Конспект ОД по речевому развитию дошкольников 5-6 лет на тему: «Зима».

Тип статьи:
Авторская

Конспект ОД по речевому развитию дошкольников 5-6 лет на тему: «Зима».

Цель: обобщение знаний о зиме, животных, птицах.

Задачи:

Образовательные задачи:

— Расширение и углубление представлений о зиме диких животных, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные зимой».

— Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже).

— Совершенствование синтаксического строя речи.

— Обобщение и уточнение знаний детей о зиме, диких животных, птицах и деревьях.

— Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков.

— Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима»)

-Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; подбор и использование в речи родственных слов).

Развивающие задачи.

— Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

— Развитие речевого слуха.

— Развитие диалогической речи.

— Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

— Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу.

— Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитательные задачи.

— Продолжать формировать умение слушать других детей, взрослого, в случаях затруднения оказывать помощь;

— Формировать умение работать вместе, командой.

— Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Вид: коррекционно-развивающее, групповое.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст, старшая логопедическая группа (12 человек).

Продолжительность: 25 минут.

Материалы и оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация, «волшебный снежок», конверт с письмом от Снеговика, музыкальное сопровождение.

Действующий герой: Снеговик.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций по темам «Зима», «Дикие животные», «Птицы» и беседа по ним.

Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей этот домик?», «Кто чем питается?», «Кто потерялся?», «Отгадай, кто это?».

Ход образовательной деятельности.

Слайд 1.

  • 1.Организационный момент.

Воспитатель:

— Здравствуйте, дети! Я очень рада нашей сегодняшней встрече! Пусть она принесет вам радость и хорошее настроение! А для этого давайте встанем в круг и друг другу улыбнемся.

Собрались все дети в круг (дети берутся за руки и встают в круг)

Я твой друг и ты мой другКрепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)

Лучики его возьмите, (сжимают, разжимают кисти рук)

И к груди своей прижмите. (прижимают руки к груди)

Друг другу подарите, (протягивают руки вперед)

«Здравствуйте!»- гостям скажите.

Дети садятся на стулья полукругом звучим музыка метели, раздается стук в дверь, в группу входит под музыку грустный снеговик в одной руке держит письмо, а в другой снежок.

Снеговик:

— Здравствуйте, я на помощь торопился, только где я очутился? Волшебный снежок меня сюда привел. Куда это я попал?

Воспитатель:

— Здравствуй, Снеговик! Ты попал в детский сад № 65 в гости к детям.

— Но почему ты такой грустный, Снеговик?

Снеговик: Случилась беда, а вот какая вы узнаете, прочитав письмо.

Снеговик передает письмо воспитателю. Воспитатель читает письмо.

Письмо:Здравствуйте ребята! Я лесная Фея. Я живу в сказочном лесу, где очень красиво и весело. Но однажды к нам в лес прилетела злая колдунья Снежная Королеваи заколдовала лес. Теперь в лесу все запутанно и очень грустно. А расколдовать лес может сила ума и добра. А раз мой снежок к вам привел моего помощника снеговика, значит вы самые умные и добрые детки. И я очень прошу вас помочь. Поможете? (ответы детей)

— Но, нас ждет непростое путешествие. Чтобы разрушить чары Снежной королевы нам надо будет пройти ряд испытаний.Готовы? Справимся?(дети отвечают). Прежде чем отправиться в путь, нам нужно набраться сил.

2. Дыхательная гимнастика с элементами аутотренинга

Воспитатель: Какая чудесная погода! Давайте вдохнем свежий воздух и наберемся сил. Медленно и глубоко сделайте носом вдох (вдохнем силу, энергию, бодрость и хорошее настроение), а потом медленно выдохните через рот (выдохнем неуверенность и страх) (выполнить 5 раз).

Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас?(Ответы детей).

Воспитатель: Давайте скажем, какая зима?

Дети: Холодная, морозная, снежная, белая, веселая, волшебная, чудесная, великолепная, белоснежная и т.д.

Воспитатель: Тогда в путь!

Волшебный снежок в сказку веди,

Не дай нам, снежок, ослабнуть в пути.

Ты смелость и свет нам скорей подари

В зимнюю сказку путь покажи!

Если с волшебным снежком покружиться

Можно в зимнем лесу очутиться.

(дети закрывают глаза, звучит волшебная музыка)

Слайд 2.

Воспитатель: Откройте глаза, вот мы и оказались в зимнем лесу.

Ребята, посмотрите, что Снежная Королева сделала с лесом?

Дети: заколдовала, запорошила, заморозила.

Воспитатель: Скажите, каким стал лес?

Дети: сказочным, заколдованным, заснеженным.

Воспитатель: Что-то сильный ветер подул. Это, наверное, проказы Снежной Королевы. Хочет она нас с вами заморозить.

Психогимнастика.«Холодно в лесу». (звучат звуки метели и ветра)

Воспитатель: Ой, как холодно покажите, что вы замерзли, съёжились. Потрите нос, потрите щеки. Погрейте руки (упражнение «Погреем ручки»).

Воспитатель: Чтобы разрушить колдовство Снежной Королевы нам нужно отгадать загадку. Готовы разрушить злые чары королевы? (ответы детей)

Слайд 3.

3. Показ презентации.

Воспитатель:(Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —

Серебристые. (Снежинки.)

