Модель занятия по ЧХЛ «Весна идет. Чтение рассказов, стихотворений о весне"
Программное содержание: вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов.
Материалы: репродукция картины И. Левитана «Март», фонозапись инструментальной музыки, иллюстрации с пейзажами начала весны в лесу.
Ход занятия.
— Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда мы поедем, вам подскажет загадка.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет
В лесу подснежник расцветёт.
Что это?
Ответ детей: (Весна)
— Дети, какие перемены в природе подсказывают нам, что уже началась весна?
Дети рассказывают о признаках весны
Воспитатель: Какое небо весной?
Ответ детей: «Весной небо голубое, с белыми облаками»
Воспитатель: А какое солнце?
Ответ детей: «Солнце весеннее, тёплое, яркое»
Воспитатель: Что происходит со снегом весной?
Ответ детей: «Снег тает, темнеет, оседает. Текут ручьи. На крышах домов можно увидеть сосульки. Начинается капель»
Воспитатель: Почему снег тает?
Ответ детей: солнце сильно греет
Воспитатель: Что происходит с деревьями?
Ответ детей: «У них набухают почки и появляются маленькие листочки»
Воспитатель: Что происходит со льдом на реках и озёрах?
Ответ детей: «Лёд тает и трескается»
Воспитатель: Почему лед тает?
Ответ детей: становится тепло, потому что солнце сильно греет.
Воспитатель: Кто прилетает из тёплых краёв?
Ответ детей: «Перелётные птицы»
Воспитатель: Что происходит с дикими животными?
Ответ детей: «Весной дикие животные линяют, меняют зимнюю тёплую шубку на летнюю легкую»
Воспитатель: Как люди одеваются весной? Почему?
Ответ детей: «Люди надевают лёгкие куртки, шапки, резиновые сапоги,
потому что становится тепло».
Воспитатель: В какие игры любят играть дети весной?
Ответ детей: «Весной дети любят пускать кораблики в ручейках и лужах»
Воспитатель: Что появляется на проталинах?
Ответ детей: «Прорастает первая трава и цветы – мать и – мачеха»
— Да, и морозно, и снег лежит повсюду, а мы знаем, что идет весна. Нам и птицы об этом щебечут: скоро будет тепло, и солнце каждого своими лучами-ладошками хочет погладить, приласкать. А каким синим стало небо!
Какими словами можно сказать о нем? Какое оно? (Чистое, ясное, глубокое,
голубое, веселое.)
— Небо будто смеется, и мы, как только посмотрим на небо, не можем не улыбнуться- такое оно по-весеннему радостное.
— А вспомните, каким было небо зимой. (Хмурым, низким, тяжелым, холодным, мрачным.)
— Вглядитесь в этот пейзаж. Какое время года здесь изображено? Как вы это поняли?
(Воспитатель выставляет репродукцию картины «Март».)
— Внимательно посмотрите, какими красками художник изобразил мартовский снег. Какой снег в марте? Как вы об этом узнали?
— Вспомните, каким был снег морозной январской порой?
— Какой день изображен на картине? Какое настроение вызывает у вас эта картина?
— Но хоть и радостно синеет мартовское небо, в лесу деревья еще не проснулись от зимнего сна. Послушайте, что увидел в лесу ранней весной
Михаил Пришвин.
Михаил Пришвин «Деревья в плену»
Весна сияла на небе, но лес ещё по-зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти невозможно.
Там, где летом вы шли по широкой дорожке, теперь через эту дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать.
Вот что случилось с деревьями: берёзка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой бы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина
с тем огромным комом всё гнулась и наконец погрузилась в снег и примёрзла
так до самой весны. Под этой аркой всю зиму проходили звери и люди изредка на лыжах.
Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины.
Я выламываю себе хорошую увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склонённому дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. Медленно так я иду и волшебным ударом освобождаю множество деревьев.
— Зимой только человек может освободить деревья из плена. Весной же
деревья сами сбрасывают с себя тяжелые шубы. Послушайте, как это бывает.
Михаил Пришвин «Жаркий час»
В полях тает, а в лесу ещё снег лежит нетронутый плотными подушками на земле и на ветках деревьев, и деревья стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примёрзли и ждут с часу на час свобождения. Наконец приходит этот жаркий час, самый счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц. Пришёл жаркий час, снег незаметно подтаивает, и вот в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнётся еловая веточка и закачается. А как раз под этой ёлкой, прикрытой её широкими ветками, спит заяц. В страхе он встаёт и прислушивается: веточка не может же сама собой шевельнуться. Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобожденная от снега, подпрыгнула. Заяц метнулся, побежал, опять сел столбиком и слушает: откуда беда, куда ему бежать? И только стал на задние лапки, только оглянулся, как прыгнет вверх перед самым его носом, как выпрямится, как закачается целая берёза, как махнёт рядом ветка ёлки! И пошло, и пошло: везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелится, весь лес пошёл. И мечется обезумевший заяц, и встаёт всякий зверь, и птица улетает из леса. Скоро еще жарче пригреет солнце и побегут ручьи из тающего сне. А из-под снега пробьются к солнышку подснежники.
— Почему жаркий час самый счастливый для деревьев?
— О каких признаках весны говориться в рассказе?
— Какими словами можно сказать о мартовской весне, какая она? Дети, мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Про какое время года мы говорили? Что вам больше всего понравилось на занятии? Какое настроение у вас?