Конспекты занятий по сенсорному развитию

Конспекты занятий

1.«В гости к Царю – Разноцвету»

Цель: обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета; классификация по цвету, группировке оттенков.

Демонстрационный материал: листы бумаги шести цветов, игрушки и предметы шести цветов и их оттенков, игрушка – Царь – Разноцвет.

«В гости к Царю – Разноцвету»

Воспитатель рассказывает сказку о том, как в царстве Царя – Разноцвета все игрушки жили в своих «домиках» (все синие игрушки – в синем домике, все зеленые игрушки – в зеленом и т.д.).

Но однажды когда Царя – Разноцвета не было дома все игрушки вышли из своих комнат, они играли и веселились. А когда Царь – Разноцвет вернулся, то не смог их развести по своим комнатам и просит вас ему помочь.

Воспитатель. Поможем Царю – Разноцвету.

Дети. Да!

Дети берут игрушки, и определяют в каких «домиках» живут игрушки, разводят их по «комнатам».

Царь – Разноцвет благодарит детей за помощь и дарит каждому набор игрушек шести цветов и лист бумаги, разделенный на шесть цветов спектра. Предлагает самостоятельно выполнить задание, раскладывая маленькие игрушки разных оттенков по своим маленьким разноцветным комнатам.

В конце занятия подвижная игра «Найди свой домик».

Правила игры. Детям раздаются «бабочки» шести цветов спектра, а на полу (поляне) разложены цветы шести цветов спектра. По сигналу воспитателя «бабочки» летают, машут крыльями.

Воспитатель говорит: – «Бабочки прилетели на полянку, и нашли цветок такого цвета, как она сама».

Игра повторяется 2 – 3 раза.

2.«В царстве царя Разноцвета»

Цель: Развитие умения группировать предметы по цвету, получать светлотные оттенки.

Материал: Листы бумаги шести цветов; предметы шести цветов и их оттенков; игрушка – царь-Разноцвет; вода; краска шести цветов; кисточки; стаканчики.

Ход занятия

В некотором царстве жил-был царь. Вот он!

— Здравствуйте, Ваше Величество! Как Вас зовут?

— Я — Разноцвет!

И правда, дети, Разноцвет! Его царская одежда – мантия – окрашена в самые разные цвета. Это царь-Разноцвет.

— Ваше Величество, расскажите нам про Ваше царство, как живёт ваш народ?

— В моём царстве живут игрушки. Все игрушки живут в своих домиках: все синие игрушки – в синей комнате, все зелёные игрушки – в зелёной комнате, а красные (оранжевые, жёлтые, фиолетовые) игрушки?.. А хотите сами посмотреть?

Вот эти игрушки идут из детского сада домой и каждая должна попасть в свою комнату. Вот эта игрушка жёлтая, её комната – жёлтая и т.д.

А хотите сами распределить игрушки по комнатам? (дети распределяют игрушки по комнатам)

В царстве царя-Разноцвета все любят играть в игры, давайте поиграем в игру «Матрешки»?

Мы, матрешки, (Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Вот такие крошки.

Посмотрите, вот у нас

Красные сапожки. (Руки на поясе, движение ногами «ковырялочка»)

Мы, матрешки,

Вот такие крошки. (Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас

Розовые щечки. (Растирание щек руками)

Мы, матрешки,

Вот такие крошки. (Руки на поясе, приседания с поворотами влево и право)

Посмотрите, вот у нас

Яркие платочки. (Повороты головы вправо-влево, «взявшись за кончики платочков»)

Царю-Разноцвету очень нравится с вами играть, а теперь он предлагает вам сделать цветную воду разных цветов и оттенков. Посмотрите: на столе стоят баночки с водой и разноцветные краски. Скажите, а вода какого цвета? (прозрачная) Давайте подойдем к столам и окрасим воду в разные цвета. У вас по три стаканчика, нужно окрасить воду так, чтобы получилось три оттенка цвета: темный, светлее и самый светлый. А чтобы получить разные оттенки нужно брать разное количество краски: много, поменьше и совсем чуть-чуть. (окрашивание воды) Посмотрите какая у нас красивая вода стала, разноцветная и по светлоте разная, а была ведь прозрачная без цвета. Значит воду можно покрасить в любой цвет. Вам понравилось играть с Разноцветом? А что вы сегодня делали? (распределяли игрушки по комнатам, окрашивали воду в три оттенка) Ну а теперь пора прощаться с царем, ему пора возвращаться в свое царство, но он к вам еще придет. До свидания Разноцвет!

