Урок по окуружающему миру "Зона арктических пустынь"
Тема: Зона арктических пустынь
Цели: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; учить находить и показывать ее на карте полушарий; ознакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, ее использованием.
Формируемые УУД: познавательные — выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию; коммуникативные — осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки с различными видами одежды, карточки с названиями групп, раздаточный материал, гербарий, атлас-определитель, карта природных зон.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Что такое "природные зоны"?
Природные зоны — это участки суши со сходными природными условиями, сменяющиеся в определенном порядке от полюса к экватору.
2. В чем причина смены природных зон?
Неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли
3. Как сменяются природные зоны?
С севера на юг
III. Самоопределение к деятельности
Мы начинаем подробно изучать природные зоны России. С какой природной зоны начнем, догадайтесь сами.
Где-то на белом свете там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи о земную ось.
Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи – вертится Земля.
Мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда!
— Что это за природная зона? (зона арктических пустынь)
— На карте она отмечена синим цветом и расположена.
− Какие цели урока могут быть поставлены в связи с темой? (научиться находить и показывать на карте зону арктических пустынь, познакомиться с особенностями природы, со значением зоны для человека)
— Что мы будем делать для достижении этой цели? (наблюдать, читать, изучать)
— Что вы уже знаете об этой зоне?
— Что вы хотите узнать?
IV. Открытие нового знания
— С природной зоной нас познакомит Ткачев Даниил.
— Ребята, что вы узнали нового, прослушав доклад вашего товарища? (Ответы детей)
— Хорошо! А как вы думаете, есть ли жизнь в это суровом крае? (Ответы детей)
— Да, вы правы! Жизнь настолько удивительна, что даже в вечной мерзлоте и вечном холоде могут существовать живые организмы. Откройте учебник на странице 78-79. Каких животных и растений мы можем встретить в зоне арктических пустынь? (ответы детей)
— Об одном из них нам расскажет Воронько Степан.
— Об одном из растений Земцова Светлана.
VI. Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Соберем в корзинки ягоды, грибы –
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять»
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде «шесть»
Всем за парты тихо сесть!
VII. Включение нового знания в систему знаний
1. Выполним некоторые задания из уже известного вам сайта российской электронной школы. (№1, 2, 4, 6, 8). Проверим, обращая внимание только на те задания, которые мы сделали. Дома Вы можете пройти эти и задания, которые мы не взяли на уроке.
2. Работа по учебнику С. 81-82
— Чем занимаются люди в Арктике и что же за заповедник расположен на Земле Франца Иосифа? Узнаем об этом, прочитав стр.81-82 учебника.
Заповедник «Остров Врангеля». Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был создан в 1976 г. (смотрим фильм)
На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу — розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь свое потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики — овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля — единственное место, где гнездятся белые гуси.
(Рассказ сопровождается показом рисунков, фотографий.)
— Если вас заинтересовал этот необычный заповедник и вы хотите знать о нем больше, материал можете найти в книге «Заповедными тропами» под ред. Т.А. Адольф, М.И. Давыдовой (М.: Просвещение, 1988).
VIII. Подведение итогов урока
— С какой природной зоной познакомились на уроке?
— Что хотели узнать о данной природной зоне? Добыли интересующую вас информацию?
— Вспомним: всех ли целей, поставленных на уроке, мы с вами достигли?
— Где могут пригодиться в жизни новые знания?
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 76—83 учебника.
2. Выполнить из рубрики "Для домашней работы" №1 стр.82
3. Кто хочет заработать дополнительную оценку, выполняет контрольные задания по нашей теме на сайте российской электронной школы.
Дополнительный материал
Ледяное царство шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктика — на крайнем юге, Арктика — на севере. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Самое холодное место планеты — Антарктида, закованный в лед материк на Южном полюсе.
Арктика — это зона островов, лежащих около Северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен. Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам, прижимая к земле и без того редкие низкорослые кустарнички карликовой березки и полярной ивы. Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: в основном мхи да лишайники. Белыми пустынями называют огромное пространство Севера, где только льды да снега. Все белым-бело до боли в глазах. Но вдруг попадается зеленая льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями. В Арктике несколько месяцев не заходит солнце — продолжается полярный день. Зимой наступает долгая полярная ночь: темным-темно и совсем холодно. Но и к этим суровым условиям приспособились обитатели Севера.
Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира. Тюлени живут как в Арктике, так и в Антарктике. Моржи — близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться на лед для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков в день.
Подкожный слой жира выручает и белуху в этих суровых условиях.
Да и густой мех белого медведя хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные (белые) медведи — самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Огромные белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Взрослый медведь весит около полутонны. Он так силен, что может убить человека одним ударом лапы. Летом питаются медведи травой, лишайниками, черникой и леммингами.
На скалистых берегах — птичьи базары, здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные чайки. По побережью живут гуси, утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух.
Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике, как на море, так и на суше. Другие животные только летом навещают эти места, когда лед тает и море очищается ото льда.
Растения, которые появляются летом, — основной источник питания многих животных.
На противоположных полюсах земного
5. Кроссворд
(Учитель может предложить кроссворд для работы в группах.) — Разгадайте кроссворд и восстановите предложение «… — царство льда и снега».
1. Эти птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют птичьи базары. Их можно увидеть около реки и в нашей местности. (Чайка.) 2. Близкий родственник тюленя. (Морж.) 3. Птицы, откладывающие яйца на голых камнях. (Кайры.) 4. Это животное бывает добычей белого медведя. (Тюлень.) 5. Растения полярной зоны. (Лишайники.) 6. Самый крупный обитатель морей и океанов. (Кит.) 7. Пища рыб северных морей. (Рачки.)
(Ключевое слово в выделенных клетках: Арктика.