Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц»

Цель: Формирование умения дифференцировать звуки [с] — [ц].

Задачи: Образовательные: Учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц. Закрепление правильного произношения звуков с – ц. Упражнение в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Знакомство с новой загадкой.

Развивающие: Развитие умения слышать в рифмовке выделяемое слово.

Воспитательные: Воспитание умения слушать сверстников, работать в коллективе, чувства товарищества.

Материал: Картинка белочки и ветра на каждого ребёнка, картинки предметов со звуками С, Ц; картинки с изображением слона, носа, индейца, собаки, цепи, яйца, сумки, огурца, снеговика, автобуса, цветов, пуговиц; фишки желтые и красные, мяч.

Ход занятия.

I. Орг. момент: Дети заходят в группу, встают в круг. Давайте поздороваемся с гостями и подарим им наше хорошее настроение – улыбнёмся всем вокруг: «Ты мой друг и я твой друг – улыбнись всем вокруг»

II. Новый материал: 1.Организационный момент.

Дети заходят в группу и дарят гостям свою улыбку и радостное настроение.

Дети встают в круг.

Друг на друга посмотрите, улыбнитесь, подарите всем радости мгновение.

Я тоже рада видеть вас. А теперь — тихонько сели.

2. Отгадывание загадок.

Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте из отгадать

Дует грозный и могучий,

Разгоняет злые тучи.

Деревца колышет, гнет,

Воет, иногда поет!

Он сильнее всех на свете. Догадайтесь, это… (Ветер)

С рыжим, огненным хвостом Пролетает над кустом.

С веточки на ветку стрелкой…

Кто прыгун в лесу тот? … (Белка)

Умницы!

— Какой звук мы слышим, когда дует сильный ветер? (Звук С)

— А какой звук издаёт белочка, когда грызёт орешки? (Звук Ц)

3. Сообщение темы.

Сегодня мы будем искать эти звуки. Помогут нам ВЕТЕР и БЕЛОЧКА

(на партах лежат предметные картинки на каждого ребёнка).

4. Дидактическая игра «Кто самый внимательный?»

Сейчас послушайте внимательно задание: Я буду называть разные звуки. Если вы услышите звук «С», то покажите картинку ветра, как будто поднялся сильный ветер.

Если услышите звук «Ц», то покажите картинку белочки, как будто она ест орешки.

Молодцы, справились с заданием.

4. «Чистоговорки» — Дифференциация звуков.

А сейчас будьте очень внимательны.

Повторяйте за мной вместе с нашими гостями (Белочкой и ветром)

СА-СА-ЦА ЦО-ЦО-СО СУ-ЦУ-СУ ЦЫ-СЫ-ЦЫ

АСА-АЦА ОСА-ОЦА УСА-УЦА ЫСА-ЫЦА

СОК-ЦОК ЦЕЛИ-СЕЛИ СВЕТ-ЦВЕТ ЛИСА-ЛИЦА

5. Работа со словами — предметными картинками.

Эти звуки встречаются во многих словах.

— Скажите, какой звук слышится в слове солнышко (цыплёнок, сом, оконце, цапля, ослик, цирк, огурец)?

Очень хорошо! Все ушки слышат.

Вы видите на доске много картинок.

— Назовите, что изображено на них? (Картинки: слон, нос, индеец, собака, цепь, яйцо, сумка, огурец, снеговик, автобус, цветы, пуговица)

Вам надо найдите в названиях предметов наши звуки: девочки собирают картинки со звуком «Ц», а мальчики – со звуком «С».

6. Физкультминутка «Во дворе стоит сосна»
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то

же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

7. Игра с мячом «Вспомни и назови» (Дети вспомнить слова со звуком С / Ц)

Предлагаю для вас трудное задание. Надеюсь, что вы справитесь, если будете думать. Надо вспомнить и назвать слова с одним из звуков ©, а потом с другим звуком (Ц).

(Дети встают в круг Воспитатель передаёт мяч и называет звук «С» или «Ц». Дети возвращают мяч воспитателю и называют слово с заданным звуком.)

С — слон, синий, снегирь, сорока, сырок, лоток, листок, стол, стрекоза, сосулька, сон, слива, солнце, сын, санки, сила, стол, стул, стекло, стена, страница, барсук, класс…

Ц — поцелуй, птица, целый цирк, огурец, оконце, огурец, яйцо, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл, цапля, цыплёнок, цифра, циферблат, царь, цирк, скворец, конец, образец…

8. Чтение стихотворения Я. Щеголева «Ранним утром»:

Сейчас предлагаю вам послушать стихотворение Я. Щеголева «Ранним утром»:

Ранним утром солнце встало,

Поднялось и запылало.

Все уснувшее проснулось,

Отряхнулось, встрепенулось;

Над кустом взлетела птица,

Над цветком пчела кружится.

— Вам понравилось это стихотворение? (Ответы детей)

9. Повторное чтение стихотворения и работа со звуками.

За правильный ответ вы получаете желтые фишки, а если ответ не верен, то красные. Проверим, умеете вы слышать звуки ушками.

Предлагаю вам помочь мне прочитать две первые строчки.

В прочитанном отрывке есть три слова со звуком С и читает начало стихотворения еще раз.

— Назовите слова, в которых встречается звук С? (Солнце, встало, поднялось)

Сейчас надо очень хорошо слушать, дети определяют:

— В каком слове есть оба звука – с и ц? (Солнце.)

За правильный ответ педагог дает желтую фишку.

Воспитатель читает последние строчки стихотворения. Дети называют слова со звуком ц.

— Какие вы услышали слова со звуком Ц? (Птица, цветком.)

За правильный ответ дети получают фишки.

Затем педагог трижды произносит одну из строк стихотворения, всякий раз меняя логическое ударение. Дети называют выделяемые слова.

«Все уснувшее просну'лось. — Какое слово я выделила?

Все усну'вшее проснулось. — Какое слово я выделила?

Все' уснувшее проснулось». — Какое слово я выделила?

10. Чтение скороговорки или стихотворения С. Маршак со звуком С.

Воспитатель читает скороговорку или стихотворение (на выбор), интонационно выделяя звук с:

Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.

Спит Спокойно Старый Слон.

Стоя Спать умеет он.

С. Маршак

— Какой звук встречается часто в этой/м скороговорке (стихотворении)? (звук С)

Умнички!

Давайте произнесём хором и попробуем запомнить, а вечером расскажите родным.

III. Итоги. Рефлексия.

Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Все сегодня постарались.

— Вам понравилось занятие?

— Что именно понравилось?

Молодцы! Кому понравилось занятие, можете взять на память маленькие картинки ветра и белочки. Расскажите мамам и папам какие звуки – песенки они обозначают.

403
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!