3.«Путешествие в страну цвета»

Цели:

Развитие мелкой моторики пальцев и координации движения;

Упражнять детей в соотнесении предметов по цвету;

Закрепить названия основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный)

Материалы: мяч; разноцветные билеты; цветные обручи, картонные полоски с изображением домиков разныхцветов; наборы прищепок основных цветов (по количеству детей); кукла (фея); картонные круги (жёлтого, красного и зелёного цветов); цветные макароны; шнурок (по количеству детей); «ковёр-самолёт».

Ход занятия.

1. Организационный этап.

Воспитатель. Ребята, сегодня нам предстоит совершить необычное путешествие, путешествие в страну цвета! Какие цвета вы знаете? Назовите свой любимый цвет? (Дети передают по очереди мяч и называют цвета.)

2. Практический этап.

1. Игра «Цветной паровозик»

Воспитатель. Сегодня мы отправимся в страну цвета на цветном паровозике. (Воспитатель выкладывает на полу паровозик из цветных обручей.) У меня есть билеты. (Воспитатель даёт каждому ребёнку билетик.) Назовите их цвета. (Дети должны вспомнить цвета и назвать их; если дети затрудняются, задание выполняется с помощью воспитателя.) Молодцы! А сейчас займите места, встаньте в обруч соответственно вашему билету.

Вот поезд едет, колёса стучат,

А в поезде этом ребята сидят.

Ту-ту-ту-ту-ту-ту-гудит паровоз,

Далеко, далеко ребят он повёз.

Приехали! Поезд остановился. Дети выходите. Присаживайтесь за столы.

2. Упражнение «Гномики»

Дети сидят за столами. У каждого из них набор прищепок и картонные полоски с изображением домиков разных цветов. (Воспитатель берёт куклу-фею, знакомит с ней детей и говорит от лица феи.)

Воспитатель. Ребята посмотрите, кто нас встречает в стране цвета это фея.

Фея. Ребята приглашаю вас в сказочный город.

Жили весёлые гномики.

Каждый в своём домике.

Пошли гулять гномики

И перепутали домики.

Вы им скорей помогите,

В домики их проводите.

Дети прикрепляют прищепку к краю картонной полоски, соотнося их по цвету с домиками.

. Гимнастика для пальчиков «Котёнок»

Фея. Ребята. Все гномики нашли свои домики, а эта прищепочка осталась одна (прищепка белого цвета). Это же котёнок, он захотел поиграть с нашими пальчиками.

Выполняется упражнение с речевым сопровождением. Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котёнок – глупыш,

Он думает это не палец, а мышь. (смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

4. Динамическая пауза. Подвижная игра «Светофор»

Фея. Ребята, хорошо вы знаете цвета, наверное, сможете поиграть в мою любимую игру «Светофор».

Встаньте в круг и послушайте! Когда я подниму кружок зелёного цвета, вы можете ходить, когда я подниму кружок жёлтого цвета, вы можете прыгать, а когда я подниму кружок красного цвета, вы должны остановиться. (Игра повторяется несколько раз.)

5. Упражнение «Собери бусы»

Фея. Ребята, на память о вашем путешествии в страну цвета я хотела подарить вам бусы, но я так спешила, что они рассыпались, помогите, пожалуйста их собрать.

3. Рефлексивный этап. (Возвращение в детский сад.)

Цель:

Этюд «Ковёр-самолёт» [3, с. 54]

Воспитатель. Спасибо фея за твои подарки, а нам с ребятами пора возвращаться в детский сад.

Но как нам вернуться? Ребята фея приготовила для нас ещё один подарок — это ковёр-самолёт, на нём и полетим в детский сад. Присядем на ковёр, закроем глазки и скажем волшебные слова:

Раз, два, три

Ковёр-самолёт – лети!

Откройте глазки! Вот мы и в детском саду!

4.«Весёлое путешествие»

Цель: закреплять умение называть цвета ( красный, синий, зеленый), соотносить по цвету; закрепить умение различать и называть круг и квадрат; закрепить понятия много, один, ни одного, понимать вопрос «сколько?»

Организационный момент.

Воспитатель берет колокольчик и звонит им, дети сразу обращают внимание и подходят, встают в круг.

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся

друг другу улыбнемся.

К нам сегодня пришли гости, давайте и им подарим наши улыбки!

