Игровое пособие "Буквы и слова"

Авторы-составители: Бояркина Елена Александровна, учитель-логопед; Жирнова Алёна Владимировна,

Музыка Юлия Владимировна, воспитатели МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида"

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия


Игровое пособие «Буквы и слова»

Актуальность

Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Игровое пособие «Буквы и слова» способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста необходимой готовности к обучению грамоте: закрепляет овладение навыками звуко-буквенного анализа и синтеза, учит детей читать и писать печатными буквами.

Краткая аннотация

Игровое пособие «Буквы и слова» предназначено для детей 6-7 лет. Направлено на запоминание букв в игровой форме, закрепление навыков чтения и составление слов из разрезных букв. Пособие можно применять как в процессе организованной образовательной деятельности (во фронтальной работе, во время индивидуальной работы и работы в группах), так и в свободной деятельности. Дидактические игры данного пособия имеют разные уровни сложности.

Игровое пособие «Буквы и слова» могут использовать в своей работе учителя-логопеды, воспитатели, родители.

Цель: закрепление навыков звуко-буквенного анализа, навыков чтения и составления слов из букв.

Оборудование: игровые поля оранжевого и зеленого цвета; разрезные буквы; символы гласных и согласных звуков: красные, синие и зеленые круги; предметные картинки, тканевый мешочек, инструкция.

Методические рекомендации

Начинать игру рекомендуется с оранжевых игровых полей, на которых напечатаны все буквы. Когда ребенок научится составлять слова по образцу, можно переходить к игре на зеленых игровых полях.

Игры на оранжевых игровых полях

1.Дидактическая игра «Сложи слово по образцу»

Цель: закреплять умение составлять слова из букв по образцу.

Оборудование: оранжевое игровое поле, разрезные буквы.

Правила игры. Перед каждым ребенком оранжевое игровое поле, на котором в словах напечатаны все буквы. Дети читают слова на своём игровом поле в верхней строке, находят нужные буквы и выкладывают слова по образцу в пустых клетках нижней строки.

Выигрывает тот, кто первый справился с заданием. Далее дети по очереди читают слова.

2.Дидактическая игра «Сложи слово по образцу и подбери нужные картинки»

Цель: закреплять умение составлять слова из букв по образцу, упражнять в чтении слов, учить соотносить прочитанное слово с предметной картинкой.

Оборудование: оранжевое игровое поле, разрезные буквы, предметные картинки.

Правила игры. Перед каждым ребенком оранжевое игровое поле, на котором в словах напечатаны все буквы. Дети читают слова на своём игровом поле в верхней строке, находят нужные буквы и выкладывают слова по образцу в пустых клетках нижней строки.

Затем дети читают слова, которые они составили и находят нужные картинки для своего поля.

3.Дидактическая игра «Сложи слово по образцу и составь звуковую схему слова»

Цель: закреплять умение составлять слова из букв по образцу, составлять звуковую схему слова.

Оборудование: оранжевое игровое поле, разрезные буквы, разноцветные символы гласных и согласных звуков.

Правила игры. Перед каждым ребенком оранжевое игровое поле, на котором в словах напечатаны все буквы. Дети читают слово на верхней строке, находят нужные буквы и выкладывают их сверху буква на букву. Затем в нижней пустой строке нужно выложить звуковую схему слова.

  • 4.Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: закреплять умение составлять слова из букв по образцу, упражнять в чтении слов, учить соотносить прочитанное слово с предметной картинкой, закреплять обобщающие понятия, развивать мышление через выделение лишнего предмета из группы предметов.

Оборудование: оранжевое игровое поле, разрезные буквы, предметные картинки.

Правила игры. Перед каждым ребенком оранжевое игровое поле, на котором в словах напечатаны все буквы. Дети читают слово, находят нужные буквы и выкладывают слова по образцу в пустых клетках на своём игровом поле.

Затем дети читают слова, которые они составили и находят нужные картинки для своего поля.

Далее дети рассматривают предметные картинки на своём игровом поле, выделяют четвертый лишний предмет и объясняют свой выбор, называя обобщающие понятия.

Игры на зелёных игровых полях

1.Дидактическая игра «Составь слово по подсказкам»

Цель: закреплять умение составлять слова из букв; развивать логическое мышление, размещая слова в нужной строчке, опираясь на подсказки-цифры, предметные картинки и имеющиеся буквы в словах.

