Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Ч»

Программное содержание: Познакомить с мягким согласным звуком «Ч». Познакомить с печатным написанием буквы «Ч». Учить читать слова и несложные тексты. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов. Познакомить с тем, что звук «Ч» всегда мягкий. Воспитывать интерес к чтению.

Материал: Демонстрационный материал:«Звуки и буквы» (лист 33) Е.В. Колесникова, разрезная азбука большого формата. Раздаточный материал: набор магнитных букв.

Методы и приемы: Рассматривание, вопросы к детям, объяснение, показ, самостоятельная работа детей, дидактическая игра, индивидуальная помощь детям. Итог.

Предварительная работа: Разучивание скороговорки, пословицы; работа по разрезным азбукам, чтение слогов с договариванием до целого слова; чтение предложений из двух – трех слов, дидактическая игра «Загадки — складки», «Кто это, что это?», «Найди нужное слово», отгадывание загадок.

Ход

Организационный момент:

— Ребята, давайте мы друг другу пожелаем доброго утра.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся,

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО, ребята!

– ДОБРОЕ УТРО, Елена Викторовна!

— Ребята, давайте мы с вами вспомним, на какие две группы делятся все звуки? Какие бывают звуки?

— А скажите, пожалуйста, чем отличается буква от звука? Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

-Рома, произнеси гласные звуки.

-Почему они так называются? (Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть)

— Кирилл, назови согласные звуки.

-Почему они так называются? (Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы.)

-Что мы знаем о согласных звуках?(Они бывают мягкими и твердыми, звонкими и глухими)

— Что мы знаем о гласных звуках? (Гласные звуки дают слог. Сколько гласных, столько и слогов)

— Пришла ещё одна буква Ч, но она не знает, куда ей поселиться: к гласным или согласным. Давайте поближе познакомимся с буквой Ч и поможем ей найти своё место в домике.

Артикуляция и характеристика звука Ч.

А сейчас, так как мы сегодня играем со звуком Ч, давайте с вами расскажем,

— что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Губы округлены)

— зубы не смыкаются.

— где находится язык? (язычок за верхними зубками прыгает по бугоркам)

— поднесите ладонь ко рту и почувствуйте, какая воздушная струя (она короткая, резкая)

Положите ладошку на горло и произнесите звук Ч. Горлышко звенит или нет? (нет, звук Ч глухой)

— Так какой же звук Ч? (согласный). Почему?

— Звук Ч звонкий или глухой? Почему?

— Запомните звук Ч всегда мягкий, поэтому он всегда живет в зеленом домике.

— Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

Показать детям букву «Ч» и прочитать про нее стихотворение И. Блюмкина.

Клоун в цирке сел на стул.

Видим — на его плече

Вдруг его перевернул.

Стул стоит как буква «Ч».

Работа с раздаточным материалом

— Ребята, найдите букву Ч среди других букв в своих кассах.

— Проведите по ней пальчиком (обследование пальчиком буквы Ч). Дети пишут букву Ч указательным пальцем в воздухе, рисуют на столе, конструируют при помощи рук.

Физминутка «Вновь у нас физкультминутка»

Тик-так, тик-так…

Все часы идут вот так-

Тик-так, тик-так.

(Наклоны головы к правому и к левому плечу)

Смотри, скорей, который час

Тик-так, тик-так, тик-так.

(Раскачиваются в такт маятника)

Налево-раз, направо-раз,

Мы тоже можем так.

(Ноги вместе, руки на поясе.Голову к правому плечу, потом к левому)

Тик-так, тик-так, тик-так

Выставляю лист 33.

— Прочитайте стихотворение Е. Измайлова.

Черной ночью черный кот

В дымоходе — чернота,

Прыгнул в черный дымоход.

Отыщи-ка там кота.

Назовите слова из текста стихотворения с буквой «Ч». (Черной, ночью, чернота.)

Чтение слов. Фонематический разбор

— Что изображено на картинке?(Ключ)

— Разложите в квадраты условные обозначения.

— Какой первый звук в слове ключ?

— Какую фишку положили? Почему? И т. д.

К-согл, глухой, твердый

Л-согл.звонкий, мягкий

Ю-гласный

Ч-согл, мягкий, глухой

Выставляю следующую картинку.

— Какой первый звук в слове черепаха?

— Какую фишку положили? Почему? И т. д.

Ч- согл, мягкий, глухой

Е- гласный

Р-согл.звонкий, мягкий

Е-гласный

П-согл, глухой, твердый

А- гласный

Х--согл, глухой, твердый

А- гласный

Итог:

— С каким звуком вы сегодня познакомились? Какой это звук?

157
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!