций общения средствами технологии «Сторисек»

Проблемное поле

В настоящее время модернизация образования является ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Акцент ставится на воспитание творческой, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, умеющей отстаивать свою точку зрения, самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Чтобы вырастить всесторонне развитую личность, нужно уже с дошкольного возраста прививать ребенку любовь к книге, художественному слову. Чтение художественных произведений выполняет познавательную, эстетическую и воспитательную функции, формирует эмоциональную сферу, нравственные идеалы, взгляды и отношения ребенка. Однако на сегодняшний день отмечается снижение интереса к художественной литературе. В силу того, что детство современных детей переполняют разного рода гаджеты, дети не хотят читать, следовательно, страдают речь, память, моральное воспитание, аффективная сфера, интеллект. В связи с этим одним из основных направлений в работе дошкольных образовательных учреждений является, воспитание интереса и любви к чтению. Существует довольно много методов работы по приобщению детей к книге, но для того сделать процесс чтения жизненной потребностью у современного подрастающего поколения необходимо искать новые способы. Одним из них является проектный метод «Сторисек». Его идея заключается в продвижении детского чтения и обеспечении всем необходимым для получения удовольствия от совместного громкого чтения.

Цель проекта -развивать связную речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность, развитие умений говорения и слушания, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, использование технологии «Сторисек» для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Определить произведения детской художественной литературы, которым посвящается «Сторисек»;

2. Подобрать и обеспечить дополнительные компоненты для «Сторисека»;

3. Сформировать у дошкольников потребность в изучении художественных произведений;

4. Повысить компетентность родителей в вопросах приобщения детей к художественной литературе.

Сроки реализации проекта: проект реализуется в течение 2021-2022 учебного года.

Целевая группа: воспитанники группы, родители воспитанников.

Условия реализации проекта:

— материально-технические условия предполагают, что работа в рамках проекта будет идти в групповом помещении, которое укомплектовано и продолжает оснащаться методической и художественной литературой, CD и DVD дисками, настольно-печатными играми., недостающий материал имеется в методическом кабинете.

Проект опирается на опыт исследований Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, О. И. Никифоровой, Е. А. Флёриной, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Н. С. Карпинской, Р. И. Жуковской, Е. И. Тихеевой, в которых освящены проблемы роли и широких возможностей художественной литературы для формирования всесторонней развитой личности.

Содержание проекта:

с целью упорядоченной работы в рамках проекта будет определен алгоритм по подбору сторисека по каждому произведению. Тематика произведений подбирается с учетом возрастных особенностей и программного содержания. Каждый сторисек — это настоящий мешок, внутри которого находятся следующие компоненты: детская книга, научно — популярная книга, аудиокнига, DVD — диск, дидактические игры, игрушки и дополнительные реквизиты.

Этапы и календарный план реализации проекта:

1 этап « Подготовительный» (08-09.2021 г.)

В течение данного этапа осуществляется работа по определению произведений детской художественной литературы, которым посвящается «Сторисек»; идет подготовка мешка для комплекта материалов (лучше всего подходит плотный и непрозрачный мешок, возможно, его украшение пуговицами, бисером, вышивкой или бумажными элементами); осуществляется подбор дополнительных компонентов для комплекта, а также знакомство детей с биографией и творчеством писателя.

2 этап «Основной» (10.2021 – 03.2022 г.г.)

В течение данного этапа осуществляется презентация детям готового «Сторисека». Все пособия и материалы, находящиеся в мешке достаются постепенно, в течение недели. На первом занятии организуется работа с книгой, которая предполагает громкое чтение, беседу по содержанию, рассматривание иллюстраций. На втором занятии происходит знакомство с дополнительными реквизитами. На третьем занятии организуется просмотр мультфильма, снятого по художественному произведению, организуются игры «Режиссерская версия», «Допиши рассказ». Детям предлагается устно составить краткий сценарий по книге, незначительно изменив ее содержание или сочинить продолжение к книге, обсуждается вопрос о том, можно ли показать спектакль, распределялись роли, готовится театрализация.

Содержание работы сроки Ответственные Результат
1 Работа с кадрами: Индивидуальное консультирование воспитателей по теме: «Сторисек» как средство развития связной речи детей через игровую деятельность» Сентябрь 2021 ст. воспитатель, воспитатель Консультативный материал
Создание банка данных методической литературы к проекту, электронной базы практических материалов В течение этапа воспитатель Банк методической литературы по теме
Участие педагога в конкурсах разных уровней, соответствующих тематике проекта В течение этапа воспитатель Дипломы, сертификаты участника конкурсов
2. Контроль: Отслеживание хода проекта (циклограмма контроля) май (ежегодно в течение этапа и по необходимости) заведующая, ст. воспитатель, воспитатель Информация, материалы по реализации проекта
Отчет воспитателя о проделанной работе. Январь 2022 г. ст. воспитатель, воспитатель Промежуточный отчет
3. Работа с детьми: Организация многообразной деятельности по работе со сторисеком (ребенок – ребенок, взрослый – ребенок) в рамках проекта. В течение этапа: 10-11.21г., 12-01.22г.,

02-03.22г.

