Предложения с обособленными членами. Зачёт.

Русский язык 8 кл.

Тема: «Предложения с обособленными членами. Зачет».

Цель урока: проверить уровень теоретической и практической подготовки учащихся по изученной теме; совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся с научно-популярной литературой; совершенствовать навыки связной устной и письменной речи.

Оборудование урока: индивидуальный дидактический материал, текст записанный на доске.

Деятельность учащихся на уроке: Ответы на теоретические вопросы. Выполнение письменных заданий. Рецензирование ответов учащихся. Выполнение роли консультанта.

 

 

Ход урока

I.Вступительное слово учителя о цели урока.

II.Беседа с классом.

Что называется обособлением?

Какие члены предложения могут обособляться?

Как выделяются обособленные члены предложения на письме и в устной речи?

III.Выполнение письменных заданий по группам и вариантам.

Задания: прочитать текст, найти обособленные члены предложения.

Карточка 1.

Среди множества слов, известных нам с раннего детства, самое близкое и дорогое слово «мама». Оно тёплое, нежное, заботливое, сопровождает нас всю жизнь. Она, наша мама, ведёт нас по трудной дороге жизни, стараясь предостеречь своих детей от ошибок, надеясь на счастливое будущее каждого своего ребёнка. Иногда, несмотря на все старания родителей, жизнь вносит свои коррективы, то есть не всё задуманное кончается благополучно.

Проверка: учащиеся читают предложения, находят обособленные члены предложения.

 

 

 

 

 

Карточка 2 (вариант 1). Задания: графически обозначить обособленные члены предложения, указать чем они выражены, перечислить условия обособления определений.

Русские женщины.

После подавления восстания декабристы начали свой тяжелый путь от Сенатской площади в Петербурге в Сибирь, на каторгу и в ссылку.

На каторге и в ссылке декабристам очень помогли выехавшие в Сибирь за мужьями их жены. Их было одиннадцать, этих героических женщин. 24 июля 1826 года из великолепного петербургского особняка выехала в Сибирь Екатерина Ивановна Трубецкая. Эта аристократка, выросшая в богатстве и роскоши, первой последовала за своим осуждённым мужем, декабристом Сергеем Петровичем Трубецким. И вслед за нею по тому же бесконечному сибирскому тракту, тоже отказавшись от всех гражданских прав, направлялись жёны других декабристов.

Находясь вместе с мужьями-каторжниками в ужасных условиях на протяжении долгих лет сибирской жизни, они не переставали вместе с ними бороться за идеи, приведшие их на каторгу.

Карточка 2 (вариант 2).

Задания: графически обозначить обособленные члены предложения, указать, чем они выражены, перечислить условия обособления обстоятельств, расставить знаки препинания.

Памятники народной славы.

У каждого города есть свои памятники – символы его гордости и славы, рассказывающие ярким и образным языком искусства о подвигах на полях сражений и в мирном труде о любимых писателях, художниках и учёных. Гордо возвышающиеся на центральных площадях или почти незаметные, срывающиеся в густой зелени парков и тихих улиц, они неразрывно сливаются со всем обликом города. Люди, даже пробегая торопливо мимо, всё же хоть мельком взглянут на хорошо знакомую и такую привычную статую, мысленно здороваясь с ней. Эти памятники становятся частицей нашей жизни. Изваянные много лет назад, они и сейчас живут среди нас, восхищая и радуя вдохновением и мастерством их создателей.

Карточка 2 (вариант 3).

Задание (как и во 2-ом варианте).

I.          О ней поют поэты всех веков.

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот свёрток алых лепестков,

Раскрывшийся благоуханной чашей.

II.        Как он прекрасен, холоден и чист,

Глубокий кубок, полный аромата,

Как дружен с ним простой и скромный лист,

Тёмно-зеленый, по краям зубчатый.

 

III.         За лепесток заходит лепесток,

И все они своей пурпурной тканью

Струят неиссякаемый поток

Душистого и свежего дыханья.

Я это чудо видел на окне

Одной абхазской деревянной школы,

И тридцать рук в дорогу дали мне

По красной розе, влажной и тяжелой.

