РОЛЬ ТЕОРИЙ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Современная теория социального конфликта является динамично развивающейся областью социальных исследований. Разработка новых подходов к исследованию современных типов социального конфликта определяет перспективы развития сегодняшнего российского общества.

В проблематике исследования конфликтов проделана огромная работа учеными различных областей научного знания, разработано множество теоретических и практических методик по работе с конфликтами.

Развитие конфликтологии в России всегда имело свои характерные особенности. На ее запоздалое развитие, в основном, повлияла господствующая идеология советского времени, которая отрицала явление конфликта как такового.

Изучение социальных конфликтов на территории российского пространства имеет свою особую ценность. Это связано с тем, что российское общество на протяжении всей своей истории было пронизано глубинными противоречиями, связанными с многонациональностью нашего общества и постоянными сменами государственной власти и политических режимов, которые порождали множество проблем для населения из-за ломки традиций и устоявшихся норм жизни и быта.

В статье Никовской Л.И. «Роль элиты в российской трансформации (в контексте теории социального конфликта)» анализируются возможности субъектной роли элиты в процессе изменения и развития общества в целом в контексте теории социального конфликта.

В начале статьи автор анализирует работы других исследователей, направленные на изучение российской элиты и делает вывод о том, что «элита в России как субъект реальной модернизации достаточно слаба» [1, 232].

Далее автор рассматривает субъектную роль российской элиты в процессе трансформации и развития общества в целом в контексте теории социального конфликта. В политической социологии было выработано несколько моделей конфликта, основными из них являются: либеральная модель (модель конфликта групп интересов), авторитарно-консервативная модель, классовая модель.

Ситуация в современной России сегодня такова, что важные противоречивые явления российского общества связаны с процессами чрезмерного имущественного расслоения, излишней классовой дифференциацией.

Теория классового конфликта не теряет своей актуальности для трансформирующихся обществ (а российское общество таковым и является), потому что в процессе становления и развития рыночной экономики непременно происходит социальная дифференциация. «С одной стороны, она  приемлема и полезна для нормального функционирования и развития общества, чем наличие однородной социальной массы, так как отстаивая свои собственные интересы, в большей мере выражают и реализуют интересы всего общества» [1, 235]. Но, с другой стороны, остро встает вопрос о пределах допустимых социальных различий, направлении на согласование интересов, потому что без этого возможно начало  деструктивных конфликтных процессов.

Автор считает, что использование модели конфликта групп чрезвычайно актуально для анализа процессов трансформации российского общества в целом. Групповая модель конфликта подходит для анализа  способов взаимодействия гражданского общества и государства, характер которого во многом определяет глубину и направленность процессов трансформации российского общества.

«Российские группы интересов не создают баланса противоположных интересов, а действуют в условиях фактического «вхождения» представителей групповых интересов в состав органов законодательной и исполнительной власти» [1, 239]. А такой закрытый характер борьбы групповых интересов в российском обществе существенно обостряет возникающие противоречия и сводит практически к нулю возможности реализации интересов различных общественных слоев.

Автор приходит к выводу о том, что сами эти группы интересов и сами институты государства еще не достигли определенной зрелости для ведения конструктивного диалога.

Автор также считает, что для понимания характера организации российской элиты определяющее значение играет тот факт, что в условиях мобилизационного развития главное значение в системе факторов развития имеют политические факторы, а политические формы мобилизационного типа развития характеризуются либо полным отсутствием, либо слабой эффективностью механизмов воздействия гражданского общества на государство.

Таким образом, не столько авторитетная, сколько эффективная элита как социальный субъект является необходимым элементом структуры каждого цивилизованного общества. Без нее невозможно рассчитывать на позитивный результат проводимых в России серьезных реформ. В то же время отечественные исследователи теории элит считают, что современный правящий элитарный слой России характеризуется дезинтегрированностью и внутренней конфликтностью.

Для формирования демократического общества главную значимость получает необходимость создания соответствующих институтов, которые могли бы обеспечивать не только эффективность политической элиты, но и  ее подконтрольность обществу. И одним из важнейших таких институтов выступает – гражданское общество.

