"Звуки зимы"
«Звуки зимы»
Цели: На примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, поэтические и художественные образы.
Задачи.
Образовательные:
Развивать художественно-творческие способности, через разные виды деятельности.
Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки и передавать настроение, характер музыки в пении, в движении, танце. Закрепить знания детей различных средствах музыкальной выразительности и о музыкальных инструментах.
Закрепить и обобщить знания о зиме и ее признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства.
Расширять словарный запас детей, пополнить его новыми терминами, оборотами, эпитетами.
Развивающие:
. Формировать социально – коммуникативные навыки, через умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности проявляя эмоциональную отзывчивость.
Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки.
Способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной исполнительской деятельности: игра на музыкальных инструментах и игра жестами. Развивать воображение, фантазию, умение активно и самостоятельно воплощать свой творческий замысел в художественной деятельности (музыкально-пластической, танцевальной импровизации, рассказе, аппликации ).
Развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии, художественной прозе.
Воспитательные:
Воспитывать у детей эмоциональное отношение к живописи, поэзии, классической музыке, танцу, искусству слова.
Формировать интерес к окружающему миру, эмоционально-целостное отношение к нему; воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому.
Предварительная работа.
1)Упражнение «Здравствуй» — развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции.
2) Упражнение «В лес на лыжах мы пойдем» ритмическая разминка, дающая установку на нужный ритм движений и речи, способствует развитию общей моторики, зрительной ориентации, координации движений.
3) Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса «Вьюга»
4) Упражнение « Мы рисуем снеговика" — развитие мелкой моторики рук, памяти, внимания.
5)Разучивание песни «Что такое зима»
6) разучивание танцевальных движений «Снег-снежок»
7) ритмическое упражнение «Метель и дети»
8) творчество«Ледяные фигуры», речевая игра «Зимняя сказка» с музыкальными инструментами
9)Слушание «Вальс зимних хлопьев» П.И. Чайковского
— Чтение художественных произведений и разучивание стихов, пословиц о зиме.
— Слушание музыки, и проведение бесед о времени года зима;
— Наблюдение за зимними явлениями в природе; рассматривание морозных узоров на окнах.
— Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением зимней природы.
Показ видео презентации «Зима», «Снежинки», Зимние пейзажи художников
Планируемый результат.
Систематизация знаний детей о времени года зима, развитие психических процессов: память, мышление, речь, воображение. Развитие мелкой моторики рук, коммуникативных и рефлексивных умений и навыков, способности к самоанализу. Развитие творческих способностей через игру.
Материал и оборудование к занятию.
— Музыкальный зал оформлен в виде зимнего леса.
— Музыкальные инструменты.
— Музыкальный центр.
— Фортепиано.
— снеговики (аппликация)
-снежинки;
-Мольберт, восковые мелки, бумага.
-Бутылочки с пенопластом
Музыкальный репертуар.
-Песня «муз. Ю. Верижникова «Что такое зима?»
ИГРА – ПРИВЕТСТВИЕ: « ЗДРАВСТВУЙ ДРУЖОЧЕК!»
муз.С. Коротаевой
Чайковский «Вальс снежных хлопьев»
— А.Вивальди «Вьюга»)
— П.И. Чайковского «Зимние грезы»)
— Г.В. Свиридов «Вальс»
Танец «Ой снег-снежок»
Участники педагогического процесса:
Дети старшей группы
Муз. руководитель: Е.В. Митулинская
Воспитатель: В.В. Ухабина
Зима: А.А. Сосновская(законный представитель)-родитель
Ход деятельности:
Выход детей «Вальс» Свиридова (Метель)
М.Р.: — Здравствуйте ребята! Я рада снова видеть вас.
Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей с помощью игры:
ИГРА – ПРИВЕТСТВИЕ: « ЗДРАВСТВУЙ ДРУЖОЧЕК!»
С. Коротаева
1. Здравствуй, дружочек, здравствуй дружок!( машут одной и другой рукой)
Встанем с тобою мы вместе в кружок. (делаем круг)
Дружно по кругу с тобою пойдём,
Здороваться вместе начнём!
