Родительское собрание
Родительское собрание на тему: «Нравственное воспитание детей через русские народные сказки»
Добрый день, уважаемые родители!
Спасибо, что нашли время и пришли на собрание. У нас у всех есть дети, которых мы очень любим. И как любые родители, мы хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, вежливыми, ответственными, добились успеха в жизни. А какими вырастут наши дети, во многом зависит от того, какие нравственные качества мы смогли воспитать у них еще в дошкольном возрасте.
Вы согласны со мной? (ответы родителей)
Тема нашего собрания звучит так: «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки»
Дошкольное детство — очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.
Нравственность – это правила поведения личности, отвечающая на вопросы: что хорошо, а что плохо; что добро, а что зло.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь.
Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам и переживают описываемые события, примеряют на себе лучшие черты людей, познают добро и зло, трусость и смелость, проявляют сочувствия и сострадание, заряжаются положительной энергией, получают знания о мире и учатся жить.
Сказки рассказывают мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Дети выбирают удобную позу, прижимаются к любимым взрослым или к мягким, пушистым игрушкам и слушают сказки.
Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, Вы читаете дома сказки своим детям? (ответы родителей)
Отлично, сейчас мы это проверим.
Посмотрим, как хорошо Вы знаете сказки!
Викторина для родителей:
1. Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство? (Лиса)
2. Сказочный персонаж долгожитель – это… (Кощей Бессмертный)
3. Кто исполнял все желания Емели? (Щука)
4. Какая героиня владеет собственным летательным аппаратом? (Баба Яга)
5. Назовите место рождения Колобка (Печь)
6. Как зовут знаменитого доктора, который лечит зверей и ведёт приём прямо в лесу, под деревом? (Айболит).
7.Кому принадлежат слова: «Я злодея погубил, я тебя освободил и теперь краса девица не тебе хочу жениться»? (Комар)
8. Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки?
Вот и сказочке конец, …….а кто слушал — молодец!
И стали они жить-поживать …………и добра наживать….)
Молодцы! Действительно, сказки дома детям читаете.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. (слайд 3)
А теперь подумайте, пожалуйста, и скажите, какие же нравственные качества мы можем воспитать у наших детей с помощью сказок?
Всё верно. А теперь посмотрите, пожалуйста, на экран. (на слайдах перечислены нравственные качества).
Подумайте и скажите, какие сказки помогают нам воспитывать у наших детей ответственность, …, …? (сначала выслушиваем ответы родителей, затем показываем на экране правильные ответы)
— ответственность: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка»
— патриотизм: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Пера-богатырь», «Никита Кожемяка»
-гуманизм: «Царевна-лягушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Крошечка-Хаврошечка»
— дисциплинированность и культура поведения: «Гуси-лебеди», «Морозко», «Заюшкина избушка», «Заяц Хваста», «Лиса и Журавль», «Волк и семеро козлят»
— чувство коллективизма: «Три поросенка», «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Зимовье зверей», «Война грибов с ягодами»
— уважительное отношение к старшим: «Колобок», «Красная шапочка», «Морозко»
— бережное отношение к животным и растениям: «Крошечка-Хаврошечка», «По щучьему велению», «Сказка о рыбаке и рыбке».
Вот какие нравственные качества мы можем воспитать у наших детей с помощью сказки.
К сожалению, возможность воспитания с помощью сказок часто недооценивается родителями. А ведь вы можете легко и просто сделать сказки своими лучшими помощниками.
Как же это сделать?
Сказка заранее готовит ребёнка к сложным ситуациям, в которых он может оказаться. Через сказку ребенок получает первые представления о добре и зле, отваге и трусости, о дружбе и предательстве. Именно сказки доступно и просто объясняют малышу, что хорошо, а что плохо, прививают моральные ценности. Сказка формирует характер.
В содержании сказки всегда заложен урок. Сказки развивают положительные качества: доброту, милосердие, сопереживание, честность, трудолюбие. В то же время осуждают такие качества, как: жадность, злость, лень, трусость и др. С помощью сказок ребенок учится отличать добро от зла, хорошее от плохого.
В сказке герой всегда преодолевает трудности. Преодоление препятствий – необходимый элемент сказки – формирует у ребёнка активную жизненную позицию, а также даёт психологическую основу для понимания того, что не всегда всё получается легко и сразу по твоему желанию, но это ему под силу, этого можно добиться. (слайд 9)
Сейчас Я предлагаю Вам поучаствовать в конкурсе телеграмм и объявлений.
Я Вам буду зачитывать высказывания, а Вам надо будет назвать героя сказки, который мог отправить эту телеграмму или дать объявление в газету, а также назвать литературное произведение.
Конкурс телеграмм и объявлений:
1. Спасите! Моих детей съел серый волк. (Коза. «Волк и семеро козлят»)
2. Прибыть на праздник не смогу, от меня сбежали брюки (Грязнуля. «Мойдодыр»)
3 Дорогие гости, помогите!
Паука — злодея зарубите! (Муха — цокотуха)
4. Несу золотые яйца. Дорого! (Курочка Ряба)
5. Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино. «Приключения Буратино»)
6. Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами («Гуси — лебеди»)
7. Рыбалка закончилась благополучно, только хвост остался в проруби (Волк. «Лисичка сестричка и серый волк».)
8. Пришлите, пожалуйста капли.
Мы лягушками нынче объелись
И у нас животы разболелись (Цапли. «Телефон»)
8. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. («Айболит»).
9. Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко (Мышка. «Курочка Ряба»)
10. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину (Старуха. «Сказка о золотой рыбке»).
11. Отмою все! («Мойдодыр»)
А сейчас будем играть в игру. Посмотрите пожалуйста на экран.
вам нужно узнать сказку по иллюстрации.
(иллюстраций по сказкам «Три медведя», «Лисичка сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко», «Зимовье зверей»), теремок, три поросенка.
Молодцы! Всё правильно назвали.
Спасибо за внимание! Читайте сказки! (слайд 13)
Уважаемые родители, у меня на этом всё. Есть ли у Вас вопросы? (ответы на вопросы родителей)
Сказка бывает старой и молодой, веселой и грустной, простой и мудрой.
Но злой, скучной и глупой не бывает ни когда!