Конспект открытой образовательной деятельности по области «речевое развитие»: обучение грамоте «Гла
Программное содержание:
Цель: закрепить знания о букве Ё.
Задачи:
Обучающие:
§ Дать детям понятие о механизме образования звука Ё;
§ Закреплять умение согласовывать существительные с числительными;
§ Закреплять навыки выполнения звукобуквенного анализа слов;
§ Закреплять умение делить слова на слоги;
§ Закреплять умение ставить ударение в словах;
Развивающие:
§ Развивать общую и мелкую моторику;
§ Развивать фонематический слух;
§ Развивать зрительную память, внимание и мышление;
§ Формировать навыки чтения слогов;
Воспитательные:
§ Воспитывать у детей правильную осанку и правильный захват орудия письма.
Оборудование и материалы: презентация «Буква Ё», карточка для определения места в слове, буква «Ё», карточки с задание, цветные карандаши.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Ход образовательной деятельности:
I. Организационная часть.
Воспитатель: — Здравствуйте, ребята! Какой сегодня хороший день. Улыбнитесь друг другу. А я улыбнусь вам.
Воспитатель: — Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, кто к нам торопится в гости.
Загадка
Вот простой к загадке ключ,
Словно кактус, он колюч.
Ты, смотри, его не трожь,
Ведь клубком свернулся — (Ёж), ( на экране появляется загадка и затем изображение ёжика).
Воспитатель: - Ёжик, спрашивает, знаете ли вы чем отличаются гласные звуки от согласных звуков? Назовите буквы, которые покажет вам ёж. Эти буквы обозначают согласные или гласные звуки? (на экране показ слайдов с буквами и заданиями).
II. Основная часть.
Воспитатель: — Ёжик хочет показать свою любимую букву. Бука Ё как буква Е, только очки на голове. На что похожа эта буква? (Дети высказывают своё мнение).
Воспитатель: — Дети, хотите узнать, откуда у буквы Ё взялись сверху две точки? Тогда слушайте:
Однажды буква Е пошла в лес навестить своих друзей: енота Егора и ежиху Евдокию. Вдруг подул сильный ветер. Деревья закачались. Букве Е стало страшно и она спряталась под ель. Ель тоже качалась от ветра и вдруг на букву Е упали две шишки, от которых у неё образовались две шишки. И превратилась она в другую букву – букву Ё и закричала: «О-ё-ё-ё-й!». Вот почему Ё всегда ударная! (на экране иллюстрации к сказке).
Воспитатель: — Хотите проверить? (чтение) –Елка, Ежик, пенЕк, весЕлый, котЕнок. (отхлопать каждое слово и проверить на какой слог падает ударение), (слова на экране).
Воспитатель: — Давайте с вами проверим, какой же у нас звук [ё]. Как мы его произносим – долго или коротко?
Дети: – Долго.
Воспитатель:– Произнесем «Ёёёёёёёёё», есть ли преграда на пути?
Дети: – Нет.
Воспитатель:– Значит, какой это звук – гласный или согласный?
Дети: – Гласный.
Воспитатель:– Правильно.
Характеристика звука Ё. На доске прикреплена карточка – прямоугольная полоска бумаги, разделенная на 3 равных части, обозначающих начало, середину и конец слова. Это позволяет наглядно представить позицию звука в слове. Произнося слова со звуком Ё в разных позициях, воспитатель уточняет у детей местоположение звука и передвигает букву по карточке – в ее начало или конец. Слова: ёрш, лёд, копьё, ёлка, ёжик, мёд, ружьё, телёнок, пелёнка.
Физминутка
Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши).
Не умел он топать —Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки").
Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах).
Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли,
Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши).
Научили топать — Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки").
Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах).
Научили бегать… (Бегают на месте).
Воспитатель: — Дети, посмотрите, у нас рассыпались слова, остались только буквы. Давайте соберём их, чтобы снова получились слова.
Дети расходятся на подгруппы. У каждой подгруппы, разрезанные на буквы слова: «ежик, елка, клест».
Воспитатель: — Ребята, а вы умете отгадывать ребусы? Тогда попробуйте отгадать, какое слово получится, если в слове УЖ первую букву У заменить на букву Ё? (ребус на экране).
Дети отгадывают ребус.
Воспитатель: — У вас на столах лежит карточка с заданиями, но прежде чем приступит к работе в прописях, предлагаю размять ваши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Ежики».
Ёжик маленький замерз (сложить пальчики в кулачки)-
И в клубок свернулся (ёжик свернул иголки),
Солнце ёжика согрело — (выпрямить пальцы ), –
Ёжик развернулся! (ёжик показал колючки)
Воспитатель: — А теперь приступим к выполнению карточки с заданием.
1. Посмотрите на нее внимательно и обведите красной ручкой букву, которую мы сегодня учили, заштрихуйте её по образцу.
2. Определите место буквы в слове (начало, середина, конец). Раскрасьте соответствующий квадрат.
3. По клеточкам нарисуйте правую сторону елочки.
III. Заключительная часть
Воспитатель: - С какой буквой мы сегодня с вами познакомились?
Почему эту букву называют хитрой?
За какими звуками она прячется в начале слова? В середине слова?
Не знаю, что написано в Вашей методичке, но звука Ё нет. Есть звуки Й-О, которые обозначаются буквой Ё. Поэтому не стоит вводить детей в заблуждение. Т.К. в школе при фонетическом разборе, дети часто допускают ошибки, пропуская звук Й. Лучше обратить внимание на то, после каких (мягких) согласных мы пишем Ё, Я, Ю, Е, и какой гласный звук они обозначают.
Учителя-логопеды сталкиваются с такой проблемой каждый день, обучая слушать, слышать, и правильно обозначать звук буквой.