Здравствуйте, здравствуйте ручки: хлоп-хлоп!( вытягивают руки, хлопают)
Здравствуйте, здравствуйте ножки: топ-топ,( выставляют ноги, топают)
Здравствуйте, наши ладошки: хлоп-хлоп,( тарелочки)
Здравствуйте, наши коленки: шлёп-шлёп!( шлепки по коленям)
2. Здравствуй, дружочек, здравствуй дружок!( машут по очереди руками)
Быстро закрутится ровный кружок. ( Бежим на носочках)
Резвые ножки быстро бегут,
И остановятся тут.
Мы улыбнёмся друг другу с тобой. (качают головой)
Здравствуйте, люди! Смейтесь со мной! ( потягивают руки вперёд)
Солнцу привет! Небу привет!( поднимают руки вверх)
«Здравствуйте!» — слышим в ответ. ( вперёд здороваются)
М.Р.: Ребята, посмотрите вокруг, все сказочное, серебристое, елочки в снегу, где же мы находимся ?
Дети: в сказочном, зимнем лесу!
М.Р.Как – то неспокойно вокруг.
Ребята, неужели начинается вьюга?
Звучит запись зимней вьюги.
Дыхательное упражнение Вьюга с бутылочками»
М.р.: «Хотите устроить вьюгу? Я предлагаю вам взять эти волшебные бутылочки… Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, через соломинку не надувая щек..
Воспитатель:
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
М.р.:А давайте изобразим вьюгу по другому (с помощью наших голос связок)
(м.р.показывает жестами движение и динамику звуков)
Упражнение
на развитие речевого дыхания и голоса «Вьюга».(Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков)
Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабой Ягой.
Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)
Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)
«А-А-А-А»
Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)
У-у-у-у-у
Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)
О-о-о-о-о-о
Шумят ели: «Ш-ш-ш ш-ш-ш».
Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».
М.Р: ). Ребята, а какими же звуками мы изображали вьюгу?
Дети: Высокими, средними низкими, тихими, громкими
М.Р:.Мы изображали вьюгу с помощью?
Дети: дыхательной гимнастики, голосовых связок.
М.р.: Заморозила нас вьюга.
Дети: Да
М.р.: Я предлагаю вам немножко согреться.
игра «А на улице мороз»
М.р.: Согрелись?(да)
А вы знаете, что можно по другому изобразить волшебные звуки зимы с помощью……… Сейчас узнаем?
Зимняя сказка. Автор О.Н.Арсеневская
(речевая игра с музыкальными инструментами)
(Речевая игра с музыкальными инструментами.)
Тихо бродит по дорожке
Зима в беленькой одежке. Металлофон
Где снежок поскрипит «бумага»
Где ледышкой зазвенит. колокольчики
Раздается громкий стук деревянные ложки
Это дятел-тук да тук треугольник
Дятел делает дупло- ксилофон
Белке будет там тепло
Ветерок вдруг налетел «свистульки»
По деревьям пошумел
Громко завывает, бубны
Тучки собирает.
Все звенит, стучит, поет
Зима снежная идет. Все.
М.р: Ребята, а в этой игре какими мы звуками попытались изобразить зимушку?
Дети: Звенящими, шумящими. свистящими, стучащими, шелестящими, шуршащими.
М.р.Взмахнет зимушка рукой- быстрее закружатся снежинки, если взмахнет своей волшебной палочкой -снежинки застынут ледяными фигурками.
Проводится игра «Ледяные фигуры»
(П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев»)
Игра проводится по показу и словесной инструкции.
Метель – дети врассыпную движутся по залу, плавно взмахивая руками.
Снежинка – дети собираются в кружок тройками — четверками, соединяют поднятые правые руки в центре, левую отводят вниз – в сторону.
Снеговик – дети изображают снеговиков, подняв над головой округлые руки.
Льдинка – дети собираются тройками – четверками, повернувшись спинами в круг, выставляют прямые руки с расставленными пальцами-льдинками.
Елочки – дети становятся парами, боком друг к другу, поднимают вверх сцепленные руки (верхушка елочки), другие руки отводят вниз – в сторону (платьице елочки).
