"Звуки зимы"

«Звуки зимы»

Цели: На примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, поэтические и художественные образы.

Задачи.

Образовательные:

Развивать художественно-творческие способности, через разные виды деятельности.

Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки и передавать настроение, характер музыки в пении, в движении, танце. Закрепить знания детей различных средствах музыкальной выразительности и о музыкальных инструментах.

Закрепить и обобщить знания о зиме и ее признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства.

Расширять словарный запас детей, пополнить его новыми терминами, оборотами, эпитетами.

Развивающие:

. Формировать социально – коммуникативные навыки, через умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности проявляя эмоциональную отзывчивость.

Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки.

Способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной исполнительской деятельности: игра на музыкальных инструментах и игра жестами. Развивать воображение, фантазию, умение активно и самостоятельно воплощать свой творческий замысел в художественной деятельности (музыкально-пластической, танцевальной импровизации, рассказе, аппликации ).

Развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии, художественной прозе.

Воспитательные:

Воспитывать у детей эмоциональное отношение к живописи, поэзии, классической музыке, танцу, искусству слова.

Формировать интерес к окружающему миру, эмоционально-целостное отношение к нему; воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому.

Предварительная работа.

1)Упражнение «Здравствуй» — развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции.

2) Упражнение «В лес на лыжах мы пойдем» ритмическая разминка, дающая установку на нужный ритм движений и речи, способствует развитию общей моторики, зрительной ориентации, координации движений.

3) Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса «Вьюга»

4) Упражнение « Мы рисуем снеговика" — развитие мелкой моторики рук, памяти, внимания.

5)Разучивание песни «Что такое зима»

6) разучивание танцевальных движений «Снег-снежок»

7) ритмическое упражнение «Метель и дети»

8) творчество«Ледяные фигуры», речевая игра «Зимняя сказка» с музыкальными инструментами

9)Слушание «Вальс зимних хлопьев» П.И. Чайковского

— Чтение художественных произведений и разучивание стихов, пословиц о зиме.

— Слушание музыки, и проведение бесед о времени года зима;

— Наблюдение за зимними явлениями в природе; рассматривание морозных узоров на окнах.

— Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением зимней природы.

Показ видео презентации «Зима», «Снежинки», Зимние пейзажи художников

Планируемый результат.

Систематизация знаний детей о времени года зима, развитие психических процессов: память, мышление, речь, воображение. Развитие мелкой моторики рук, коммуникативных и рефлексивных умений и навыков, способности к самоанализу. Развитие творческих способностей через игру.

Материал и оборудование к занятию.

— Музыкальный зал оформлен в виде зимнего леса.

— Музыкальные инструменты.

— Музыкальный центр.

— Фортепиано.

— снеговики (аппликация)

-снежинки;

-Мольберт, восковые мелки, бумага.

-Бутылочки с пенопластом

Музыкальный репертуар.

-Песня «муз. Ю. Верижникова «Что такое зима?»

ИГРА – ПРИВЕТСТВИЕ: « ЗДРАВСТВУЙ ДРУЖОЧЕК!»

муз.С. Коротаевой

Чайковский «Вальс снежных хлопьев»

— А.Вивальди «Вьюга»)

— П.И. Чайковского «Зимние грезы»)

— Г.В. Свиридов «Вальс»

Танец «Ой снег-снежок»

Участники педагогического процесса:

Дети старшей группы

Муз. руководитель: Е.В. Митулинская

Воспитатель: В.В. Ухабина

Зима: А.А. Сосновская(законный представитель)-родитель

Ход деятельности:

Выход детей «Вальс» Свиридова (Метель)

М.Р.: — Здравствуйте ребята! Я рада снова видеть вас.

Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей с помощью игры:

ИГРА – ПРИВЕТСТВИЕ: « ЗДРАВСТВУЙ ДРУЖОЧЕК!»

С. Коротаева

1. Здравствуй, дружочек, здравствуй дружок!( машут одной и другой рукой)

Встанем с тобою мы вместе в кружок. (делаем круг)

Дружно по кругу с тобою пойдём,

Здороваться вместе начнём!

