Модель занятия по ЧХЛ «Весна идет. Чтение рассказов, стихотворений о весне"

Программное содержание: вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов.

Материалы: репродукция картины И. Левитана «Март», фонозапись инструментальной музыки, иллюстрации с пейзажами начала весны в лесу.

Ход занятия.

— Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда мы поедем, вам подскажет загадка.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет

В лесу подснежник расцветёт.

Что это?

Ответ детей: (Весна)

— Дети, какие перемены в природе подсказывают нам, что уже началась весна?

Дети рассказывают о признаках весны

Воспитатель: Какое небо весной?

Ответ детей: «Весной небо голубое, с белыми облаками»

Воспитатель: А какое солнце?

Ответ детей: «Солнце весеннее, тёплое, яркое»

Воспитатель: Что происходит со снегом весной?

Ответ детей: «Снег тает, темнеет, оседает. Текут ручьи. На крышах домов можно увидеть сосульки. Начинается капель»

Воспитатель: Почему снег тает?

Ответ детей: солнце сильно греет

Воспитатель: Что происходит с деревьями?

Ответ детей: «У них набухают почки и появляются маленькие листочки»

Воспитатель: Что происходит со льдом на реках и озёрах?

Ответ детей: «Лёд тает и трескается»

Воспитатель: Почему лед тает?

Ответ детей: становится тепло, потому что солнце сильно греет.

Воспитатель: Кто прилетает из тёплых краёв?

Ответ детей: «Перелётные птицы»

Воспитатель: Что происходит с дикими животными?

Ответ детей: «Весной дикие животные линяют, меняют зимнюю тёплую шубку на летнюю легкую»

Воспитатель: Как люди одеваются весной? Почему?

Ответ детей: «Люди надевают лёгкие куртки, шапки, резиновые сапоги,

потому что становится тепло».

Воспитатель: В какие игры любят играть дети весной?

Ответ детей: «Весной дети любят пускать кораблики в ручейках и лужах»

Воспитатель: Что появляется на проталинах?

Ответ детей: «Прорастает первая трава и цветы – мать и – мачеха»

— Да, и морозно, и снег лежит повсюду, а мы знаем, что идет весна. Нам и птицы об этом щебечут: скоро будет тепло, и солнце каждого своими лучами-ладошками хочет погладить, приласкать. А каким синим стало небо!

Какими словами можно сказать о нем? Какое оно? (Чистое, ясное, глубокое,

голубое, веселое.)

— Небо будто смеется, и мы, как только посмотрим на небо, не можем не улыбнуться- такое оно по-весеннему радостное.

— А вспомните, каким было небо зимой. (Хмурым, низким, тяжелым, холодным, мрачным.)

— Вглядитесь в этот пейзаж. Какое время года здесь изображено? Как вы это поняли?

(Воспитатель выставляет репродукцию картины «Март».)

— Внимательно посмотрите, какими красками художник изобразил мартовский снег. Какой снег в марте? Как вы об этом узнали?

— Вспомните, каким был снег морозной январской порой?

— Какой день изображен на картине? Какое настроение вызывает у вас эта картина?

— Но хоть и радостно синеет мартовское небо, в лесу деревья еще не проснулись от зимнего сна. Послушайте, что увидел в лесу ранней весной

Михаил Пришвин.

Михаил Пришвин «Деревья в плену»

Весна сияла на небе, но лес ещё по-зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти невозможно.

Там, где летом вы шли по широкой дорожке, теперь через эту дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать.

Вот что случилось с деревьями: берёзка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой бы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина

с тем огромным комом всё гнулась и наконец погрузилась в снег и примёрзла

так до самой весны. Под этой аркой всю зиму проходили звери и люди изредка на лыжах.

Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины.

Я выламываю себе хорошую увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склонённому дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. Медленно так я иду и волшебным ударом освобождаю множество деревьев.

— Зимой только человек может освободить деревья из плена. Весной же

деревья сами сбрасывают с себя тяжелые шубы. Послушайте, как это бывает.

Михаил Пришвин «Жаркий час»

В полях тает, а в лесу ещё снег лежит нетронутый плотными подушками на земле и на ветках деревьев, и деревья стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примёрзли и ждут с часу на час свобождения. Наконец приходит этот жаркий час, самый счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц. Пришёл жаркий час, снег незаметно подтаивает, и вот в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнётся еловая веточка и закачается. А как раз под этой ёлкой, прикрытой её широкими ветками, спит заяц. В страхе он встаёт и прислушивается: веточка не может же сама собой шевельнуться. Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобожденная от снега, подпрыгнула. Заяц метнулся, побежал, опять сел столбиком и слушает: откуда беда, куда ему бежать? И только стал на задние лапки, только оглянулся, как прыгнет вверх перед самым его носом, как выпрямится, как закачается целая берёза, как махнёт рядом ветка ёлки! И пошло, и пошло: везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелится, весь лес пошёл. И мечется обезумевший заяц, и встаёт всякий зверь, и птица улетает из леса. Скоро еще жарче пригреет солнце и побегут ручьи из тающего сне. А из-под снега пробьются к солнышку подснежники.

— Почему жаркий час самый счастливый для деревьев?

— О каких признаках весны говориться в рассказе?

— Какими словами можно сказать о мартовской весне, какая она? Дети, мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Про какое время года мы говорили? Что вам больше всего понравилось на занятии? Какое настроение у вас?

2
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!