Оборудование: зеленое игровое поле для слов с некоторыми буквами в словах или без букв-подсказок и картинками с цифрой, разрезные буквы.

Правила игры.

Вариант 1(простой).

Перед каждым ребенком зеленое игровое поле для слов с некоторыми буквами в словах и картинками с цифрой. Детям нужно по картинке определить слово для печатания, по цифре на картинке определить строку для печатания. Дошкольникам, которые испытывают трудности с самостоятельным выкладыванием слов из букв, подсказкой служат буквы, имеющиеся в словах. Сколько и какие буквы в слове будут размещены на игровом поле для слов, определяет педагог, ориентируясь на знания и сообразительность каждого ребенка. Выигрывает тот, кто первый полностью заполнит своё поле.

Вариант 2 (более сложный).

Правила игры.

Перед каждым ребенком зеленое игровое поле с пустыми клетками для слов (без букв-подсказок) и картинками с цифрой. Детям нужно по картинке определить слово для печатания, по цифре на картинке определить строку для печатания. Выигрывает тот, кто первый полностью заполнит своё поле.

2.Дидактическая игра «Сложи слово по подсказкам

и составь его звуковую схему»

Цели: закреплять умение составлять слова из букв; развивать логическое мышление, размещая слова в нужной строчке, опираясь на подсказки-цифры, предметные картинки и имеющиеся буквы в словах; закреплять навыки звуко-буквенного анализа слов и составления их схем.

Оборудование: зеленое игровое поле для слов с некоторыми буквами в словах или без букв-подсказок и картинками с цифрой, разрезные буквы, разноцветные символы гласных и согласных звуков.

Правила игры. Игра проводится аналогично предыдущей игре. Подсказками для детей являются: цифры и предметные картинки, при необходимости дополнительные буквы в словах. После того, как дети полностью заполнят свое игровое поле, игра может продолжиться. Ребятам нужно выложить звуковую схему каждого слова в нижней пустой строке. Выигрывает тот, кто первый полностью выполнит задание.

Игры с разрезными буквами

  • 1.Дидактическая игра «Слова наперегонки»

Цель: закреплять умение составлять слова из заданных букв.

Оборудование: разрезные буквы и матерчатый мешочек.

Правила игры. Разрезные буквы лежат в мешочек, а мешочек в центре стола. Игроки берут по 10 букв из мешочка и кладут свои буквы на стол перед собой. Теперь за две минуты нужно составить как можно больше слов из своих букв. Каждую букву можно использовать только один раз. Когда время истекло, каждый игрок вслух читает своё слова или слова и получает очки за них.

Советы:

— Можно играть в несколько раундов и определять победителя по сумме очков в раундах. После каждого раунда буквы нужно вернуть в мешочек и перемешать, перед тем как начать новый раунд.

— Очки можно давать за каждое составленное слово, а можно за каждую использованную букву.

— В эту игру можно играть с большим или меньшим количеством букв, а также устанавливать более длинный/короткий лимит времени на обдумывание.

— Может быть разное количество игроков.

  • 2.Дидактическая игра «Стоп!»

Цель: закреплять умение составлять слова из букв.

Оборудование: разрезные буквы и матерчатый мешочек.

Правила игры. Разрезные буквы лежат в мешочек, а мешочек в центре стола. Каждый игрок по очереди берёт по одной букве и кладет её перед собой. Когда игроки наберут по несколько букв, они пытаются составить слово минимум из трёх букв. Как только кому то из игроков этот удаётся, он кричит: «Стоп!». Игрок читает своё слово, и, если оно правильное, откладывает буквы в сторону. Если слово не правильное, игрок возвращает одну из своих букв в мешочек. Игрок слева от того, кто кричал «Стоп!», продолжает игру, вытащив из мешочка новую букву, и так далее. Побеждает игрок, который первый составит три разных слова.

Советы:

— Игру можно усложнить, если договориться, что слова должны состоять не меньше чем из четырёх или пяти букв.

— Игроков может быть два или более.

Список использованной литературы

1. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя» Москва, Мозаика-Синтез, 2016.

2. Нищева Н.В. «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников» Санкт-Петербург, ДЕТСТВО – ПРЕСС. 2020.

108
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!