Здравствуйте, здравствуйте ручки: хлоп-хлоп!( вытягивают руки, хлопают)

Здравствуйте, здравствуйте ножки: топ-топ,( выставляют ноги, топают)

Здравствуйте, наши ладошки: хлоп-хлоп,( тарелочки)

Здравствуйте, наши коленки: шлёп-шлёп!( шлепки по коленям)

2. Здравствуй, дружочек, здравствуй дружок!( машут по очереди руками)

Быстро закрутится ровный кружок. ( Бежим на носочках)

Резвые ножки быстро бегут,

И остановятся тут.

Мы улыбнёмся друг другу с тобой. (качают головой)

Здравствуйте, люди! Смейтесь со мной! ( потягивают руки вперёд)

Солнцу привет! Небу привет!( поднимают руки вверх)

«Здравствуйте!» — слышим в ответ. ( вперёд здороваются)

М.Р.: Ребята, посмотрите вокруг, все сказочное, серебристое, елочки в снегу, где же мы находимся ?

Дети: в сказочном, зимнем лесу!

М.Р.Как – то неспокойно вокруг.

Ребята, неужели начинается вьюга?

Звучит запись зимней вьюги.

Дыхательное упражнение Вьюга с бутылочками»

М.р.: «Хотите устроить вьюгу? Я предлагаю вам взять эти волшебные бутылочки… Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, через соломинку не надувая щек..

Воспитатель:

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает,

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?

М.р.:А давайте изобразим вьюгу по другому (с помощью наших голос связок)

(м.р.показывает жестами движение и динамику звуков)

Упражнение

на развитие речевого дыхания и голоса «Вьюга».(Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков)

Старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабой Ягой.

Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

«А-А-А-А»

Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)

У-у-у-у-у

Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

О-о-о-о-о-о

Шумят ели: «Ш-ш-ш ш-ш-ш».

Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

М.Р: ). Ребята, а какими же звуками мы изображали вьюгу?

Дети: Высокими, средними низкими, тихими, громкими

М.Р:.Мы изображали вьюгу с помощью?

Дети: дыхательной гимнастики, голосовых связок.

М.р.: Заморозила нас вьюга.

Дети: Да

М.р.: Я предлагаю вам немножко согреться.

игра «А на улице мороз»

М.р.: Согрелись?(да)

А вы знаете, что можно по другому изобразить волшебные звуки зимы с помощью……… Сейчас узнаем?

Зимняя сказка. Автор О.Н.Арсеневская

(речевая игра с музыкальными инструментами)


(Речевая игра с музыкальными инструментами.)
Тихо бродит по дорожке
Зима в беленькой одежке. Металлофон
Где снежок поскрипит «бумага»
Где ледышкой зазвенит. колокольчики
Раздается громкий стук деревянные ложки
Это дятел-тук да тук треугольник
Дятел делает дупло- ксилофон
Белке будет там тепло
Ветерок вдруг налетел «свистульки»
По деревьям пошумел
Громко завывает, бубны
Тучки собирает.
Все звенит, стучит, поет
Зима снежная идет. Все.

М.р: Ребята, а в этой игре какими мы звуками попытались изобразить зимушку?

Дети: Звенящими, шумящими. свистящими, стучащими, шелестящими, шуршащими.

М.р.Взмахнет зимушка рукой- быстрее закружатся снежинки, если взмахнет своей волшебной палочкой -снежинки застынут ледяными фигурками.

Проводится игра «Ледяные фигуры»

(П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев»)


Игра проводится по показу и словесной инструкции.

Метель – дети врассыпную движутся по залу, плавно взмахивая руками.
Снежинка – дети собираются в кружок тройками — четверками, соединяют поднятые правые руки в центре, левую отводят вниз – в сторону.
Снеговик – дети изображают снеговиков, подняв над головой округлые руки.
Льдинка – дети собираются тройками – четверками, повернувшись спинами в круг, выставляют прямые руки с расставленными пальцами-льдинками.
Елочки – дети становятся парами, боком друг к другу, поднимают вверх сцепленные руки (верхушка елочки), другие руки отводят вниз – в сторону (платьице елочки).
Сосеночки – парами повернуться лицом друг к другу, поднять и развести в стороны руки, изображая крону сосны.