Сосеночки – парами повернуться лицом друг к другу, поднять и развести в стороны руки, изображая крону сосны.
Большая снежинка, большая льдинка.
Мальчишки – все мальчики выставляют ногу на пятку, руки на поясе.
Девчоночки – все девочки делают руки полочкой, слегка наклоняются вперед.
М.Р. Вы узнали произведение, которое сейчас звучало?
Дети: «Вальс снежных хлопьев» Чайковского.
М.Р:Сколько снега намело, стало всё белым – бело.
Входит Зима.
ЗИМА: Здравствуйте, а вот я и сама,
С вьюгой, ветром, холодами
Зимушка – Зима.
Воспитатель:: Поэты любят зиму за её красоту и посвящают ей свои произведения.
Зима, наши дети знают стихи и сейчас тебе их прочтут.
СТИХИ:
« ЗИМНЕЕ УТРО »
А.С. Пушкин
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
ЗИМУШКА-ЗИМА
Татьяна Бокова
В ледяной карете мчится
Зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
И мороз возводит арки
Над тропой лесной.
ЗИМА: А я к вам пришла послушать и узнать что вы знаете обо мне? Здесь в моей волшебной корзиночке, есть интересные задания. Вы готовы их выполнять?
Дети: Да.
ЗИМА: Первая снежинка: Укрась слово
ИГРА: «Речевая игра «Укрась слово».
Задание: подобрать как можно больше определений к данному слову.
Зима (какая?) ...
Снежинка (какая?) ...
Мороз (какой?) ...
Снег (какой?) ...
Метель (какая?) ...
Снежки (какие?) ...
Снегурочка (какая?) ...
Сугробы (какие?) ...
ЗИМА: Хорошо, справились. Тогда вторая снежинка:Игра
ИГРА: «Метелица и дети»
М.р.: Ребята, а какие танцевальные движение мы использовали в игре?
Дети: Шажок, прыжок, пружинка.
М.р.: Молодцы.
ЗИМА: Справились и с этим заданием. Я бываю разной: суровой, холодной, морозной, а бываю и весёлой. Вы знаете песню обо мне?
Воспитатель: Конечно Зима, мы для тебя сейчас её споём.
ПЕСНЯ: «Что такое зима?»
ЗИМА: Следующая снежинка «Танцевальная»
Танец « Ой снег-снежок»
Воспитатель: Зимушка – Зима, мы любим веселиться, играть.
Мы с ребятами сделали сюрприз, и хотели бы их подарить, но прежде мы с ними поиграем.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
« МЫ РИСУЕМ СНЕГОВИКА»
В конце игры дети дарят подарки Зиме.
ЗИМА: Ребята, мне было с вами очень весело, но мне надо торопиться, у меня ещё много дел в лесу. До свидания, ребята! ( уходит)
М.Р.: Зима – волшебница! Мы с ней ещё встретимся на прогулке. Она также нас будет радовать своими звуками: скрипом снега под ногами, звоном сосулек, танцем снежных хлопьев и весёлыми зимними играми.
— После путешествия надо немного отдохнуть.
(Звучит тихая, спокойная музыка.)
РЕЛАКСАЦИЯ: « Очень мы в пути устали »
Мы шагали, мы шагали,
Очень мы в пути устали.
А сейчас вот отдохнём,
Глазки крепко мы сомкнём.
Ровно, ровно дышим,
Что вокруг – не слышим.
Наши ножки отдыхают,
Ручки – тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают,
Отдыхают, засыпают…
А теперь пора вставать,
Надо дальше нам шагать.
Потянулись, встали,
Славно отдыхали!
(Дети ложатся на ковёр в удобных позах.)
(В соответствии с текстом.)
(Встают.)
(Соответственно.)
М.Р.: Активизирующие вопросы:
— О каком времени года мы сегодня говорили?
— Какие игры помогли нам вспомнить о зиме?
— В кого мы сегодня превращались?
-
М.Р: До новых встреч! до новых встреч!
Друг другу говорим.
До новых встреч! до новых встреч!
За всё благодарим!