В России же пока преобладающими моделями конфликта являются классовая и элитистская, что четко указывает на преобладание вертикальных связей, присутствие высокой степени отчуждения населения от власти и центров принятия политических решений.

 

         Проблема познания социального конфликта является одной из ключевых проблем современной социологии. Следовательно, развитие и использование методик, соответствующих современному развитию российского общества, позволит грамотно управлять социальными конфликтами. Групповая же модель конфликта, которую многие исследователи связывают с успешным развитием гражданского общества, плюрализмом групповых интересов, деловых и гражданских инициатив, пока только находится в процессе становления.

Статья А.А.Плотникова «Проблема познания социального конфликта: современный взгляд», опубликованная в журнале «Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки» в 2014 году, проводит анализ существующих методов познания социального конфликта и определяет направление их развития в будущем.

В своей работе автор использует материалы современных практических и теоретических исследований в различных областях социальной науки.

Автор ставит своей целью попытку осмысления социального конфликта с точки зрения научного познания. Основную задачу же видит в определении предпосылок возникновения конфликтов и методик их исследования.

Объединяя несколько определений, Плотников А.А. дает свое определение социального конфликта – «процесс конкурирующего социального взаимодействия в обществе, приводящий к формированию новых социальных связей» [2, 114].

Далее автор рассматривает две основные концепции социальной психологии, посвященные исследованию конфликтов. Первая — это интерпсихическая концеация, когда источник конфликта представлен в самой личности. В основе этой модели лежат теории Фрейда, Мюррея и Эриксона. Согласно им, у человека на разных возрастных этапах в результате столкновения амбивалентных (противоположных) желаний и стремлений формируется множество внутренних конфликтов, которые накладывают отпечаток на его сознание.

Согласно второй существующей концепции источником конфликта выступает общество, с которым сосуществует личность.

Далее автор рассматривает общие методики изучения социальных конфликтов. В первую очередь, это эксперимент и наблюдение за конфликтом в естественных условиях. Эксперимент – это искусственно созданная ситуация, когда испытуемые помещаются в конфликтные условия. Экспериментом также может являться конфликтная ситуация в естественной среде социального взаимодействия, спровоцированная какими-либо внешними факторами.

Автор особо подчеркивает, что нередко такой «искуственный» конфликт может являться политическим оружием, создаваемым в рамках каких-либо организаций или даже государств. Так как имея четкое представление о влиянии определенных факторов на социальную группу можно манипулировать сознанием людей, заставляя работать конкретные процессы в своих интересах.

В качестве примера Плотников А.А. рассматривает такой социальный конфликт, как трудовой. Современное российское общество находится в ситуации нестабильной рыночной экономики и отсутствия действенной социальной политики. Поэтому российское общество испытывает потребность в рациональном регулировании социально-трудовых отношений.

Далее автор рассматривает межэтнические конфликты, вспышки которых стали далеко не единичными на территории Российской Федерации. Чаще всего их содержанием выступают территориальные претензии сторон, неразделенность сфер влияния. Управление этноконфликтом зависит от успешности разработанной практики. И в данном случае заключается в формировании «правильного» менталитета граждан нашей страны.

Таким образом, современная теория социального конфликта является кросс-научной.

 

Авторы статьи «Теория социального конфликта и конфликтный потенциал современной России» М.М.Алдаганов, В.Ф.Безуглый анализируют конфликтную парадигму как одну из парадигм социального познания. В качестве объекта исследования рассматривают российское общество, в качестве предмета — именно характеристики конфликтного потенциала современной России как фактора устойчивого развития.

Они дают следующее определение конфликта: «Конфликт представляет собой способ, посредством которого индивиды и социальные группы преобразуют отношения своей жизнедеятельности, создавая и последовательно совершенствуя нормы, правила и процедуры, по которым отправляются эти отношения» [4, 72].

