Консультация для родителей «Этнокультурное образование и воспитание детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Этнокультурное образование и воспитание детей дошкольного возраста»

Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Воспитание детей в духе и на материале традиционной национальной культуры, восстановление системы преемственности народных традиций является одним из способов преодоления кризисной ситуаций.

Сегодня большое значение в воспитании детей приобретают идеи приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, обогащению его духовного мира. Поэтому актуальным становиться вопрос об этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста.

Очень важным для нравственно – патриотического, этнокультурного воспитания являются исторические знания. Эти знания формируют гражданскую позицию ребенка, чувство сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста дает возможность ребенку позитивно относиться к природе, семье, Родине. Развивает такие духовные ценности, как бережное отношение к матери – земле, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности.

Жизнь в русле родной культуры очень важна для ребенка — дошкольника, так как в этом возрасте ребенок начинает познавать мир. Интерес к своим народным корням у ребёнка возникнет только тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Поэтому на протяжении многих веков мир семьи являлся сильнейшим фактором формирования личности ребенка.

Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже детский сад, который сотрудничает с семьей ребенка.

Как мы с вами можем в этом помочь нашим детям?

Во-первых, семья является каналом формирования у детей потребности в своей национальной культуре, в языке, стремления идентифицировать себя со своим народом. Семья воспитывает гражданское отношение к истории родного края, духовно нравственным ценностям своего народа, национальным традициям как части мировой культуры.

Семья, где основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями, является мощным фактором, влияющим на развитие личности детей и на их последующую судьбу.

Одной из самых эффективных форм воздействия на ребенка в семье были и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках.

Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка, утомившего криком и беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком, хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чаще уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.

Родители также являются активными участниками педагогического процесса по приобщению детей к народным традициям в ДОО.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Во-первых, это использование фольклора во всех его проявлениях: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, загадки, считалки.

Во-вторых, ознакомление детей с предметами народного быта. Ведь они пробуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство красоты, любознательность.

В-третьих, участие ребят в календарно – обрядовых праздниках. Ведь народные праздники – неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма, непосредственно связанного с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

В-четвертых, знакомство детей с народной – декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь их национальным изобразительным искусством. А ведь росписью можно заниматься везде: дома, на участке, на природе, на пляже. Многого для этого не надо. Большинство узоров народной – декоративной росписи имеет геометрический, растительный характер. Можно рисовать узоры палочкой на песке, можно, сделав пирог из песка, украсить его используя для украшения травинки, опавшие листья, цветы.

Все это благотворно влияет на ребенка, развивая его как личность.

143
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!