Выступление из опыта работы

“Самое лучшее, что есть в жизни –

это свободное движение под музыку”

А.И. Буренина

И. М. Сеченов писал: «Не умеешь двигаться – не умеешь познавать мир, знания такой души перекошены на один бок».

Актуальность занятия ритмопластикой с детьми очевидна. Ритмопластика — это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ. Ритмопластика развивает у ребят музыкальность, двигательные качества и умения, чувство ритма, творческие способности, нравственно-эстетические качества. Одной из основных направленностей ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка. Занятия ритмопластикой совершенствуют коммуникативные навыки и обогащают эмоциональную сферу ребенка.
Опыт проведения ритмопластики показал её привлекательность и доступность. Основу для ритмических композиций составляют простые движения.
Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребята овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями, опытом творческого осмысления музыки, развиваются физические и коммуникативные навыки. Именно в этом заключается актуальность данного вида музыкальной деятельности. Это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях.

Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей. При этом необходимо учитывать, что каждый ребенок индивидуален, неповторим, уникален. Как правило, его креативные возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая благоприятные условия для занятий разными видами деятельности, можно разбудить творческие наклонности ребенка.

Ритмопластика — один из видов спорта, способствующий раскрытию и реализации внутреннего потенциала, его творческих способностей.

Упражнения ритмопластики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть.

Ритмопластика тесно связана с музыкой и танцем, что способствует эстетическому воспитанию детей, развитию чувства прекрасного.

Ритмопластика – богатый источник самовыражения. Ей присущ творческий компонент. Создание новых композиций, новых элементов, совершенствование индивидуального стиля – все это стимулирует воображение, развивает творческие способности детей.

Работа по ритмопластике в нашем учреждении ведётся в разных формах:

— НОД Музыка;

— индивидуальная;

— подгрупповая;

— кружковая.

Я остановлюсь на работе кружка «Ритмопластика», руководителем которого я являюсь. Занятия кружка проводятся в младшей группе 1 раз в неделю. В средней — 2 раза в неделю. Продолжительность занятий: в младшей группе — 15 минут, в средней группе — 20 минут.

Цель работы кружка: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки у детей младшего дошкольного возраста посредством ритмопластики.

Задачи:

1.Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.

2. Упражнять в развитии статического и динамического равновесия,

координации движений.

3.Обеспечивать разностороннее развитие личности ребёнка: инициативность, творчество, фантазию; поддерживать интерес к физической культуре и спорту.

4. Развивать умение согласовывать ритм движений с музыкальным

сопровождением, грациозно выполнять знакомые физические упражнения под музыку; сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

5. Воспитывать художественно-эстетическое восприятие.

Мною была разработана воспитательная программа по музыкально-ритмическому развитию «Ритмопластика»

Основные направления программы.

1. Подготовительные упражнения используются для физической подготовки детей. Они способствуют развитию двигательных способностей, овладению основами координации движений, формированию осанки.

2. Музыкально-ритмические упражнения: упражнения из хореографии (тренаж), музыкальные игры, упражнения на согласованность движений с музыкой, упражнения ритмической гимнастики, элементы народных и современных танцев.

3. Упражнения, составляющие содержание спортивнотехнической подготовки: упражнения без предмета (специальные виды ходьбы или бега, пружинные движения, «волна», взмах, равновесие, повороты, наклоны, прыжки), упражнения с предметами (мячом, лентой, обручем, скакалкой, шарфом).

4. Участие в праздниках, миниконцертах.

Новизна программы заключается в том, что с помощью интеграции образовательных областей «Познание», «Музыка», «Здоровье» «Физическая культура», «Коммуникация» осуществляется ком­плексный подход к развитию и воспитанию ребенка дошкольного возраста.

Эта связь обеспечивает формирование у детей как музыкально-ритмических навыков (ритмического, динамического, тембрового музыкального слуха, способности раз­личать форму, характер музыкального произведения), музыкаль­ной памяти, внимания, так и двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительнос­ти и передачу их в различных движениях в играх, плясках, упраж­нениях; развитие координации движений, умение ориентироваться в пространстве.