От улыбок стало светлее и радостнее вокруг.(слайд приглашение).

Дети, нам из волшебного леса пришло письмо. Как вы думаете, от кого оно? (ответы детей). От белочки. Она приглашает нас в гости и прислал нам вот такие приглашения. (раздаю детям приглашения)

Какого цвета у тебя приглашение?(синее) Какой фигуры? (квадрат).

Игра «Найди пару»

А теперь внимательно посмотрите друг на друга и найдите приглашение такого же цвета, как и у вас. Молодцы!

Ну, что, отправляемся в веселое путешествие? (слайд журчащий ручей).

Послушайте, как журчит ручей. Ручей журчит тихо.

Нужно через нее перебраться, не намочив ноги. Как это сделать? Перебираться мы будем вот по таким камешкам-фигурам. Что это за фигура? Правильно, квадрат. Сколько у меня на тарелочке? (много). Возьмите себе по одной. Все взяли? Сколько у вас камешков-квадратов? (по одной). А сколько осталось на тарелочке? (ни одной).Какого цвета? (спрашиваю каждого ребенка). Молодцы, правильно назвали все цвета.

Мы будем строить дорожку. Я кладу квадрат синего цвета. Какого цвета квадрат я положила? (ответы детей: синего). А рядом кладу квадрат какого цвета? (ответы детей: синего). И еще один квадрат кладу какого цвета? (синего). Какого цвета получилась дорожка? (синего) Из каких фигур? (из квадратов).

А какого цвета еще остались камушки-фигуры?

Теперь беру квадрат красного цвета. Кладу его. Где еще квадраты красного цвета? Помогайте мне, пожалуйста. (делаем дорожку по типу предыдущей). Какого цвета мы сделали дорожку? (красного). Из каких фигур? (из квадратов)

А теперь будем делать зеленую дорожку. (предполагается деятельность детей при помощи воспитателя). Берем зеленый квадрат, рядом кладем еще один, рядом еще одни. Какого цвета мы построили дорожку? (зеленого).из каких фигур? (из квадратов).

Теперь мы можем переправляться через речку.

Вот мы и перебрались через речку.

Ну, что же идем дальше.

Мы к лесной полянке вышли

Поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через веточки, пенечки.

Посмотрите на экран, что там появилось? Весенний лес. И кто-то там спрятался. Хотите узнать, но для этого нужно отгадать загадку. (слайд весеннего леса, белочки на пеньке).

«Хожу в пушистой шубке,

живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

орешки я грызу».

— Конечно же, это белка. (Появляется белка) .

Где сидит белка?

Дети: на пеньке.

Воспитатель: а белочка не одна нас встречает, а с друзьями. (слайд лисы). Посмотрите, куда спряталась лиса?

Дети: за дерево.

Воспитатель: а зайка где сидит? (слайд зайца).

Дети: под елкой.

Воспитатель: молодцы. А птичка куда села? (слайд птички).

Дети: на дерево.

Воспитатель: вот молодцы, всех нашли.

А теперь предлагаю поиграть с шишками.

1, 2, 3, 4, 5!

Будем с шишкой мы играть! (загибают и разгибают пальчики на обеих руках).

Будем с шишкой мы играть,

Между ручками катать! (прокатывание шишки между ладонями).

В ручку правую возьмем

И сильней ее сожмем! (сильно сжимаем в правой руке).

В ручку левую возьмем

И легонечко сожмем! (легонько сжимаем в левой руке).

Полезно для здоровья,

Ведь собраны с любовью! (катаем на тыльной стороне рук).

Они для наших деток

В корзиночке лежат. (кладут в корзинку).

1,2,3,4,5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнем

И немного отдохнем!

Ребята, давайте подарим белочке шишки. (слайд белочки)

Белка: Спасибо, ребята, за шишки! За доброту вашу я вам помогу добраться обратно в детский сад. У меня есть поезд, но его нужно починить и тогда он доставит вас в детский сад. (слайд поезда без колес и окон).

Дидактическая игра «Почини поезд».

Ну, что, ребятки попробуем починить поезд? Чего здесь не хватает? (Колёс) .

— Из чего можно сделать колёса? (Из кругов) .

(На столе разложены круги и квадраты).

Какого цвета круги? Что с ними можно делать? (Катать.)

-А чего ещё не хватает? ( Если ребята затрудняются ответить, спросить: а интересно ли будет ехать в вагоне, из которого ничего не видно).

