Модель занятия по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук М (Мь), буква М".

Программное содержание: Учить определять место звука в словах: мак, сумка, альбом. Анализировать и составлять слова и слоги из разрезной азбуки. Развивать фонематический слух, умение читать слоги с договариванием до целого слова.

Воспитывать аккуратность при работе в тетради.

Словарная работа: перо, мир.

Методы и приемы: Сюрпризный момент, художественное слово, артикуляционная гимнастика, объяснение, показ, самостоятельная работа детей в тетрадях, дидактическая игра, индивидуальная помощь детям, итог.

Оборудование: Разрезная азбука большого формата, индивидуальные разрезные азбуки, предметные картинки, тетрадь солнечные ступеньки, карандаши.

Предварительная работа: Дидактическая игра «Мамина сумка», отгадывание загадок, составление слогов.

Ход занятия:

— Ребята сегодня на занятие к нам пришел гость, но чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку:

Он мохнатый, он большой,

Спит в берлоге он зимой,

Летом ягоды жуёт,

Дикий мед у пчел берет,

Грозно может зареветь

Косолапый зверь ….(медведь)

— Наш медведь пришел поучиться у вас писать, читать, т. к. он тоже на следующий год пойдет в школу.

— Мы сегодня вместе с мишуткой продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем).

— С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились, перечислите АУО – они какие? (Гласные).

— А какие еще есть буквы и звуки? (Согласные).

— Чем отличаются согласный звук от гласного? (При произношении согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть).

— У Мишки в лапках-царапках есть загадки, и он попросил меня загадать их:

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко

Возит грузы и людей

Ты знаком, конечно, с ней (машина)

Прыг-скок, прыг-скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш веселый ….(мячик)

Давайте еще раз назовем эти слова-отгадки и выделим первые звуки в каждом слове.

Машина — [М], мячик – [М’]. Вот именно с этими звуками мы познакомимся.

— Чтоб, продолжить наше занятие, нужно подготовить язычок.

(Артикуляционная гимнастика (проговаривание чистоговорки)

МЫ – мы-мы-мы в реке плавают сомы,

МО- мо-мо-мо – Маша ела эскимо,

МИ – ми-ми-ми машет птица крыльями.

— Вернемся к нашим звукам. Давайте вместе попробуем произнести эти звуки. При произнесении этих звуков воздух выходит свободно или встречается с преградой? (С преградой, нам мешают губы).

— Значит этот звук согласный, может быть твердым (Синим)

— И мягким (Зеленым).

— А еще согласные звуки могут звонкими и глухими, проверьте и подскажите нам, какой это звук? (Звонкий).

— А теперь послушайте стихотворение про букву «М»

Палочка и палочка

Между ними галочка

И понятно сразу всем

Получилась буква М.

— Давайте вместе с вами напишем букву М в воздухе. И выложим буквы из счетных палочек. Посчитайте сколько элементов в этой букве? (4)

— Ребята, а мишка приготовил для нас задание. Маше и Мише на день рождение подарили игрушки. Посмотрите, какие игрушки есть на картинке. Мише подарили игрушку, которая начинается на «М», найдите подходящую игрушку и проведите линию синим цветом от подарка к Мише. А Маше тоже подарили игрушку которая начинается на букву «М», найдите эту игрушку и проведите зеленым цветом к Маше.

6. Физминутка

Мы походим на носках,

А затем на пятках

Мы походим как ребята,

А теперь как медвежата.

— Я буду бросать вам мячик и говорить слова, а вы должны будете назвать месторасположения буквы «М». Выделите звук М в словах следующим образом.

— Мука. В слове мука звук М находится в начале слова. В слове «мука» — два слога

(Машины, кормушка, дым, сумки, самолет, муравьи, мел, помидор, кометы, мельница).

— С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику этим звукам.

Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились.

18
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!