Занятия ритмической гимнастикой начинаются с детьми 3-4 лет. В этом возрасте движение, особенно под музыку, доставляет детям особую радость. Основными задачами, которые я ставлю, являются: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству. На данном этапе развиваем у детей музыкальность, воспитываем любовь к музыке и желание её слушать. У детей обогащается слушательский опыт, так как на занятиях звучат произведения композиторов-классиков (например, П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», М.Майкапар «Мотылёк» и др.»), русские народные мелодии, а также произведения современных композиторов.

В движении развиваем умение передавать различный характер музыки, а также оттенки (весёлое – грустное, шаловливое – спокойное, радостное, торжественное, шуточное и т.д.). Учимся реагировать на изменение темпа, динамики, метроритма, различаем 2-х и 3-х частную форму. Детям предлагаются общеразвивающие упражнения на различные группы мышц, на гибкость и плавность.

В работе используются имитационные движения, раскрывающие определённое настроение или заданный образ ( например, «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат»). Дети овладевают танцевальными движениями, доступными их возрастной координации-например, поочерёдное выставление ноги на пятку, притопывание ногой, «выбрасывание ног», полуприседания и др.

Дети учатся ориентироваться в пространстве, самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.

В этом возрасте уже начинается работа над творческими проявлениями. У детей возникает потребность в самовыражении под музыку. Формируются умения исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях. Дети способны сами подбирать оригинальные движения, характеризующие пластический образ.

В возрасте 4-5 лет дети владеют выразительностью движений под музыку, могут координировать свои движения с основными средствами музыкальной выразительности, способны запоминать и самостоятельно исполнять различные музыкальные композиции. Это даёт возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения (например, «Менуэт» Л.Боккерини, «Вечерняя серенада» Ф.Шуберта).

На занятиях большое внимание уделяется овладению элементов плясовых движений: поскоки, «ковырялочка», боковой галоп, приставной шаг с приседанием, шаг с притопом и др. Используются упражнения на развитие гибкости, точности и ловкости движений.

Проводится работа по развитию нравственно – коммуникативных качеств личности. На занятиях дети учатся сопереживать своим сверстникам, радоваться успеху других. На занятиях у детей воспитывается чувство такта, умение вести себя во время занятий, находить своё место, не толкаясь, высказываться самому и слушать товарищей. Мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить её на место и т.д. В возрасте 6-7 лет у детей освоен большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений.

В работе уделяется внимание качеству исполнения и разнообразию видов двигательной активности. В этом возрасте у детей происходит обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными произведениями, включая классические и современные произведения крупной формы( например, «Аквариум» К.Сен-Санса, «Танец Анитры» Э.Грига, «Картинки с выставки» М.Мусоргского и др.).

На занятиях дети учатся передавать образно – игровые движения, жесты, раскрывающие понятный детям образ, динамику настроений или состояний (в природе, в настроениях человека, в вымышленных игровых ситуациях). Усложняются танцевальные движения: шаг польки, переменный шаг, шаг с каблучка и т.д.

На данном этапе у детей хорошо развито воображение, фантазия, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и умение дать объективную оценку другим детям. Игровой метод придаёт учебно – воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Своей задачей на протяжении всего периода обучения считаю максимальное развитие музыкальности: умения активно слушать музыку, быть предельно ритмичным и выражать свои музыкальные впечатления в осмысленных пластических движениях и действиях. Дети знакомятся с элементами музыкальной грамоты, изучают в движении средства музыкальной выразительности (темп, ритм, способы исполнения). Ритмичные упражнения развивают координацию движений, быстроту реакции, ориентировку в пространстве — исправляет природные недостатки (сутулость, развернутость стоп, постоянно уделяется внимание технике: прямая спина, ходьба с правильным положением корпуса, легкость в беге, гибкость корпуса — общие требования на всех занятиях.

В процессе организованной работы я добилась:

эмоциональной отзывчивости детй на музыку;

лёгкости, пластичности, выразительности движений;

умения выражать в танце, музыкальном движении динамику развития

музыкального образа.

Ритмопластика является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного напряжения, следовательно, одним из условий подготовки к учебной деятельности в школе.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССОЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

«Современные проблемы дошкольного музыкального

образования»

Республиканский научно-практический семинар

15 ноября 2013 года

Доклад

Ритмопластика, как одна из форм работы по музыкальному воспитанию дошкольников.

Составила :

Музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад№120»

Мартынова К.Г.

Саранск 2013

2
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!