Конспект НОД "В ожидании весны" (с применением технологии наглядного моделирования)
Цель: Формирование умения составлять связный рассказ о весне при помощи приемов технологии наглядного моделирования.
Задачи:
Образовательные: формировать представление детей об особенностях весеннего пейзажа через создание его словесного образа; формировать представление детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в образовании словосочетаний; формировать умение составлять связный рассказ по опорным картинкам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей используя приемы технологии наглядного моделирования.
Развивающие:Развивать связную речь детей, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, общую моторику, координацию движений, инициативность и самостоятельность, творческое воображение и мышление.
Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослыми и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу. Воспитывать желание внимательно слушать своих товарищей, приходить им на помощь.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Активизация словаря:
-весна, проталины, подснежник, перелетные птицы, зимующие птицы, паводок, сосулька, ручеек, капель.
-приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы, прилетают птицы, появляются насекомые.
-весенние месяцы: март, апрель, май.
Техническое обеспечение занятия:
Оборудование к занятию: проектор, экран, ноутбук, презентация, аудиозапись с пением птиц, мольберты.
Демонстрационный материал: письмо, книга, карта, корзинка с картинками, элементы для игры «Весеннее», игра «Путаница», игра «Насекомые» с фонариками, картинки для речевого конструктора, основа для конструктора, цветочки, тренажеры для дыхательной гимнастики,
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, чтение художественной литературы о весне, работа над составлением рассказов о весне при помощи речевого конструктора.
Планируемые результаты:
— воспитанники имеют расширенное представление о весне как времени года;
— у детей сформирован навык употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений;
— дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием речевого конструктора.
— расширены представления воспитанников об окружающем мире.
Ход занятия:
Организационный момент.
Заходят дети в группу и встают полукругом.
Воспитатель: Доброе утро ребята! Сегодня у нас очень ответственное занятие! Для начала поприветствуем наших гостей и подарим им своим улыбки: «Доброе утро уважаемые гости!»
Предлагаю настроиться на занятие с помощью игры «Да-да-да, нет-нет-нет». Я буду задавать вопросы, а вы, если хотите ответить «да» — хлопаете в ладоши, если хотите ответить «нет» — показываете указательным пальчиком отрицание.
ИГРА «ДА-ДА-ДА, НЕТ-НЕТ-НЕТ».
Будем крепко мы дружить? (да-да-да)
Нашей дружбой дорожить? (да-да-да)
Мы научимся играть? (да-да-да)
Другу будем помогать? (да-да-да)
Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет)
А улыбку подарить? (да-да-да)
Вы дружные, веселые и самые умные ребята!
Проблемная ситуация.
Воспитатель: Ребята посмотрите, здесь лежит коробочка! Интересно, что в ней? Письмо, книга, карта! (смотрят, читает кому и загадку, дети отгадывают)
Значит это письмо от весны. Давайте его поскорее прочтем!
Воспитатель: Ребята, я думаю, мы сможем помочь весне.
Тогда давайте посмотрим на карту, она нам подскажет куда идти! Нужно выполнить задания на каждой полянке и собрать картинки для создания книги с рассказами о весне. Итак, в путь к первой полянке «Весенний пейзаж» (показывает карту детям).
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, мы пришли с вами к полянке «Весенний пейзаж».
Беседа. Весна – волшебное, и чудесное время года. Время, когда природа оживает после зимней спячки. О весне написано много картин и стихов. Внимательно посмотрите на экран и полюбуйтесь весенними пейзажами.
— На первой картине изображено начало марта, ранняя весна. На земле лежит еще много снега, четко видна лыжня на тропе в лесу.
— Наследующей картине середина весны. Ребята, какие признаки весны вы заметили на ней?
Дети: проталины стали больше, больше снега растаяло, бегут ручьи
— На третьей картине весна уже уверенно вступает в свои права. Апрельское весеннее буйство, паводок, затопивший поле и дома. Тоненькие стволы деревьев, еще без листвы, на картине тянутся вверх, к голубому небу.
— И, наконец, четвертый пейзаж! Ребята, скажите, пожалуйста, чем эта картина отличается от остальных? (белый цвет сменился зеленым, первые листочки и цветы)
1.После какого времени года наступает весна?
2.Назовите, пожалуйста, весенние месяца по порядку?
3. Продолжите, пожалуйста, предложения:
¾Наступила теплая, долгожданная….(весна)
¾Все ярче светит весеннее…(солнышко).
¾Весной сугробы от солнечного тепла (тают).
¾Появляются первые…..(проталины)?
Пора отправляться дальше, возьмем с этой полянки картинки (В -ВЕСНА, СОЛНЦЕ — СВЕТИТ ЯРЧЕ, СНЕГ- ТАЕТ). Карта показывает нам направление на вторую полянку «Ласковое солнышко». Переходим на следующую полянку, смотрим карту.
Игра «Назови ласково».Каждый из нас очень ждет тепла. А когда холодно за окном, нас может согреть ласковое слово! Доставайте из корзинки картинки, и называйте то, что нарисовано на них ласково.
1.Солнце – солнышко.
