Модель занятия по чтению художественной литературы «Чтение норвежской сказки «Пирог».

Программное содержание: Учить детей находить сходства и различия в сюжетах, идее, характерах героев похожих сказок («Пирог» и «Колобок»). Развивать умение замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте.

Словарная работа: пригоршня, вопит, хлопотунья, дровосек.

Методы и приемы: словесные: чтение, беседа, наглядные: рассматривание иллюстраций; практические: рисование, моделирование, игровые: дидактическая игра..

Оборудование: Книга со сказкой «Пирог» с красочными иллюстрациями

Предварительная работа: Д/и «Мои любимые сказки».

Ход занятия:

— Ребята, отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга,

На лице она живет.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска ее боится.

Что это? (Улыбка)

— Правильно. Подарим друг другу улыбку.

— Ребята, вспомните, чем отличается сказка от рассказа. (В рассказе говорится о том, что может быть на самом деле, а в сказке говорится о том, чего не бывает, в ней есть волшебство, говорящие животные, ожившие предметы)

— Кто сочиняет сказки? (Писатели-сказочники, народ)

— На Земле живут разные народы. Все они говорят на разных языках, и у каждого народа есть свои любимые сказки, которые передаются от родителей к детям. Некоторые сказки у разных народов очень похожи. Например русская народная сказка «Теремок» и украинская народная сказка «Рукавичка» о том, как дед в лесу потерял рукавичку, а звери поселились в ней дружной семьёй.

Есть у норвежского народа сказка «Пирог», которая очень похожа на одну русскую сказку. Я прочту вам отрывок из нее, а вы сами догадайтесь, на какую сказку она похожа.

(Воспитатель читает последний эпизод сказки «Пирог» со слов: «Снова долго-долго катился он, а навстречу ему свинья»)

— На какую сказку похожа норвежская сказка «Пирог» (На русскую сказку «Колобок»)

— Правильно, эта сказка похожа на русскую сказку «Колобок». Я прочту вам сказку «Пирог» целиком, а вы послушайте и постарайтесь заметить. Что общее и в чем различие в этих сказках.

— Прежде чем прочитать сказку немного отдохнем и выполним физкультминутку «Колобок»

Колобок, колобок,

Колобок — румяный бок (Руки перед содой показывают колобка)

По дорожке покатился

И назад не воротился. (Бегут на носочках, держа руки на поясе)

Встретил мишку, волка, зайку, (Встав лицом в круг, изображают медведя, волка, зайца)

Всем играл на балалайке. (Изображают игру на балалайке)

У лисы спел на носу, — (пляшут вприсядку)

Больше нет его в лесу. (Разводят руками)

— Молодцы, а теперь тихо сели и внимательно слушаем сказку.

(Воспитатель читает сказку)

— Что общего вы заметили в двух сказках? (Главные герои катятся от одного животного к другому, а те хотят их съесть.)

— Чем отличается сказка «Пирог» от сказки «Колобок»? (Герои сказок, Колобок поет песенку, а Пирог нет)

— С кем повстречался Пирог по дороге? (Дровосека, курицу, петуха, утку, гуся, гусыню, свинью)

— Вы заметили, как насмешливо Пирог называл всех, с кем встречался, каждого по – особенному? (Человек – дровосек, курица – умница, петушок – гребешок, утка – малютка, гусыня – разиня, гусак – простак, свинка – щетинка)

— Молодцы, а вспомните, какие шутливые прозвища даются зверям в русских сказках? (Волчок – серый бочок, лисичка – сестричка, зайчик – побегайчик)

— Вспомните, какими ласковыми словами просили у матери пирога семеро сыновей в начале сказки. Что было разного в их просьбах? (Ответы детей)

— Я прочту начало сказки, а вы обратите внимание, как дети просили у матери пирог

(Воспитатель, читает начало сказки)

— Как вы думаете, для чего используется столько разных слов вместо слова «просить»? (Ответы детей)

— Верно, чтобы мы смогли узнать, какие разные были у матери сыновья: один – ласковый, другой – требовательный, третий – плаксивый. Если б было только одно слово «просить», то мы бы об этом не узнали.

— Ребята, и русская сказка «Колобок», и норвежская сказка «Пирог» оканчиваются печально для непослушных хвастунишек, ведь и Пирог, и Колобок похожи. Как, какими словами можно о них сказать? (Нельзя из дома убегать, нельзя хвалиться и доверять всем).

— Молодцы, посмотрите у вас на столе листочки, на них нарисованы герои наших сказок и пока мы с вами разговаривали о сказках, все герои перепутались. Нужно разделить героев: героев сказки «Колобок» обведите в кружок красным карандашом, а героев сказки «Пирог» — синим.

(Дети выполняют задание)

— Кто герои сказки «Колобок»? Кого вы обвели красным карандашом? (ответы детей)

— Молодцы, кто герои сказки «Пирог»?? Кого вы обвели синим карандашом? (Ответы детей)

— С какой сказкой мы сегодня познакомились?

— На какую сказку она похожа?

9
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!