— Что нужно сделать, чтобы мы могли видеть места, по которым нас повезёт поезд?( окна) .

— Из чего мы можем сделать окна? (Из квадратов) .

Затем по заданию воспитателя ребята находят квадраты, называют фигуры и пробуют покатать их по столу. Воспитатель напоминает, что квадрату мешают углы, и просит детей показать их.

Ну, что же, давайте отремонтируем наш поезд и отправимся в путь.

(Дети «чинят» поезд, комментируя свои действия: круги кладут вместо колес, квадраты — вместо окошек) .

Молодцы! Отправляемся в путь, становитесь за мной, я буду паровозом, а вы вагончики. Паровоз гудит «Ту-ту». (слайд шум паровоза).

А тут еще одна непредвиденная остановка. (слайд леса, елочка высокая и низкая).

Оглянитесь вокруг и скажите, что растёт в лесу? (Деревья).

— Посмотрите. Что это? (Ёлочки.)

— Они одинаковые, как вы думаете? (Нет) Чем же они отличаются? (Одна высокая, другая низкая.)

— А как можно узнать, какая – выше, а какая – ниже? Давайте вспомним, как это можно узнать? (Надо поставить их рядом.)

— Какая ёлочка выше, а какая ниже? (Ёлочка справа выше, а слева ниже.)

Отлично! Поехали дальше. Ну, вот мы и приехали в детский сад.

Вот и закончилось наше путешествие. Сегодня вы были смышленые, добрые, находчивые.

Наше занятие подошло к концу. А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дружно хлопнули в ладоши. (Все хлопают в ладоши)

Вместе топнули ногой. (Все топают ногой)

Посмотрели, улыбнулись. (Смотрят друг на друга и улыбаются)

До свидания всем сказали. (Все машут рукой)

Отправляемся домой.

«Спрячь мышку»

Цель: Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета.

Материал:

Демонстрационный: листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов — дверцы, игрушка — кошка.

Раздаточный: такой же материал меньшего размера — цветные листы, белые квадраты на них, цветные квадраты; по три домика и шесть дверец на каждого ребенка.

Ход НОД: Воспитатель проводит с детьми игру «Спрячь мышку!». Сначала он знакомит детей с правилами игры, дети играют вместе с воспитателем. Затем дети играют самостоятельно. Они прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно того же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно. Дети усваивают названия шести цветов спектра.

«В царстве фигурок-человечков»

Цель: Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры.

Материал:

Демонстрационный: большие картонные круг, квадрат, треугольник с нарисованными «лицами» — фигурки-человечки.

Раздаточный: по 2-3 круга, квадрата, треугольника меньшего размера разного цвета на каждого ребенка,

Ход ОД: Воспитатель вместе с детьми поочередно рассматривает круг, квадрат, треугольник, обводя их контуры пальцем, дает названия этих фигур. Затем проводится игра: фигурки – человечки поочередно обходят всех детей и собирают в корзинку печенье (разноцветные круги, квадраты, 25 треугольники). Каждая фигурка берет печенье такой же формы, как и она сама.

«Лото «Цвет»

Цель: Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.

Материал: Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов основных цветов. Маленькие карты с теми же изображениями.

Ход ОД: Воспитатель раздает карты лото и предлагает детям рассмотреть их. Затем проводится игра. Воспитатель — ведущий. Она достает из коробки по одной картинке и спрашивает: «У кого такая?». Если" ребенок, у кого есть такая же картинка, отзывается, он получает ее и закрывает ею картинку на карте. Если никто не спросил картинку, она откладывается. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки на карте.

«Кто где спит»

Цель: Ознакомление детей с пятью геометрическими формами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу.

Материал:

Демонстрационный:- больший круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (фигурки-человечки). Раздаточный: те же фигурки меньших размеров с лицами по одному набору на каждого ребенка. Карточки с контурными изображениями тех же фигур той же величины.

Ход НОД: Дети вспоминают названия знакомых фигур – человечков. Воспитатель поочередно показывает фигуры в следующем порядке: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя пальцем фигуру, воспитатель спрашивает, какой формы этот человечек. Особо фиксируется внимание на углах и пропорциях фигур (овал и прямоугольник — вытянутые). Дети «рисуют» контуры фигур в воздухе. Затем воспитатель предлагает 26 поиграть с маленькими фигурками человечками. Детям раздаются карточки, где изображены «кроватки» для каждой из фигурок. «Человечков» надо уложить «спать» в подходящие для них кроватки, т. е. разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными.