По мнению авторов,  опыт распада СССР поддается интерпретации с позиций конфликтной модели, как и опыт деформации современного развития российского общества.

Они считают, что несмотря на существующие выраженные протестные настроения в российском обществе, конфликтная активность в сфере экономических отношений проявляется лишь узкими группами. Мотивацией таких конфликтов становится поиск способов выражения протестного настроения, выплеска накопленного раздражения, разрешения тревожной ситуаций, вызванной страхами, причина которых может быть определена произвольно, а источник тревог — ситуативно.

Именно в таких условиях оказываются востребованными различные иллюзорные объекты, на которые может быть направлено растущее напряжение в обществе. В конфликтологических исследованиях четко описаны и изучены такие ситуации, когда создание образа внутреннего или внешнего врага используется как способ сплочения группы, которой угрожают внутренние процессы деструкции. Именно это явление, по мнению авторов статьи, наблюдается сегодня в России.

Авторы делают вывод о том, что «конфликтное поле современного российского общества должно локализоваться на одной из этих площадок: или в рамках легитимных структур, или в альтернативной системе отношений. В первом случае предполагается комплекс мер по упорядочению  экономической, политической и правовой институционализации базисных экономических отношений. Во втором случае путь ведет к беспрерывным узкогрупповым конфликтам между элитами, аккумулировавшими властные институты, разрешение которых на каждом из витков их развертывания будет вести ко все большей монополизации конкурентных спекулятивных бизнес-структур» [4, 79].

 

В статье «Анализ опыта исследований социальных конфликтов в России» А.А.Плотникова рассмотрены основные направления российской конфликтологии, определены важннейшие факторы и исторические предпосылки, повлиявшие на возникновение и развитие конфликтогенеза в современном российском обществе.

Автор констатирует тот факт, что большинство современных российских исследователей придерживаются принципа плюрализма в теории конфликта. Множество трудов с применением этого принципа было написано представителями российской марксистской школы. Например, исследователь Т.И.Ойзерман многие годы изучает теорию марксизма, сопоставляя ее с российскими реалиями. При этом он обнаруживает  значимые теоретические заблуждения К.Маркса и Ф.Энгельса. Это, в первую очередь, приверженность к насильственно-революционным методам и диктатуре пролетариата, упразднении частной собственности на средства производства.

         Т.И.Ойзерман и другие сторонники марксистской школы, такие как А.А.Калганов, М.Н.Руткевич, В.И.Староверов дискутируют с приверженцами психологического направления исследования социальных конфликтов и считают неверными попытки положить в основу понимания социальных систем структуру самой личности.

         В Н.Иванов занимался изучением причин возникновения и путей развития социальных конфликтов, методами их диагностики и анализа в рамках поведенческой модели. Он считал главной задачей социолога разрешение противоречий. В качестве регулятивной методики В.Н.Иванов предлагает механизм медиации, который заключается в разрешении конфликтов с помощью посредника (медиатора).

         Наиболее общий обзор теории конфликта сделал А.Я.Анцупов, разработав системно-ситуационный метод исследования, который возможно применить к конфликтам любого уровня.

         Представитель психологической школы исследования конфликтов Н.В.Гришина в своей книге «Психология конфликта» выделяет такие обязательные качества конфликта, как его биполярность, субъективность и наличие активных осознанных антагонистических действий.

         Глубокий анализ проблематики трудовых конфликтов провел В. Н. Шаленко. Он особо выделяет актуальность исследования этого конфликтогенеза российского общества в силу того, «что общественная жизнь нашей страны в последние годы характеризуется значительным усилением политической и социальной напряженности, обострением противоречий, взрывающихся острыми конфликтами на всех уровнях социальной структуры» [1, 24].

 

В рассмотренных нами статьях  отмечаются особенности развития конфликтологии в России; приводится четкое обоснование актуальности исследований социальных конфликтов, дается объяснение особому положению отечественной конфликтологии; раскрываются исторические предпосылки, оказавшие существенное влияние на возникновение и развитие конфликтогенеза в современном российском обществе.

279
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!