Сообщение по развитию речи

Развитие звуковой культуры речи у дошкольников

посредством малых фольклорных форм.

Речьглавная черта, которая отличает людей от других представителей окружающего мира, мира природы. Благодаря речи, люди делятся информацией, выражают свои эмоции, мысли, общаются друг с другом. Речь сопровождает нас всю жизнь: с младшего возраста и до старости, являясь своеобразной визитной карточкой человека. С первых дней своего рождения ребенок слышит голоса своих родных. Затем начинает повторять знакомые звуки: гулить, аукать, лепетать, проговаривать звуки, слоги, отдельные слова, которые впоследствии выстраиваются в небольшие фразы, предложения.

Грамотного, образованного человека отличает и стиль, и образность, и выразительность речи. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях огромное значение уделяется развитию речи. Прежде всего, хорошая речь – залог успешного обучения в школе. А полноценное владение родным языком является важным условием для всестороннего развития личности.

Звуковая культура речи является составной частью раздела основной образовательной программы ДОУ, и тесно связана с другими компонентами речевого развития. Для дошкольников 4-5 лет это:

— закрепление правильного произношения гласных и согласных звуков,

— отработка произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков,

— развитие артикуляционного аппарата,

— работа над дикцией: совершенствование отчетливого произнесения слов и словосочетаний,

— развитие фонематического слуха,

— совершенствование интонационной выразительности речи.

Решение этих задач подразумевает наряду с традиционными занятиями поиск и использование новых универсальных средств. Одним из которых является использование малых фольклорных жанров. Почему именно они? Прежде всего, из-за своей лаконичности, четкости, простоты и ритмичности. Народные мысли, слова, выраженные в фольклоре, передают приятные для слуха и запоминания звуки и слова. И что самой главное, они нравятся детям. Это потешки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, колыбельные песни.

Колыбельные песни подкупают маленьких слушателей своей любовью, нежностью, спокойствием. Повторяя за взрослыми, укладывая куклу спать, малыши поют:

Баю, баюшки, баю,

Баю доченьку мою.

Пестушки, поскакушки, прибаутки, напротив, побуждают ребенка к бодрствованию. И что самое главное, несут в себе познавательную информацию о явлениях, предметах, их свойствах, качествах, действиях:

Вот журчит водица,

Мыльце пузырится.

Ты, журчи — водица,

Деткам дай умыться.

Их ценность в том, что проговаривая, ребенок вслед за взрослым, повторяет движения, выполняет действия, о которых в них говорится. Что способствует развитию и координации движений головы, рук, тела, пальцев.

Вот совушка-сова –

Большая голова

На дереве сидит,

Головушкой вертит.

Во все стороны глядит

Да и всем говорит:

— Никто совушку не бьет

И за ушки не дерет.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово:

— Кто вперёд идёт, того страх не берёт.

— Надулся как мышь на крупу.

— Друг познаётся в беде.

— Береги нос в большой мороз.

Считалки дети используют при распределении ролей в игре самостоятельно. Их отмечает четкий ритм, а фразы-небылицы вызывают улыбки и смех:

Черепаха хвост поджала,
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди,
Кто не верит — выходи.

Заклички – это песенки, обращенные к природе с просьбой, которые проговариваются хором, нараспев:

Весна-Красна, приходи,

Снег холодный растопи,

Деревья зеленью одень

Пусть теплее будет день!

Приговорки, напротив, произносятся индивидуально и негромко, и тоже содержат просьбу:

Уж ты, бор-борок!
Дай ягод коробок,
Грибов кузовочек,
Орехов мешочек!

Загадки – кладезь народной мудрости. Научиться разгадывать загадки – процесс трудный, но очень интересный, отгадка вызывает радостные эмоции. Загадки развивают наблюдательность, мышление, воображение, помогают ребенку увидеть красоту окружающего мира, его многообразие. Вместе с этим, помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи:

Без рук, без топоренка

Построена избенка. (Гнездо.)

Зубастый зверек

Грызет с визгом дубок. (Пила.)

Скороговорки – один из любимых жанров детей, который вызывает смех, поднимает настроение:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Пакет из-под поп-корна.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Скороговорки развивают органы артикуляции. Каждый звук, звукосочетание и слово в скороговорке подчиняется ритму.

Потешки – маленькие стишки, сопровождаемые простыми движениями рук и мимики лица. Повторяющиеся звукосочетания способствуют развитию артикуляционного и дыхательного аппарата, закреплению поставленных звуков, становлению четкой дикции, речевому развитию, в том числе и развитию звуковой стороны речи.

Ладушки

—Ладушки, ладушки (хлопаем в ладоши),
Где были?
—У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
На головку сели!
Ладушки запели.
Домой, полетели!

(машем ручками, а затем кладём их на головку)

Использование потешек в качестве пальчиковых игр развивает мелкую моторику, сочетание звукового произнесения с двигательным сопровождением способствует формированию межполушарных связей, развитию речедвигательного центра. Они гармонично вписываются в структуру занятия и, несомненно, способствуют развитию звуковой культуры речи.

«Семья»

С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья! (пальчики вместе сжать в кулачок и разжать).

Малые фольклорные формы можно использовать не только на занятиях по развитию речи, но и во время режимных моментов (например, во время умывания, приема пищи, на прогулке), включать в структуру организованной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей и в индивидуальной работе.

Важность использования такого занимательного материала для развития звуковой культуры речи несомненна: малые фольклорные формы помогают формировать правильное четкое произношение, разработать мышцы речевого аппарата, сделать речь ярче и образнее. Все это требуется проводить ежедневно и систематично. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольника. Только тогда работа по развитию звуковой культуры речи позволит решить задачи, поставленные программой ДОУ.

211
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!