«Гости»

Цель: Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.

Материал:

Демонстрационный: большие листы бумаги с контурным изображением круга и овала («домики» фигурок-человечков).

Раздаточный: круги и овалы разных цветов и размеров (по 3-4 шт.) на каждого ребенка.

Ход НОД: Воспитатель показывает круг и овал, просит вспомнить имена «человечков», показать, чем они отличаются друг от друга, обведя их пальчиками. Затем дети сравнивают вырезанные из картона фигурки круга и овала с контурным изображением этих фигур на листах бумаги (в их домиках): рассматривают, обводят пальчиком по контуру. Далее проводится игра. Дети помогаю младшим братишкам и сестричкам круга и овала (круги и овалы меньших размеров) найти дорогу в домики своих старших братьев, т.е. раскладывают все кружки на лист бумаги с изображением круга, все овалы — на лист бумаги с изображением овала.

«Окраска воды»

Цель: Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

Материал:

Демонстрационный: 2 большие банки с наклейками -светлокрасной и темно-красной, красная гуашевая краска.

Раздаточный: красная гуашевая краска, по 2 баночки с водой на каждого ребенка, кисточки.

Ход ОД: Воспитатель предлагает детям подготовить воду для изготовления цветного льда. Воспитатель показывает, как сделать светло-красную воду, набирая немного краски на кисть и разводя ее в воде, а затем — более тёмную, 27 макая кисть в краску 2 раза. Затем дети готовят воду двух оттенков. Под руководством воспитателя они вначале делают светло-красную воду в одной из банок, затем темно-красную воду в другой банке. Приготовив цветную воду, дети приносят ее воспитателю, называя, где светло-красная вода, где темно-красная. Воспитатель сливает воду в соответствующие банки. На прогулке вода переливается в металлические формочки, цветной лед используется для игр.

«Бусинки большие и маленькие»

Цель: Учить детей чередовать предметы по величине.

Материал: Шнурки, плоскостные бусинки.

Ход ОД: Воспитатель с детьми рассматривает украшенную бусинами ёлочку. Предлагает сделать украшение на ёлочку. Воспитатель показывает, как правильно сделать гирлянду из бусинок, предлагая образец. Далее дети самостоятельно изготавливают гирлянды из бусинок, соблюдая последовательность отбора бусин, путем наложения их друг на друга при сравнении.

«Кислое, сладкое, соленое»

Цель: Познакомить детей с вкусовыми качествами овощей и фруктов.

Материал: Дед Мороз, мандарины, лимоны, соленые огурцы

Ход ОД: Воспитатель предлагает рассмотреть подарок, который принес им в группу Дед Мороз. Рассмотрев предметы, воспитатель проводит опрос о вкусовых качествах данных предметов. Затем угощает детей и подтверждает или уточняет представления детей.

«Найди предмет такой же формы»

Цель: Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.

Материал: Геометрические фигуры, картинки, игрушки, мяч. 28

Ход ОД: Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы и игрушки разной формы, лежащие на столе перед ними, говорят, какой формы игрушки и предметы — круглой, овальной и т.д. Далее проводится игра: воспитатель показывает одну из фигур и предлагает тому ребенку, к кому покатился мяч, выбрать игрушку такой же формы и назвать, какой она формы. Выбранный предмет перекладывают на другой стол рядом с формой-образцом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут подобраны к образцам все предметы.

«Три квадрата»

Цель: Обучение способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), обозначение величины предметов словами.

Материал:

Демонстрационный: фланелеграф, три квадрата разной величины.

Раздаточный: тот же материал меньшего размера на каждого ребенка.

Ход ОД: Воспитатель с детьми рассматривает квадраты, как это делается; дети учатся выбирать самый большой квадрат, используя прием наложения, затем больший из оставшихся и т.д. Воспитатель показывает, как строится башня снизу вверх: сначала большой квадрат, потом средний, потом маленький квадрат. Далее дети самостоятельно строят такие же башни на своих фланелеграфах, соблюдая последовательность отбора квадратов путем наложения их друг на друга при сравнении.

«Достроим домики»

Цель: Развитие глазомера детей.

Материал: 3 домика (без крыш), различающиеся последовательно по длине на 0,5 см; крыши к домикам соответствующей величина

Ход ОД: Воспитатель предлагает поиграть в игру «Достроим домики». Он выставляет дома без крыш на доске или фланелеграфе в ряд по порядку (по убывающей величине). Затем показывает, как надо достраивать дома: он берет крыши, лежащие в стороне в беспорядке, и подбирает нужную по 29 размеру крышу так, чтобы ничего не выступало за контуры дома. Далее дети действую самостоятельно, достраивая свои дома.

