Доклад для секционного заседания педагогов дошкольного образования

К. Д. Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, — и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения.

Таков этот народный великий педагог — родное слово!»

В младших группах дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. Здесь требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов.

Младший дошкольный возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразование этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка.

  • üречь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;
  • üзначительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;
  • üпостоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи;
  • üсущественное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • üглобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

Методы, направленные на развитие речевой активности дошкольников

Приемы развития речи

СЛОВЕСТНЫЕ: речевой образец, повторное проговаривание,

объяснение, указание, оценка детской речи,

вопрос

ИГРОВЫЕ: игровой персонаж,

сюрпризный момент,

разные виды игр

НАГЛЯДНЫЕ: показ иллюстраций,

показ положения органов артикуляции

при обучении правильномупроизношению

ПРЯМЫЕ (объяснение, речевой образец, указание) КОСВЕННЫЕ (напоминание, реплика, подсказ)

В педагогической практике все приемы используются комплексно в зависимости от задач, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста осуществляется на занятиях, в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей.

Важным условием для развития речи детей является создание речевой среды в группах.

К естественной речевой среде относят речь педагога и окружающих ребенка людей, свободное речевое общение детей со сверстниками и взрослыми.

Искусственная речевая среда – специально организованная среда с помощью методических средств. Центр речевой деятельности является одним из важных компонентов речевой среды. Он может включать в себя следующие составные:

— книжный уголок;

— дидактический, наглядный материал;

— разные виды театров.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи нам дает большой эффект использование малых форм фольклора, а именно, использование народных игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость.

Например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на торжок”, “Чики – чики — чикалочки”

Для развития артикуляционного аппарата ребенка используем специально подобранные упражнения. Их используем как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время.

Звукоподражание — эффективный метод активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т.д.

Приобщение детей к художественной литературе, знакомство со стихами известных детских поэтов начинаем с малых лет.

А. Барто “Игрушки”, З. Александрова “Раз, два, три, четыре, пять!”, В. Берестов “Большая кукла”; Е. Чарушин “Курочка”; Л. Толстой “У Розки были щенки”; Л. Павлова “У кого какая мама?” Происходит знакомство со сказкой: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”.

Так же в работе с детьми используем упражнения на развитие речевого дыхания: «Сдуй снежинку», «Бабочка, лети», «Забей гол», «Задуй свечу» и другие, которые способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.

Самыми эффективными являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой. Этот метод предусматривает: вопросы, указания, объяснения, пояснения, показ.

Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

В младшем дошкольном возрасте подвижные игры сопровождаются стихами, например, игра «Пузырь». Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых.

Немаловажную роль в развитии речи играют музыкальные игры.

Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать.

Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Поэтому в своей работе мы используем игры, массажы и упражнения с движениями кистей и пальцев рук («Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза» и другие), которые стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. А также широко используем конструкторы ЛЕГО крупного размера.

На занятиях по изодеятельности детей мы знакомим с новыми словами, учим понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи.

Таким образом, активизация речи детей младшего дошкольного возраста нами осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощрять двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривать с ним в процессе игры.

69
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!