2.Снег — снежок
3.Ручей – ручеек
4.Лужа — лужица
5.Дерево – деревце
6.Почка – почечка
7.Птица – птичка
8.Цветок – цветочек.
Воспитатель: Следующее задание на этой полянке. Ребята, на мольберте картинка, с изображением Весны! Необходимо составить словосочетание, состоящее из слова весенний и слова, которое будет на вашей картинке. Например: весеннее настроение.
Весеннее солнце
Весенний ручей
Весенний снег и т.д. (берут картинки)
Молодцы! Выполнили задание. Значит, можем взять с этой полянки картинки (КАРТИНКИ ИЗ ИГРЫ «НАЗОВИ ЛАСКОВО») для книги и идти дальше.
Давайте посмотрим на карту. Дальше наш путь лежит на полянку «Путаница», а пройти мы туда сможем после физкультминутки. Повторяйте за мной.
Физкультминутка «Не идет ли к нам весна?»
На орех взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу)
Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша)Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)
За деревней, за долиной
Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево).
Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)
Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)
Воспитатель: Ребята, жил на свете один художник, который кроме как писать картины, ничего не умел и не знал. Вот он и нарисовал два времени года, да только что-то напутал.
Какое время года изобразил художник на картинах?
Посмотрите внимательно, исправьте ошибку и объясните почему?
Молодцы! Ребята, почему к нам весной возвращаются птицы? (становится тепло….)
Правильно, сейчас мы экспериментальным путем выясним, почему же они возвращаются!
Прежде чем приступить к заданию, проведем речевую игру. Прошу вас, повторять за мной только звуки с такой же интонацией, как произношу их я.
Сидит комар на дубочке,
На зеленом на листочке.
Он сидит, в рожок играет,
Мушек песней забавляет.
З-з-з-з-з (громко)
Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
И звук «Ж» твержу (тихо)
Пчелы гудят —
В поле летят.
С поля идут —
Медок несут.
Ж-ж-ж-ж-ж (громко)
Прилетел к нам в гости
Маленький комарик
А в руках у него
Маленький фонарик
З-з-з-з-з(тихо)
Игра с фонариком «Насекомые»
Ребята, посмотрите, на столе лежат лупы. Как вы думаете, что мы будем делать? (искать кого — то). Представьте, что свет фонаря, это теплые лучи солнца. Солнышко пригревает землю, снег тает, и просыпаются…. Кто же просыпается, мы сейчас с вами увидим! Возьмите, в руки лупы. И посмотрите на нее. Видите что-нибудь? А давайте попробуем согреть ее лучами нашего солнышка. Солнышком будут наши фонарики. Просветите лупу.
Вы кого-то увидели? Кого?
Дети называют насекомых, которых увидели через лупу.
Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
От чего просыпаются насекомые?
Ребята, мы с вами выяснили, что с наступлением тепла просыпаются насекомые.
А как связано появление насекомых и прилет птиц?
(берут картинки с изображение птиц, и насекомых)
Воспитатель: Ну что же ребята, вы молодцы! И здесь справились с заданиями. Отправляемся на последнюю полянку «Лесная полянка». Дети отправляются на следующую полянку.
Воспитатель: Вот мы и добрались до цветочной поляны, она находится на краю леса. Присаживайтесь на пригорки, и отдохните, слушая звуки леса. Что вы слышите ребята? (дети отвечают) (Звучит аудио запись голосов птиц).
Что вы видите на полянке? (дети отвечают)
Да, это первые цветы, которые появляются из-под снега. Как они называются?
А какой в лесу воздух чистый! Давайте мы с вами подышим этим воздухом.
Дыхательная гимнастика.
Возьмите в руки снежок. Сделайте глубокий вдох через нос, а выдох делаем через рот на снежок. (3 раза)
От теплого воздуха наш снежок растаял, а из-под снега вышли подснежники.
А теперь возьмем картинки с подснежниками и отправимся дальше. Посмотрим карту. Следующим пунктом отмечен наш детский сад. Пора вернуться и составить волшебную книгу. Много картинок мы собрали для нее.
Воспитатель: Ох, и труден был наш путь! Ребята, садитесь за столы. Вот как много мы собрали картинок. Теперь самое главное, нужно при помощи речевого конструктора, с помощью наших картинок придумать рассказы о весне. Вспомните все, о чем мы с вами говорили на полянках. И постарайтесь придумать свои волшебные весенние рассказы. Послушайте, как это сделаю я: «Весеннее солнышко греет ярче, на улице становится тепло. Снег тает, на крышах домов появляются сосульки, и начинается капель. С теплых краев возвращаются птицы, вьют гнезда. Мне нравится весна!»
Складываем рассказы в книгу.
Итог. Оценка. Рефлексия.
— Посмотрите, какая чудесная книга у нас получилась. И я уверена, что Весна с нашей помощью скоро вступит в свои права в полную силу!
Смотрите, ребята, этот обруч не простой, он может превратиться в весеннее солнышко. Возьмитесь за лучик и скажите, что именно вам понравилось больше всего!
Дети дают ответы.
А мне сегодня очень понравились на занятии вы! И хочу наградить вас медалями. Спасибо вам большое.