Большая снежинка, большая льдинка.
Мальчишки – все мальчики выставляют ногу на пятку, руки на поясе.
Девчоночки – все девочки делают руки полочкой, слегка наклоняются вперед.

М.Р. Вы узнали произведение, которое сейчас звучало?

Дети: «Вальс снежных хлопьев» Чайковского.

М.Р:Сколько снега намело, стало всё белым – бело.

Входит Зима.

ЗИМА: Здравствуйте, а вот я и сама,

С вьюгой, ветром, холодами

Зимушка – Зима.

Воспитатель:: Поэты любят зиму за её красоту и посвящают ей свои произведения.

Зима, наши дети знают стихи и сейчас тебе их прочтут.

СТИХИ:

« ЗИМНЕЕ УТРО »

А.С. Пушкин

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

ЗИМУШКА-ЗИМА
Татьяна Бокова

В ледяной карете мчится
Зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
И мороз возводит арки
Над тропой лесной.

ЗИМА: А я к вам пришла послушать и узнать что вы знаете обо мне? Здесь в моей волшебной корзиночке, есть интересные задания. Вы готовы их выполнять?

Дети: Да.

ЗИМА: Первая снежинка: Укрась слово

ИГРА: «Речевая игра «Укрась слово».

Задание: подобрать как можно больше определений к данному слову.

Зима (какая?) ...

Снежинка (какая?) ...

Мороз (какой?) ...

Снег (какой?) ...

Метель (какая?) ...

Снежки (какие?) ...

Снегурочка (какая?) ...

Сугробы (какие?) ...

ЗИМА: Хорошо, справились. Тогда вторая снежинка:Игра

ИГРА: «Метелица и дети»

М.р.: Ребята, а какие танцевальные движение мы использовали в игре?

Дети: Шажок, прыжок, пружинка.

М.р.: Молодцы.

ЗИМА: Справились и с этим заданием. Я бываю разной: суровой, холодной, морозной, а бываю и весёлой. Вы знаете песню обо мне?

Воспитатель: Конечно Зима, мы для тебя сейчас её споём.

ПЕСНЯ: «Что такое зима?»

ЗИМА: Следующая снежинка «Танцевальная»

Танец « Ой снег-снежок»

Воспитатель: Зимушка – Зима, мы любим веселиться, играть.

Мы с ребятами сделали сюрприз, и хотели бы их подарить, но прежде мы с ними поиграем.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

« МЫ РИСУЕМ СНЕГОВИКА»

В конце игры дети дарят подарки Зиме.

ЗИМА: Ребята, мне было с вами очень весело, но мне надо торопиться, у меня ещё много дел в лесу. До свидания, ребята! ( уходит)

М.Р.: Зима – волшебница! Мы с ней ещё встретимся на прогулке. Она также нас будет радовать своими звуками: скрипом снега под ногами, звоном сосулек, танцем снежных хлопьев и весёлыми зимними играми.

— После путешествия надо немного отдохнуть.

(Звучит тихая, спокойная музыка.)

РЕЛАКСАЦИЯ: « Очень мы в пути устали »

Мы шагали, мы шагали,

Очень мы в пути устали.

А сейчас вот отдохнём,

Глазки крепко мы сомкнём.

Ровно, ровно дышим,

Что вокруг – не слышим.

Наши ножки отдыхают,

Ручки – тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают,

Отдыхают, засыпают…

А теперь пора вставать,

Надо дальше нам шагать.

Потянулись, встали,

Славно отдыхали!

(Дети ложатся на ковёр в удобных позах.)

(В соответствии с текстом.)

(Встают.)

(Соответственно.)

М.Р.: Активизирующие вопросы:

— О каком времени года мы сегодня говорили?

— Какие игры помогли нам вспомнить о зиме?

— В кого мы сегодня превращались?

-

М.Р: До новых встреч! до новых встреч!

Друг другу говорим.

До новых встреч! до новых встреч!

За всё благодарим!

54
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!