Виды театрализованной деятельности для детей 3-4 лет

Главная цель дошкольного образования — создать все условия для гармо­ничного развития ребёнка. В младших группах этот процесс тесно связан с социализацией воспитанников, непривыкших находится в группе сверстников, а тем более взаимодействовать с ними.

И решить задачу сплочения детского коллектива помогает, в том числе, и театрализованная деятельность.

Цели и задачи театрализованной деятельности в младшем дошкольном возрасте

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определена такая миссия театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста:

-познакомить с различными видами театра (кукольным, настольным, пальчиковым, театром теней, театром на фланелеграфе);

-формировать навыки коллективного взаимодействия (к примеру, при подготовке инсценировок);

-способствовать развитию творческого потенциала детей;

-развивать эмоционально-волевую сферу (учиться сопереживать персонажам, ярко выражать эмоции радости, грусти, а также учиться контролировать свои чувства);

-стимулировать самостоятельность в деятельности (дети, познакомившись с несколькими видами театра, с их помощью пробуют свои силы в исполнении сюжетов, например, после отработки игровых действий с педагогом, сами ставят сказку на фланелеграфе);

-приобщать родителей к совместной с детьми деятельности (мамы и папы не только готовят реквизит для своих малышей, но и принимают участие в инсценировках, к примеру, исполняя роли Деда Мороза и Снегурочки, которые пришли поздравить ребят в группе с Новым годом);

-воспитывать уважение к этому виду искусства.

Задачи театрализованной деятельности во второй младшей группе:

— создавать оптимальные условия для пробуждения творческой активности ребят (этому способствует оформление театрализованного уголка в группе с возможностью подержать в руках, пощупать кукол разных видов — перчаточных, марионеток);

-работать над речевым развитием тренировать координацию движений (взаимодействуя с куклами разных театров, малыш учится тонким движениям);

-стимулировать двигательную импровизацию (эта задача проще решается не в инсценировках, в которых дети пока ещё двигаются по определённым взрослым точкам, а через взаимодействие с куклами, когда, к примеру, с пальчиковыми птичками малыши «летают» или «прыгают» с зайчиками);

-создавать эмоционально-положительный климат в группе ;

-учиться оценивать действия того или иного персонажа (к примеру, волк, укравший козлят, поступил плохо, так как напугал малышей и заставил маму волноваться);

-продолжать развивать заинтересованность театром (например, по возможности начать посещать кукольные представления);

-отрабатывать свободное проявление эмоциональных состояний через мимику, жесты, положение тела;

-добиваться максимального соответствия персонажу;

-дать представление о вековых театральных традициях;

-расширять не только пассивный, но и активный словарь, добиваясь интонационной выразительности речи малыша;

-стимулировать малышей придумывать собственные истории, рассказывая и даже показывая свои;

-тренировать память, мышление;

-отрабатывать навык объективно оценивать и себя, и других;

-поощрять желание малышей двигаться, танцевать, создавая собственный пластичный образ;

-пытаться применять выученные песни и стихотворения, танцевальные движения в самостоятельной театрализованной деятельности.

Через театрализованную деятельность дети расширяют свои представления об окружающей среде

Виды театрализованной деятельности для младших дошкольников

ФГОС обозначены шесть видов театрализованной деятельности в детском саду. Каждый из видов имеет несколько разновидностей. В младшем дошкольном возрасте малышей знакомят с:

-драматизацией (дети уже с возраста первой младшей группы участвуют в инсценировках, учатся играть в сюжетно-ролевые игры «Семья» и «Водитель и пассажиры»);

-театром на руке (пальчиковыми куклами из бумаги, ткани, пряжи или перчаточными «актёрами»);

-стендовым театром (в первой младшей группе малыши получают представление о работе на фанелеграфе и с теневым театром);

-настольным (со второй младшей группы — бумажным, картонными и из природных материалов, например, шишек и желудей, с которыми ребёнок возится, используя их в качестве машины, персонажа);

-верховым театром (во второй младшей группе дети знакомятся с куклами бибабо, которые, в отличие от перчаточных, работают из-за ширмы);

-театром живых кукол (во второй младшей группе активно вводятся в практику масочные представления — сюжет ставится с детьми, которые надели маски).

В одном занятии может комбинироваться несколько видов театрализованной деятельности.

Знакомство с куклами разных видов театра организуется так, чтобы дети могли не только увидеть, но и пощупать, примерить новые игрушки

Виды занятий театрализованной деятельностью с детьми 3–4 лет

Поскольку с младшими дошкольниками практикуются ещё не все виды занятий, то непосредственно театрализованная деятельность осуществляется через

-элементы непосредственной образовательной деятельности с театрализацией для решения определённых задач освоения материала (например, на этапе закрепления сюжета сказки «Курочка Ряба» на занятии по развитию речи малыши показывают небольшой отрывок сказки, чтобы показать, как Деду и Бабе было жалко золотое яичко);

-самостоятельную деятельность (сюжетно- ролевые игры);

-развлечения (досуговые мероприятия, утренники).

Вопросы индивидуализации

Осуществление индивидуального подхода в работе с детьми — очень важный аспект успешной реализации целей и задач любого вида деятельности, в том числе и театрализованной в детском саду. Однако на этом пути немало преград: во- первых, творческие виды деятельности во многом зависят от темперамента малыша и степени его стеснительности.

Во вторых, для младшего дошкольного возраста эмоциональное восприятие обычно не столь характерно: дети не так подвержены волнениям и переживаниям по поводу публичных выступлений. Зато склад характера играет определяющую роль. И педагогу важно найти способ включить всех малышей в общее дело. Так, застенчивым малышам очень непросто преодолеть себя и выйти на публику в инсценировке. Но отвечать за реквизит для 1–2 актёров он, конечно, может .

Чтобы очень активные дети не подавляли неуёмной энергией других артистов, стоит попробовать репетировать с ними отдельно, если речь идёт о драматизации. Приём объединения с менее активными детьми даёт очень спорные результаты: иногда темпераменты уравновешиваются, но чаще активные по-прежнему активны, а застенчивые замыкаются ещё больше. Как показывает практика, индивидуализация опирается на:

-распределение ролей (непосредственно актёры и те, кто помогает в организации);

-удачное объединение состава исполнителей (по принципу объединения в пары, мини группы ребят, которые хорошо играют вместе, дружат);

-обеспечением заданиями по вкусу (для кого-то из детей это помощь в приготовлении атрибутов для постановки, например, задание отобрать из коробки с картонными фигурками те, что будут задействованы в спектакле на фланелеграфе, а для кого-то — заучивание рифмовки или танца для утренника.)

Театрализация даёт возможность малышам попробовать себя в разных ролях

466
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!