 

После выполнения заданий консультанты проверяют работу всех учащихся.

 

IV. Проверка усвоения условий обособления второстепенных членов.

А) На доске записаны предложения (У доски работают с этими предложениями 2 учащихся, они дают монологический связный ответ об условиях обособления второстепенных членов. Остальные учащиеся слушают ответы товарищей и дают рецензию на ответ).

 

1. Писатель пользуется общепринятыми словами, но, мастер своего дела, он умеет поставить слово в ряду других, чтобы оно звучало неожиданно, веско, ново.

 

2. А. Грин создал мир счастья, полёта, упоения, задумчивости и многого другого, всегда яркого и глубокого, всегда необыкновенно благородного, крылатого.

 

3. Поколение за поколением воспитывалось на сказках Андерсена, радуясь, негодуя, сочувствуя.

 

4. Книги Антуана де Сент-Экзюпери, поэта, мыслителя и пилота, написаны с безмерной любовью к жизни, с чувством великой ответственности перед людьми.

 

5. Взыскательный художник, Крылов кропотливо работал над каждой строкой.

 

6. Н. В. Гоголь, вдохновленный мастер поэтического слова, создал произведения, покоряющие читателя правдивостью своих образов.

 

Б) Самостоятельно составить предложения с обособленными членами.

 

1. Труд, лучшее лекарство от многих недугов, делает человека здоровым, сильным и красивым.

 

2. Слава, добытая в бою и заработанная в труде, не гаснет, не ржавеет, не забывается.

 

3. Народ, несмотря на трудную жизнь, стремился к красоте, выливая избыток творческих сил в сплетение кружев, вышивок, в расцветку солонки, ковша или блюда.

 

4. Да, жизнь тогда лишь будет хороша,

    Когда весь долгий путь твоя душа

    Пройдет, не надломясь, не исказясь,

    С добром, с мечтой храня живую связь.

 

Перед выполнением более трудного задания консультанты комментируют оценки за знание теории и выполнение практического задания.

 

V. Отработка пунктуации при обособленных членах – важнейшая задача обучения. Этому посвящены задания на карточках под номером 3.

 

Карточка 3(вариант 1)

 

Вставить пропущенные знаки препинания, графически объяснить их. Указать, что обособляется. (Текст запис. без знаков учителем).

 

Летчик А. Мересьев попал в «клещи». Его, расстрелявшего все боеприпасы, практически безоружного, обступили 4 немецких самолета и, не давая ему ни вывернуться, ни уклониться с курса повели на свой аэродром.

Четыре «мессершмитта», выйдя из боя, обложили Алексея с боков, зажали сверху и снизу, диктуя ему путь пулевыми трассами, отчетливо видными в голубом и прозрачном воздухе. Когда лес, как зверь, прыгнул на него, Мересьев включил зажигание. Падая, самолет задел верхушки сосен. Сломав несколько деревьев, машина развалилась на части, но мгновением прежде Алексея вырвало из сиденья и подбросило в воздух, и, упав на широкоплечую вековую ветвь ели, он соскользнул по ветвям в глубокий сугроб, наметённый ветром у подножья.

 

2 вариант.

 

Глубокий овраг с родниковым ручьём закрыт от солнца тенистыми вязами. Вдоль оврага к реке бежит крутая и широкая, размятая трактором тропа. Овраг с разбегу выскакивает на песчаный берег, скрипучие вязы резко останавливаются, подавшись назад, но ручья удержать не могут – хрустальной струёй он вливается в реку, собирая на песчаной отмели шаловливых рыбёшек, безобидно маленьких и ни на что не гожих.

А река, быстрая, светлая, с песчаным, насквозь видным дном и теплой водой, бежит неровно, извилисто огибая главную достопримечательность деревни – старый гай.

 

Урок заканчивается проверкой умения использовать предложения с обособленными членами в речи.

 

VI. Творческая работа: составить связный текст к одному из фотоэтюдов: «Апрель», «Лесной ручей», «Закат над морем».

 

Творческая работа проверяется учителем и консультантами после урока.

Итоговая оценка выводится на основании пяти работ.

 

VII. Подведение итогов урока.

 

 

 

 

 

 

10729
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!