«В царстве царя-Разноцвета»

Цель: Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков.

Материал:

Демонстрационный: листы бумаги шести цветов, игрушки и предметы шести цветов и их оттенков, игрушка — царь-Разноцвет.

Раздаточный: листы бумаги, разделенные на шесть клеток, окрашенных в 6 цветов спектра, набор игрушек шести цветов и их оттенков на каждого ребенка.

Ход ОД: Воспитатель рассказывает сказку о том, как в царстве царяРазноцвета все игрушки жили в своих «домиках» (все синие игрушки — в синем домике, все зеленые — в зеленом и т.д.). Далее вместе с детьми рассматривает игрушки разных светлых оттенков. Дети определяют, в каких «домиках» живут игрушки, разводят их по комнатам. Затем дети самостоятельно выполняют то же задание, раскладывая маленькие игрушки разных оттенков по своим маленьким разноцветным комнаткам.

«Орнамент»

Цель: Обучение восприятию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы.

Материал:

Демонстрационный: образец орнамента: в центре зеленый квадрат (5x5 см), по углам красные круги (диаметром 6 см).

Раздаточный: листы бумаги с контурным изображением того же орнамента, нужные для него фигуры меньшего размера: квадраты (3x3 см), круги (диаметром 4 см).

Ход ОД: Воспитатель анализирует с детьми образец аппликации: какая фигура посередине, какие — по углам. Далее предлагает отобрать нужные фигуры и разложить их на контуре.

«Магазин»

Цель: Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков.

Материал: Игрушки и предметы шести цветов и их оттенков (по 3-4), разноцветные прямоугольники («чеки»).

Ход ОД: Воспитатель предлагает поиграть в магазин. Дети приходят в «магазин» и рассматривают игрушки и предметы, отмечая, какого они цвета и оттенка (надо добиваться четкого определения цвета и оттенка: светлозеленый, светло-фиолетовый, темно-красный и т.д.). Рассматривая игрушки, дети сравнивают по светлоте пары предметов одного цветового тона. Далее дети получают «чеки» (прямоугольники разных цветов). Чтобы купить игрушку, надо чтобы ее цвет совпал с цветом чека (оттенки цветов включаются). Вначале роль продавца выполняет воспитатель, затем дети могут разделиться на «продавцов» и «покупателей».

«Радуга»

Цель: Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет.

Материал:

Демонстрационный: картинка «Радуга».

Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги.

Ход НОД: Дети рассматривают картинку с изображением радуги, слушают стихотворение «Цвета радуги». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность цветов на картине. Далее дети рассматривают образец незавершенной аппликации. Воспитатель руководит раскладыванием цветных полосок в нужной последовательности.

«Чудесный мешочек»

Цель: Обучение подбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. 31

Материал: Два набора из пяти геометрических фигур, мешочек.

Ход ОД: Воспитатель заранее раскладывает на столе геометрические фигуры. Второй набор геометрических фигур помещается в мешочек. Воспитатель объясняет правила игры; воспитатель показывает образец одной из геометрических фигур и предлагает вызванному ребенку найти в мешочке на ощупь такую же фигуру, назвать ее. Все дети по очереди ищут в чудесном мешочке ту фигуру, которую показывает воспитатель.

«Составные картинки»

Цель: Обучение расчленению изображения предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей.

Материал:

Демонстрационный: образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: дерево, елочка, домик, машина, человечек.

Раздаточный: фланелеграфы, круги, квадраты, прямоугольники, овалы треугольники для фланелеграфа.

Ход ОД: Воспитатель вместе с детьми рассматривает образцы рисунков. Рисунки анализируются с точки зрения составных его частей: особенности величины, пропорций и форм, особенности расположения их в пространстве. Затем дети выкладывают различные картинки на своих фланелеграфах.

«Какой формы предметы в нашей группе»

Цель: Обучение зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы.

Материал: Предметы, находящиеся в групповой комнате.

Ход ОД: Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы в группе, определяя, какой они форма. Затем проводится игра: воспитатель называет какой-то предмет, ребенок самостоятельно определяет форму этого предмета Например, какой формы зеркало, какой формы окно, шкаф и т. д.

215
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!