На дорожки, на лужок

Все снижается (Снежок)

Вот веселье у ребят

Все сильнее (Снегопад)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка —… (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой. (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег).

Слайд 4.

Воспитатель: Ветер стих. А вот и сама Фея. Это она попросила нас о помощи.

Слайд 5.

4. Игра «Помоги деревьям».

Воспитатель: Посмотрите, дети! Что случилось с деревьями в лесу?

Воспитатель обращает внимание детей на экран

Воспитатель: И здесь напроказничала Снежная Королева. Все деревья перемешала. Устроила настоящую путаницу. Готовы ее распутать? (ответы детей)

Дети рассматривают картину с перепутанными деревьями, ищут ошибки и исправляют их.

— У елки –иголки короткие

— У рябины – ягоды

— у березы – белый ствол

— у дуба – толстый, широкий ствол

— у сосны – иголки длинные.

Воспитатель: Молодцы, дети! И эту путаницу легко распутать смогли.

— Предлагая вам немного отдохнуть и поиграть.

Слайд 6.

5. Физкультминутка «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в снежный ком,
И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка –
Увы! – и нет снеговика.

Слайд 7.

Слайд 8.

6. Игра «Найди семью»

Воспитатель обращает внимание детей на экран.

Воспитатель: Посмотрите, дети, и здесь напроказничала Снежная Королева. Животные потерялись, давайте поможем им и вернем их в свои семьи. Согласны?

Сначала дети называют папу, маму и детеныша.

папа — медведь, мама — мед ведица, детеныш(и) — медвежонок (медвежата);

папа — волк...,

папа — заяц ...,

папа – лис ...,

папа – еж…...

Затем дети возвращают детенышей в свои семьи

Бельчонка в беличью семью.

Лисенка в лисью,

Медвежонка в медвежью и т.д.

Слайд 9.

Воспитатель: Дети, посмотрите, когда дул сильный ветер, как много шишек нападало. Я предлагаю их собрать и показать Снеговику как можно с ними поиграть.

7. Пальчиковая гимнастика. Игра-массаж с сосновыми шишками.

Мишка по лесу ходил,(Пальчики шагают по столу)
Много шишек находил,(Удары кулачки-ладошки поочерёдно)
Много шишек находил,(Удары кулачки-ладошки поочерёдно)
В детский сад нам приносил.(Удары кулачки-ладошки поочерёдно)
(детям шишки подарил!)
Раз, два, три, четыре, пять!(Загибают пальчики на обеих руках)
Будем с шишкой мы играть!(Разгибают пальчики на обеих руках)
Будем с шишкой мы играть,Прокатывание шишки между ладонями)
Между ручками катать!
В ручку правую возьмём(Сильно сжимаем шишку в правой руке)
И сильней её сожмём!
Руку быстро разжимаем,
На столе её катаем.(Прокатываем шишку по столу правой рукой
В ручку левую возьмём(Сильно сжимаем шишку в левой руке)
И сильней её сожмём!
Руку быстро разжимаем,
На столе её катаем.(Прокатываем шишку по столу левой рукой
Мы закончили катать,(Убираем шишку на край стола)
Будем пальчики считать
Раз, два, три, четыре, пять!

Воспитатель: Дети, Снежная Королева не только животных перепутала, но и птицам навредила. Предлагаю вам помочь птицам. Собрать из частей целое.

Дети за столом собирают разрезные картинки «Зимующие птицы», звучит фоновая музыка.

Снеговик: Какие вы молодцы! Сегодня вы стали настоящими добрыми волшебниками! Навсегда развеяли злые чары Снежной Королевы.И теперь в этом лесу всегда будет жить смех, радость, веселые забавы и хорошее настроение! В знак благодарности от меня и моих друзей я вам хочу подарить подарки. Хотите подарки? Ну тогда на вопросы отвечайте и подарки получайте.

Слайд 10-21.

8. Игра «Чей, чья, чье?»

— Хвост чей? — беличий

— Лапа чья? – медвежья и т.д.

(за каждый ответ снеговик дарит угощение)

Слайд 22.

Снеговик и Фея благодарят детей за отличную работу и желает крепкого

здоровья, веселой зимы, отличного настроения! Прощается с ребятами.

Воспитатель: Ну, а нам пора возвращаться в группу.

Волшебный снежок домой нас веди,

Не дай нам, снежок, ослабнуть в пути.

Ты смелость и свет нам скорей подари

И в детский сад скорей приведи!

Дети идут по «волшебной тропе» по следам и попадают в Детский сад.

Слайд 23.

9. Итог НОД.

Воспитатель: Скажите ребята, вам понравилось наше путешествие?

— Где мы сегодня с вами побывали?

— Что нам помогло справиться с испытаниями?

— Какое испытание было очень трудным для вас?

— Какое у вас настроение?

Список используемой литературы.

1. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова. Изд. 6-е. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 349 с.

2. Карпов А. В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. СПб.: Речь, 2008. 160 с.

3. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 384 с.

4.https://znanio.ru/media/korrektsionno-razvivayuschee-zanyatie-dlya-starshih-doshkolnikov-s-narusheniyami-rechi-prokazy-snezhnoj-korolevy-2508427

5. Нищетова Н.В. Система коррекционной работы. Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

6. Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя. Издательство ТЦ Сфера, 2014.-112с.

19
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!