«Развитие самостоятельности и инициативы в процессе игровой деятельности у детей ДОУ»

   Дошкольный возраст — очень важное время для развития инициативности. Развитию инициативы детей очень способствуют различные игры. Именно игры — подвижные, интеллектуальные, коммуникативные — будят мышление и дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным является тот момент, когда ребенок сам инициирует игру — со взрослым или другими детьми. Тут важно, поддержать инициативный порыв ребенка. Развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Любой творческий процесс помогает ребенку самовыражаться, инициировать творческие порывы, подхватывайте его, сочиняйте сказку, лепите, конструируйте, стройте.

Следует разграничивать понятия «инициативность» и «самостоятельность». Самостоятельность — обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя — анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.

Инициативный ребенок умеет организовать свою игру, находит повод для общения, придумывает для себя занятие; включается в разговор, предлагает варианты интересных дел другим детям; отличается разнообразием интересов. У дошкольников инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью; проявляется во всех видах детской деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, изобразительной деятельности, игре, экспериментировании, является показателем детского интеллекта. Инициативность интенсивно развивается в дошкольном возрасте, наиболее благоприятным периодом является возраст от 3 до 5 лет; с появлением в речи ребёнка фразы «Я сам».

Для развития детской инициативности, нужно:

1. Давать простые задания (снимать Страх «не справлюсь», развивать у детей инициативу.

2. Давать задания интересные или где у ребенка есть личный интерес что-то делать.

3. Поддерживать инициативу.

— условия развития детской инициативы и творческого самовыражения;

— формирование установок «Я могу», «Я сумею»;

— создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;

— предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»

Способы поддержки детской инициативы :

— создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;

— выбор ребенком сотоварищей;

— обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;

— образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач;

— педагогу важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т. п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие. Ну и, конечно же, сотрудничать с родителями по решению данного вопроса, так как пример родителей очень важен для детей.

Очевидно, что при этом ведущая роль в создании соответствующих условий для деятельности детей, в грамотном психолого-педагогическом сопровождении организации всего процесса, в побуждении и поддержке всех проявлений детской инициативности на всех этапах деятельности принадлежит педагогу. При этом педагог целенаправленно создает условия, в которых формируется и укрепляется инициативность ребенка, которая как личностное качество окажется более чем востребованной в дальнейшей жизни.

Комплекс игр по развитию инициативы и самостоятельности детей младшего дошкольного возраста:

Цель – развитие инициативы, самостоятельности и настойчивости у детей раннего возраста.

Предметная игра. «Запоминалка» ( Автор: О. А. Смирнова). Цель — визуальное развитие.

Ход. Поставьте небольшое количество разных предметов перед ребенком, пусть ребёнок сразу закроет глаза или отвернётся, и один предмет уберите, а дошкольник в свою очередь должен этот предмет назвать, в дальнейшем постепенно усложняйте эту игру, убирая два предмета и больше.

«Придумай свой вопрос». Цель — Освоение умения формулировать вопросы в различной форме и адресовывать его.

Ход. Дети садятся в круг, одному дается в руки любой предмет (мяч, игрушка, карандаш) который определяет ведущего задающего вопрос. Ответивший на вопрос ребенок принимает роль ведущего и адресует свой вопрос следующим детям.

«Найди предмет». Цель — научить детей ориентироваться в пространстве группы, внимательно слушать задания.

Ход.

Детям предлагается найти, предметы по форме, цвету или признаку предмета в пространстве группы (например найти что — нибудь квадратное). После того, как все дети нашли, они приносят или говорят то, что нашли, желательно не повторятся.

«Сочинялка». Цель — научить детей слушать друг друга, придумывать собственный сюжет.

Ход.

Дети садятся в круг, предмет (мяч, игрушка. карандаш) в руках определяет рассказчика который начинает придумывать историю, далее по сигналу предмет передается следующему ребенку, он продолжает начатую историю. Истории можно записывать.

«Что в чудесном мешочке?»

Цель — знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Ход.

Воспитатель: «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать». Вопросы задаются по очереди: кому попадет мяч и руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Повторять вопросы нельзя. В конце игры выясняют, кто больше наберет фишек.

«Я никогда не.»

Ход.

Все садятся в круг и кладут руки на колени. Первый игрок говорит то, чего он никогда в жизни не делал. Например, он говорит: «Я никогда не летал на самолете». Если кто-то из игроков летал, то он подгибает один палец на руке. Затем говорит следующий игрок и т. д. по кругу. Побеждает тот, кто быстрее всех загнет все пальцы.

2
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!