воспитатель Материалы реализованных проектов; варианты, конспекты и сценарии возможных форм работы со сторисеком, организации продуктивной деятельности, презентации (презентационные мероприятия) результатов проектов
Индивидуальное сопровождение одаренных детей. В течение этапа ст. воспитатель, воспитатель Материалы, подтверждающие индивидуальные достижения одаренных воспитанников
4. Материально-техническое обеспечение: Развитие предметной среды группы: -оборудование сторисеков в соответствии с планом; -расширение и пополнение РППС группы дидактическими играми по теме проекта В течение этапа: 10-11.21г., 12-01.22г.,

02-03.22г.

воспитатель Оборудованные мини-музеи группы, дидактические игры
Оснащение предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС В течение этапа заведующая Информация
5. Работа с родителями: Привлечение родительской общественности к совместной работе по организации и проведению мероприятий проекта: вопрос в повестку родительского собрания о содержании и ожидаемых результатах проекта. 12.2019 г. и в течение этапа постоянно заведующая, ст. воспитатель, воспитатель Протоколы родительских собраний
6. Взаимодействие с другими учреждениями образования и культуры города по теме проекта (посещение библиотеки) В течение этапа заведующая, ст. воспитатель, воспитатель Фотоотчеты, информация
7. Информационное обеспечение. Оформление соответствующих отчетных материалов по реализации задач этапа. май (ежегодно в течение этапа по необходимости) воспитатель Промежуточные отчеты, информация
3 этап «Обобщающий» (04-05.2022 г.г.) В течение этого этапа осуществляется контроль за ходом реализации проекта, отслеживаются результаты работы по проектам, методическим разработкам, подводятся итоги, составляется необходимая отчетная документация, оформляются методические рекомендации, пособия, разработанные в ходе реализации проекта. На последнем этапе обобщается и систематизируется накопленный опыт по теме проекта, проходят отчетные мероприятия, подводятся окончательные итоги, осуществляется на их основе переход на новый уровень –к новому проекту.
Содержание работы сроки Ответственные Результат
1. Проведение открытых отчетных мероприятий для педагогических работников города (по необходимости) В течение этапа заведующая, ст. воспитатель, воспитатель Конспекты занятий, сценарии развлечений, фотоматериалы
2. Проведение открытых отчетных мероприятий для родителей воспитанников ДОО В течение этапа воспитатель Конспекты занятий, сценарии развлечений, фотоматериалы
3. Обобщение опыта по теме проекта. Подготовка отчетнойдокументации 04-05.2021г. воспитатель Отчет о реализации проекта. Материалы по реализации проекта
4. Итоговый анализ результатов работы по проекту. 05.2021г. ст. воспитатель, воспитатель Отчет о реализации проекта. Протокол мероприятия по представлению отчетной документации
5. Постановка новой проблемы. 05.2021г. заведующая, ст. воспитатель, воспитатель План проекта.
Планируемые результаты и способы их проверкиНачав свою работу в рамках данного проекта, мы планировали добиться получения следующих результатов:

— расширение знаний детей о жизни и творчестве писателей;

— повышение интереса к художественной литературе;

— расширение знаний детей о предметах и явлениях окружающей действительности;

— положительное повлияние на развитие всех компонентов устной речи;

— разработка материалов для родителей, способствующих повышению их компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе.

Проверка результатов проводится на основании следующих показателей:

Результат Показатели (целевые индикаторы)
качественные количественные
Продуктивное сотрудничество с родителями воспитанников группы обеспечение активной степени участия, высокого уровня заинтересованности количество созданных в группе мини-музеев (ед.), количество совместных мероприятий (ед.), результаты анкетирования родителей воспитанников (% ответов на каждый вопрос)
Расширение развивающего потенциала предметно-пространственной среды группы создание положительного, отличного от других имиджа группы внутри ДОО количество многофункциональных пособий в группе (ед.)
Тиражирование методических материалов использование широкого перечня использованных для тиражирования опыта периодических изданий, образовательных порталов разных уровней качество материалов, их востребованность: -количество методических материалов, представленных в электронной версии на сайтах профильных издательств; публикаций во всероссийских, региональных печатных изданиях (ед.), -количество наград, полученных за участие в конкурсах разных уровней (ед.),

-количество скачиваний с сайтов образовательных порталов (ед.)

Для отслеживания результатов работы по проекту необходимо так же ориентироваться на отдельные показатели мониторинга социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста О. В. Скоролуповой для оптимизации работы с детьми и индивидуальной поддержки отдельных воспитанников.

Перспективы развития проекта

По завершении проекта планируется создание банка сторисеков по художественным произведениям, а также очное посещение детской библиотеки совместно с родителями воспитанников.

Опыт работы группы по проекту может быть передан воспитанникам младших возрастных групп (на момент завершения проекта), что может послужить отправной точкой реализации данного проекта с новым содержанием.

170
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!